22,7K подписчиков

«Русские чудеса» во Второй мировой войне

430 прочитали

Во времена Второй мировой войны в целом и Великой Отечественной в частности Советский Союз нередко применял военную технику, аналогов которой неприятель очень часто не имел.

Фото из архива
Фото из архива

Некоторые «русские чудеса» хорошо известны и даже можно сказать популярны. Очень многим современникам знакомы реактивные установки «Катюша» или, например, бронированные штурмовики Ил-2. Но есть и те, о которых говорят значительно реже. Среди прочего вооружении в тени остались и аэросани. Батальоны оснащённые ими заставали фашистов врасплох и обеспечивали тем самым преимущество.

Названий у этого изобретения бытовало несколько. Кто-то называл их «лыжным автомобилем». Один из изобретателей, Сергей Неждановский, в описании конструкции (1905 год) охарактеризовал её как «сани с воздушным винтом». Позднее появилось образное выражение «снежная кавалерия».

В 1903 году в документах впервые была изложена идея о создании транспортного лыжного средства, которое могло бы перемещаться по снегу за счёт создаваемого пропеллером потока воздуха. А спустя четыре года, в 1907 году построили «лыже-мобиль», сконструированный Ю.А.Меллером и А.Д.Докучаевым. Год спустя они получили название «аэросани», которое и стало наиболее привычным. Подобные «самоходные сани» некоторое время разрабатывались и использовались только в России, где при малом количестве дорог и большом — снега этот транспорт был действительно полезен. Серийный выпуск начали в 2012 году.

Позднее, к началу Первой мировой войны, санями заинтересовались и начали использовать Германия, Австрия, Англия и Франция. Основными задачами для аэросаней стали разведка, доставка и обеспечение связи. Для российской армии в 1915-1916 годах для нужд армии было построено 24 единицы «самоходов», некоторые из которых оснастили пулемётами. Другие же предназначались для эвакуации раненых.

ЦАГИ
ЦАГИ

Позже, в 1919 году заказ на проектирование первых советских аэросаней получил Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). Через несколько лет за работу в этой области взялась группа конструкторов под руководством А.Н.Туполева. Серийное производство модели транспортных саней ЦАГИ АНТ-IV и её санитарного варианта началось в середине 1920-х. По прошествии времени, летом 1941-го Государственный Комитет Обороны поставил перед промышленностью задачу, обеспечить к зиме выпуск аэросаней большими сериями. Тогда же началось формирование специальных подразделений.

Серийно выпускались четырёхлыжные НКЛ-26 и ГАЗ-98.

Чтобы увеличить число транспортируемых санями бойцов, военные придумали использовать метод буксировки — к бортам крепились тросы, за которые цеплялось в общей сложности ещё порядка 20 лыжников, помимо солдат в самих «самоходах». Это несомненно был рискованный и травмоопасный метод, но в условиях военного времени риски сочли оправданными. Иногда к аэросаням крепили сани-волокуши. На них могли располагаться как бойцы, так и пулемётный расчёт, вместе со своим орудием. Такой способ был более безопасным, но вместе с тем и более сложным.

Случалось, что такой способ применяли и для транспортировки батальонных противотанковых пушек, устанавливаемых для этого на импровизированные лыжи или крестьянские сани. Взявшиеся из «ниоткуда» орудия в местности, куда не было возможности добираться на колёсах, оказывались для врага сюрпризом и наносили ощутимый урон.

Фото из архива
Фото из архива
Сам по себе транспорт был практически неуязвим на минных полях благодаря малому давлению как лыж, так и саней-волокуш. Был у бойцов и особый «фокус», который немцам казался невозможным. Дело в том, что за счёт того, что профиль аэросанных лыж был особой Т-образной формы, бойцы могли буквально облепить свой зимний транспорт снаружи, надёжно расположившись на таких «полках».

Об участии аэросаней в боевых действиях в своих мемуарах писал знаменитый полководец К.К. Рокоссовский. Память о них осталась и в мемуарах командующего фронтов, а в будущем маршала К.А. Мерецкова. Делились воспоминаниями и бойцы «снежной кавалерии», например ветеран Андрей Уляшев: «…На снежных равнинах это был самый быстроходный транспорт… Аэросани легко и быстро проходили там, где не могла пройти тяжелая техника. Так что благодаря мобильности и внезапности нападения аэросанные части прозвали «летучими отрядами».

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника «Звезда»