Я почувствовала острую необходимость покинуть родные пенаты. Не важно куда и зачем, главное подальше от дома, где все напоминает о Тимошке и Кристине.
Финансы пока что поют романсы, потому не стала заморачиваться и включила местный новостной канал. Откуда был первый репортаж, туда я и направила свои стопы.
В пути потенциальных клиентов не встретила. Значит, нужно где-то обосноваться.
Поспрашивала местное население и поняла, что за попала. Денег на обратную дорогу не хватит, жилья нет …
Наплела три короба и маленькую тележку одной женщине, разжалобила ее, уговорила пустить перекантоваться пару дней
- Без обид, но к себе не пущу! – предупредила она. – С нами второй год свекровь живет. Приехала и поставила перед фактом, что будет жить у нас. Ведет себя так, будто не она к нам приехала, а мы к ней приехали, на шею сели и ножки свесили. Поживешь в сеструхином доме. Живи сколько хочешь или сколько сможешь. Не хочу пугать, но дом не хороший. Сеструха купила его, отремонтировала и стала жить. Хорошо, что квартиру не успели продать и через два месяца вернулись в нее. На новом месте только огород сажают. Продать-то дом теперь не могут.
- Чего так? Неужели пока ремонт делали ничего не замечали?
- Днем-то вроде бы все нормально, а как вечер приходит … В общем уживешься и слава Богу. Не уживешься – извини, ничего другого предложить не могу. Накопай себе картошки в огороде, сорви там чего-нибудь. Я разрешаю и сеструлю предупрежу.
Не взирая на то, что едва перевалило за полдень, дом встретил меня настороженно, если не сказать враждебно.
- Здравствуй, дом! – поприветствовала я и сразу спросила:
- Ты не будешь возражать, если я поживу здесь некоторое время? Если мы с тобой найдем общий язык, то, возможно, я смогу тебе помочь
В ответ послышался неприятный звук, напоминающий смех
- Расскажи мне, почему ты не хочешь, чтобы здесь жили люди? Чем они тебе насолили?
Мне показалось, что я слышу чьи-то тяжелые шаги по потолку
- На чердаке есть объяснение?
Один короткий стук сверху
- Я поднимусь, посмотрю?
Еще один короткий стук.
Легко сказать «поднимусь, посмотрю». Еще была бы лестница, чтобы туда подняться.
Решила осмотреть двор, в надежде, что где-то валяется никому не нужная лестница. Успела дойти только до угла дома, как меня окликнули:
- Вы Соня?
- Соня
- А я Таня. Хозяйка этого дома. Систер сказала, что отправила вас сюда. А я тут, на соседней улице, в двухэтажке диву. Вы как?
- Нормально. Хочу вот найти какое-никакое подобие лестницы, чтобы подняться на чердак.
- Зачем? – искренне недоумевает хозяйка.
- Я уверена в том, что на чердаке кроется разгадка дома.
Таня отмахивается.
- Какая там разгадка? Архиповы его продали, а самих жаба давит, что дешево. Да только больше за него никто не давал.
Я смотрю женщине в глаза
- Добавьте информации
- Какая там информация? Архиповы здесь жили, потом молодежь вся разбежалась. Старикам накладно стало такой домище содержать. Одно только отопление чего стоит. Все-таки 120 квадратиков. Семья-то росла и к дому все пристраивались и пристраивались. Поддались на уговоры молодых, купили себе квартиру в городе весной. Планировали осенью собрать урожай и дом продать. А тут у правнучки свадьба была. Пошли погулять, да траванулись там чем-то. Сейчас же самим лень готовить, в кафе, да ресторанах отмечают. Вот и отметили. К 9 часам вечера 12 человек на скорых увезли. Кто помоложе выкарабкались, а старики Архиповы – нет. Наследнички, как только можно стало, дом на продажу выставили. Заломили баснословную цену, будто дом в городе стоит, а не в селе на 1,5 тысячи человек. Желающих не нашлось. Сбавили цену – никого. А тут смотрим объявления везде висят. Черным по белому написано – 150 тысяч деревянных рублей всего просят. Мы с мужем посовещались и купили. Думали в первый год косметический ремонт сделаем (все-таки дом почти три года бесхозным стоял), а на следующий год плотничком займемся. А тут видишь как вышло. Деньги вбухали не подумав…
- О чем вы должны были подумать?
- Так-стариков-то Архиповых хоронили не из дома.
- Нет?
- В том-то и дело! Наследнички-то все хотро…опые. Со свадьбы-то всех в больницу увезли. Там стариков и похоронили. Из морга и на кладбище. Не надо машину искать, чтобы два гроба в село привезти, не надо на поминки тратиться. Официальная версия – мы все здесь живем, нам так удобнее.
- Получается, что дом не знает, что его прежних хозяев больше нет?
- Получается. А вы, я смотрю, разбираетесь в этом
- Так … немного
- Не скажите! Старики заговорили об этом только после того, как мы сбежали, а вы сразу
- Таня, давайте перейдем на «ты»?
- Да я руками и ногами «за»
- Вот и хорошо. Где мне найти лестницу?
- Сейчас мужу позвоню, организует. Только не могу понять, что делать на чердаке?
- Вы там были?
- Муж тоже не был?
Таня смеется
- Да он у меня на стуле бледнеет и голова кружиться начинает
Я открыла скрипучую дверь и остановилась, чтобы привыкнуть к полумраку чердака.
- Может все-таки фонарик дать? – переживает Таня
- Не нужно. Здесь достаточно светло. Глаза привыкнут и пойду дальше.
Глазам не потребовалось привыкать. Справа от входа что-то скрипнуло. Я посмотрела в ту сторону и увидела некое подобие солнечного зайчика, что метался от меня к правому углу и обратно.
- Поняла, иду! – сказала я тому, кто ведет меня в нужном направлении
- Что? – переспрашивает снизу Таня
- Да я себе говорю. Пойду в том углу посмотрю
- А что там?
- Не знаю, но с чего-то нужно начинать
К стойке на уровне подбородка прибит гвоздь, на котором висят две сетки-авоськи с картонными коробками внутри. Я снимаю авоськи, осматриваюсь. Больше в этом углу ничего нет.
Таня и ее муж Саша вошли в дом вместе со мной. Любопытство оказалось сильнее страха, к тому же день на дворе. Мы устроились за щикарным обеденным столом.
- Специально для этого дома заказывали, - пояснила Таня. – У нас дед Ушинский делает. Если все свое, включая доски, принести – две тысячи за работу берет. Для квартиры этот стол велик, а здесь …
- Будем надеяться, что все будет хорошо
Обе коробки оказались до верху наполнены фотографиями, почетными грамотами, благодарностями и письмами. Фотографии разделены по годам. Что-то лежит в обычных почтовых конвертах, что-то в картонных папках.
В конверте, подписанном «1928-1935 гг» было всего три фотографии. С той, что датирована 1928 годом, едва различимые, пожелтевшими лицами смотрят на нас 6 человек. Двое взрослых и четверо детей. Мы с трудом читаем надпись: «Архипов Макар Ильич с женой Анной Васильевной и детьми Ильей, Василием, Петром и Анастасией».
Одна из трех фотографий совсем не сохранилась. Размытое пятно, едва различимые цифры 193…
На третьей фотографии все то же семейство, но значительно увеличившееся. Вполне читаемая надпись: «1935г. Архипов М.И. с женой Анной, их дети Илья с женой Екатериной, Василий, Петр, Анастасия, Мария, Алексей»
В конверте подписанном «1936-1946гг» 14 снимков военной поры самого Макара и его сыновей Ильи, Василия и Петра
Далее идет папка датированная 1946-1960гг.
Самая ранняя фотография датирована 1947 г. Все, что осталось от семьи Архиповых. Мать семейства Анна Васильевна, ее невестка Екатерина с детьми Еленой и Макаром, сын Петр, дочери Анастасия и Мария.
- Я понимаю, что самого Макара и его сыновей Илью с Василием могли убить на войне, но куда делся младший Алексей? – недоумевает Саша
- Он же маленький был. Мог заболеть и умереть в те то годы, - поясняет ему жена
Просмотр фотографий и документов рассказал нам о том, что примерно в 1975-76 годах произошел раскол большой и дружной семьи. На прежнем месте остались только Петр и его потомки. Спустя 10 лет, покинули насиженное место двое детей и пятеро внуков Петра. Примерно в 2008-2010 годах старики Архиповы остались в огромном доме вдвоем.
- И что нам это дает? – недоумевает Саша.
- Пока ничего, но я попросила бы оставить меня одну.
- Соня, ты уверена? Уже темнеет, - беспокоится мужчина
Таня кладет свою руку поверх его
- Она знает, что делает, поверь мне.
- Да? – удивляется он, но встает и выходит вслед за женой
Я вызываю в памяти образы с последних фотографий Петра и его жены Евдокии. Приходят они ко мне в значительно более молодом облике.
- Спасибо тебе девица-красавица! – говорит Петр и шутливо расшаркиваясь кланяется.
Евдокия смотрит на него с любовью и качает головой.
- Даже тут не может вести себя как все нормальные люди!
- Положим, среди людей нас с тобой уже нет. Почему бы мне не пофлиртовать с такой очаровательной девушкой?
- Трепло! – беззлобно отвечает ему жена и обращается ко мне:
- Можно мы походим по дому?
- Конечно. Заодно скажите ему, что теперь здесь будут жить Татьяна и Александр Звонаревы и их дети. Дом не принял их.
- Так он же не знает, что нас больше нет.
Архиповы прощались с домом, а я сидела и смиренно ждала.
- Новым хозяевам больше нечего бояться – возвестила Евдокия.
- У меня к тебе просьба, - обращается ко мне Петр. Он кивает на коробки с фотографиями и документами. Выбери отсюда самую суть, передающую историю рода Архиповых. Внук моей сестры Марии пытается найти свои корни, составить древо. Передай ему!
- Как мне его найти?
- Так ты с ним знакома. Это Щербаков Сергей Кириллович
- Серый – ваш внучатый племянник?
- Да. Мария со своим семейством уехала отсюда, а Серега решил вернуться. Не совсем в родные края, в соседний регион, но все же…
- Почему же он не приехал сюда, в родовое гнездо? Бабушка умерла, когда его отец Сергея еще в школе учился. Он толком и не помнит откуда они приехали, а спросить не у кого – Сережкиного деда тоже уже нет.
Мы договорились, что я поживу несколько дней вместе с семьей Звонаревых в доме. Они хотели быть уверенны в том, что теперь все спокойно.
На второй день, слегка смущаясь, Таня привела в дом женщину.
- Соня, ты не могла бы помочь Зое Дмитриевне?
- Смотря в чем
- Я вас оставлю, а там решайте
С первым мужем я прожила меньше года, что, впрочем, не удивительно. Приехала сюда по распределению, познакомилась, влюбилась и через полгода мы поженились. Оказалось, что возлюбленный парень Женя Реутов и молодой муж Евгений Реутов – два разных человека. Я выходила замуж за культурного, общительного и обходительного парня, а получила грубого, пренебрежительного мужа. Руку на меня не поднимал, но относился, как к человеку второго сорта. Когда сказала, что ухожу и подаю на развод, лишь ухмыльнулся:
- Ославлю так, что ни один нормальный мужик и не посмотрит в твою сторону
- Славь!
Примерно через год у меня начались отношения с Тюменцевым Колей. Теперь я была умнее и почти два года мы встречались, пока он полностью не раскрылся. Поженились. Родили 2 детей, 16 лет вместе прожили. Что потом случилось с Колей, я так и не поняла.
В один из дней проснулся утром вялый, ко всему равнодушный. Завтракать не стал, ушел на работу. Я тоже ушла на работу, дети в школу. Возвращаемся – вещей Коли нет, на столе записка: «Простите, я ушел». Кинулись на розыски. Оказалось, что он с утра пришел на работу, написал заявление на увольнение и ушел. Сказали, что видели, как Коля садился на автобус до Леонидовки. У моей коллеги там сестра живет. Она выяснила, что к Алле Державиной приехал какой-то мужчина с вещами. В тот день уже поздно было, а утром мы с детьми сели на автобус и поехали в Леонидовку. Если не вернуть отца, то получить объяснение его поступку.
Коля был вялый, ко всему равнодушный, на все наши вопросы неизменно отвечал:
- Я должен жить здесь.
Спустя три недели пришло известие о том, что Николай выдолбил прорубь и прыгнул в нее в зимней одежде.
Погоревав 4 года, я сошлась с Лёней Жаровым. Отношения не оформляли. Зачем? Не 20 лет уже. 6 лет прожили душа в душу, когда Лёня с банальным аппендицитом, попал в больницу. Выписавшись, он приехал для того, чтобы забрать свои вещи и переехать жить в райцентр к другой женщине. Через 3 месяца его не стало. Сердце.
Минуло 2 года. Ко мне захаживает Гена Акимчев. Предлагает сойтись, а я боюсь. Боюсь, что и он уйдет. Что со мной не так? Почему все мужчины сначала уходят к другим, а потом умирают?
- Что стало с вашим первым мужем?
- Женился вскоре после того, как я вышла замуж за Колю и, кстати, умер на год раньше Николая. Он в последние годы, как с цепи сорвался – пил, не просыхая.
- А его жена?
- Терпела и радовалась жизни, пьяный он не буйный. До того, как начать пить он частенько поколачивал жену.
- Дети у них были? Нет. Вера дважды была беременна, но оба раза потеряла ребенка на большом сроке. Какое это имеет отношение ко мне?
- Пока не знаю. Пытаюсь прояснить ситуацию. Дайте мне вашу руку и попытайтесь вернуться в то время, когда вы были с Евгением.
- Он-то здесь причем?
- Это ваш первый неудачный брак.
Я вижу совсем молоденькую девушку, которая сидит с широко раскрытыми глазами и до крови кусает свой кулак.
- Он мой! Он должен быть моим! Он уже обратил на мен внимание и тут приперлась она!
Картинка меняется.
Все та же девушка с ненавистью смотрит вдаль.
- Думаешь, обрела счастье? Как бы не так! Баба Даша дала мне отвар, который я сегодня незаметно подмешаю вам. Не быть вам вместе и детей тебе от моего Женечки не нянчить!
Смена картинки
Все та же девушка, но старше сидит на стуле, опустив голову. Голос за кадром говорит:
- Вера, я все сделала, как ты просила. Говорю в последний раз: прежде, чем применить, подумай еще раз! Он не предназначен тебе судьбой и счастья не принесет. Ты разрушила его брак. Легче стало? Он стал твоим? Нет! Станет он твоим мужем, будете жить под одной крышей, но душой он никогда не будет с тобой.
- Я люблю его и хочу быть его женой!
- Он до сих пор любит ее и думает только о ней
- У нее другой и они скоро поженятся
- Более того – они будут счастливы в браке, а ты – нет.
Картинка вновь сменилась и теперь уже я вижу изможденную, безрадостную молодую женщину. Она сидит у поросшей травой могилы со скромной табличкой «Коробова Дарья Иннокентьевна 12/11-1921 - 20/03-2000»
- Баба Даша, что мне делать? Я больше не могу так жить, но и уйти от него не могу. Что я наделала? К кому мне теперь обратиться за помощью? Хотя, какая помощь? За что боролась, на то и напоролась. Вы же меня предупреждали…
С соседней могилы слышится посторонний звук. Женщина оборачивается на него и видит, как по краю гранитной окантовки катится граненый стакан.
- Нужно напоить его? А что это даст?
Стакан падает и, не взирая на малую высоту, разбивается
Вера оживает
- Спасибо за совет, баба Даша!
Женщина с безумным взглядом смотрит на огонь.
- Почему в жизни все так не справедливо? Я любила Женечку, а он выбрал Зою. Я забрала его себе, но счастья так и не познала, а она вышла замуж за другого и живет себе припеваючи. Женечка в могиле, а ее муж жив-здоров. Почему такая несправедливость? Я хочу чтобы Зоя испытала все то, через что пришлось пройти мне! Пусть ее ненаглядный Тюменцев уйдет к другой женщине! Я слышала, Алька Державина из Леонидовки к Тюменцеву клинья подбивала, а он на Зойке женился. Алька с мужем развелась, третий год одна живет. Пусть хоть немного счастья познает. Не все Зойке, как сыр в масле кататься.
Картинка меняется
Вера ликует
- Я и не знала, что мое искреннее желание способно исполниться на следующий день. Надо же! Зойкин Колька ушел к Альке! Я так рада! Так рада, что Зойка теперь горькими слезами обливается, как я когда-то
Еще одна смена картинки
Вера испуганно смотрит вдаль.
- Я не желала смерти Коли Тюменцева! Правда-правда! Я хотела, чтобы Зойка помучилась от того, что муж ушел к другой. Что я наделала? Зойкино счастье разрушила, свое не построила. Зачем жить? Детей Бог не дал. Женечку в могилу свела, ведь это он с моей подачи спился.
Вера решительно встает и достает пакет с лекарствами. Выдавливает на стол все таблетки, которые попадаются под руку не читая названий. Все упаковки опустошены, перед женщиной гора таблеток. Она берет ковш с водой и пригоршню таблеток. Глотает таблетки, давится, запивает и снова берет пригоршню таблеток. Стол опустел.
Вера проходит в комнату и ложится на диван.
- Прости меня, Женечка, за испорченную жизнь! И ты, Николай, прости! Я не желала твоей смерти.
Я возвращаюсь к Зое.
- Теперь подумайте о Николае. Вспомните последний год совместной жизни
Николай пришел ко мне сам.
- Соня, передай Зое, что я не хотел. Я не знаю, как так вышло. Просто проснулся и понимаю, что со мной что-то не так, а что именно не знаю. Вроде бы, как обычно, пошел на работу. Там, словно кто-то руководил моими действиями, написал заявление об увольнении и пошел домой. Как во сне, собрал вещи и поехал. Куда? Зачем? Не знал сам. Из последних сил написал Зое три слова. Изначально хотел написать о том, что со мной происходит, попросить помощи, но не смог. Очнулся уже у Аллы в постели. Мною двигала похоть, но мысли были о Зое и детях. Я жил, как в тумане. Не понимал, что делаю, не знал, что говорю. Мысли были о семье, но я не мог переступить через наваждение и уйти. Помог мне сын Аллы. Мальчишка пришел из школы и с такой завистью стал рассказывать о том, как его одноклассник в воскресенье ходил с отцом на рыбалку. Я говорю:
- Утром сделаю лунку, а после школы сходим на рыбалку.
Пошел лунку долбить утром, а голова-то затуманеная вот и сделал больше чем нужно. Вдруг понял, что если прыгнуть в нее в зимней одежде, то быстро утонешь. Пока мысль не затуманилась, тут же нырнул в лунку и постарался отплыть подальше от отверстия.
- Зоя, теперь подумайте о Леониде
- О ком?
- О Лёне
- А! так он вообще-то Алексей, это я Леней его называла
- Пусть будет Алексей, главное вспомните его и ваш брак
Алексей-Лёня тоже пришел ко мне сам
- Моя смерть к Зое не имеет никого отношения
- Расскажите.
- После того, как от меня ушла первая жена, я сильно переживал и даже уехал в райцентр, чтобы не встречаться с ней. Там у меня случился роман с молодой женщиной, на 12 лет моложе меня. Мы встречались 2-3 раза в неделю исключительно по ее инициативе и только на моей площади. Через 2,5 месяца я узнал, что она замужем. Я сам совсем недавно был в положении ее мужа, потому прервал отношения и вернулся в свое село. Решил, что должен найти одинокую женщину и создать семью. На эту роль идеально подходила Зоя. Мы хорошо жили и были счастливы. А потом этот злополучный аппендицит случился. В больнице, случайно, встретил Олю, узнал, что она теперь вдова. Всплыло былое. Чего греха таить, мне ни с кем не было так хорошо, как с ней. Оля понимала, что после операции мне не до близости, но предложила переехать к ней и я не смог устоять. Беда в том, что я кое-что упустил. Мне 57 лет, ей 45. У нас разные потребности и возможности. Она не на чем не настаивала, пока я мал-мал не восстановился, а потом началось какое-то безумие. Я-то думал, что помолодел рядом с молодой женой, а оказалось, что она втихаря подкармливала меня препаратами для повышения потенции и сердце не выдержало. Не позарился бы на молодую – до сих пор жили бы с Зоей. Я сам во всем виноват.
- Что ж, Зоя Дмитриевна, теперь я могу сказать с полной уверенностью, что вы ни в чем не виноваты.
Я, в двух словах, рассказала женщине, как все было.
- А Гена? Он..?
- Давайте посмотрим
Увидела я не их совместную жизнь, а ссохшегося старика, что сидит за столом и смотрит на фотографию в рамке
- Почему ты оставила меня одного? 23 года шли рука об руку, а теперь ты ушла, а я остался. Зачем мне жить без тебя?
- С Геной все будет хорошо. Вы будете жить долго и счастливо.
Глава 33 здесь
Автор Павлина Крылова