Коронавирус и закрытые границы заставили россиян по-новому взглянуть на свою страну. Кому-то впервые пришлось по ней путешествовать, кому-то - искать новые направления, взамен хорошо знакомым Петербургу и Золотому Кольцу. В этой ситуации толпы туристов внезапно ломанулись на Северный Кавказ - он гораздо ближе и удобнее расположен, чем какие-нибудь Алтай или Саяны, а широкие массы раньше его как правило игнорировали. Кавказу, в свою очередь, пришлось привыкать к небывалому наплыву туристов со всей остальной России. Я был знаком с ним лишь посредством Адыгеи да сочинской Красной Поляны. Строго говоря, и в этот раз на полноценный Кавказ мы не собирались. Ещё в июле, решив не надеяться на открытие границ, мы стали планировать осенний отпуск в КМВ - сверхпопулярном, логистически удобном, но совершенно незнакомом нам месте. Сначала хотели без ночёвки сгонять оттуда посмотреть на Домбай, Архыз или Эльбрус. Но по мере проработки маршрута от красивых, но скучных курортных городов мы всё сильнее кренились в сторону грандиозной дикой природы республик. Сперва одну ночёвку допустили, потом поняли, что и этого мало. За неделю до поездки от КМВ у нас в плане осталось только два дня на Кисловодск, но и их пришлось отменить из-за введённого карантина для въезжающих на Ставрополье. Так что КМВ мы не увидели вовсе, зато в Карачаево-Черкесию получилось глубокое недельное погружение. Начать решили, конечно, с того, что на слуху даже у тех, кто никогда особо этими краями не интересовался. Воспетый Визбором Домбай с момента своего открытия для туристов при СССР не переставал быть для них магнитом. И даже несмотря на нынешнюю моду на горные лыжи и на обновлённую канатную дорогу, Домбай всё ещё место не столь про катание, сколь про гитару у костра, тушёнку из банки, свободу и романтику. В совокупности с фантастическими осенними пейзажами эта атмосфера просто не даёт в него не влюбиться. В этом рассказе - про посёлок и его основной подъёмный маршрут. Так сказать, первые шаги туриста на Кавказе.
1. Знакомство с Карачаево-Черкесией у меня получилось внезапным. Солнце ушло рано, в скучной степной и не слишком уютной восточной части Кубани, где-то под Армавиром. Почти двести километров мы преодолевали в темноте, не увидев ни появление гор на горизонте, ни первые складки рельефа, ни грандиозное ущелье, в которое мы в конце концов приехали, ни обрывов с края от дороги. Просто в темноте дорога сначала была прямой, потом стала петлять и подниматься куда-то. Зато, проснувшись утром, мы увидели нечто фантастическое, кардинально отличающееся от того, что было вчера на закате:
2. Застройка тут, конечно, местами по-южному хаотичная и бестолковая, тем не менее парадные фасады стараются выдерживать в стиле "под Европу". На центральной улице Домбая домики чистенькие, без какого-либо вырвиглаза. Благодаря потрясающему фону этого вполне достаточно, чтобы было красиво.
4. За архитектурные достопримечательности тут сойдут разве что пара модернистских гостиниц, построенных в лучших трендах позднего СССР. Они лишь добавляют атмосферы доброго советского туризма:ектуры или стилевом диссонансе тут не приходится.
5. За архитектурные достопримечательности тут сойдут разве что пара модернистских гостиниц, построенных в лучших трендах позднего СССР. Они лишь добавляют атмосферы доброго советского туризма:
5. К сожалению, их состояние заставляет сделать выбор в пользу современных частных отелей, хотя мне бы очень хотелось пожить там, в декорациях парадного советского курорта. Жаль, что их не ремонтируют. А самую лучшую из них, гостиницу "Аманауз", введение в эксплуатацию которой было запланировано на 1985-й, и вовсе так и не достроили:
6. Ещё одной достопримечательностью Домбая вскоре станет новая мечеть. Её-то строительство точно доведут до конца:
7. Хоть Домбай, вероятно, входит в тройку самых популярных горнолыжных курортов страны, это не единственный и даже не главный его профиль. Нижняя станция маятниковой канатной дороги с симпатичным барельефом, в лучших традициях нашего юга и Кавказа, с двух сторон зажата более поздними постройками:
8. Хоть табличка и сообщает, что она закрыта на профилактику, создаётся полное ощущение, что канатка попросту заброшена. Каково же было наше удивление, когда на следующий день она как ни в чём не бывало поехала:
9. Отличие Домбая от других горнолыжных курортов - это в значительной степени ещё и экскурсионный объект. Здесь и в несезон, в октябре, не чувствовалось запустения. В посёлке людно, суетливо; гостиницы не на сто процентов, но заполнены. Во все стороны расходятся маршруты на любой вкус - к озёрам, к водопадам, в ущелья, в пещеры. Автомобильные, пешие, конные, с ночёвками и т.п.
10. По всему посёлку разбросаны УАЗики, предлагающие экскурсии. В силу их многочисленности, за клиентов бьются внешним видом. Какие-то выглядят брутально, словно танки, а иным прямая дорога на выставку ретротехники, настолько тщательно они отреставрированы. Также есть единичные Хаммеры и ГАЗ-69, но апогеем этой внедорожной конкуренции, пожалуй, является редкий восточноевропейский грузовик времён СВД:
11. Ещё к рукотворным красотам Домбая можно отнести пешеходный вантовый мост через реку Аманауз. Фото этого не передают, но под ним весьма внушительная пропасть. Вроде центр посёлка, а перепад высот солидный.
12. Вблизи станции нового подъёмника - небольшой рынок со всяким сувенирным скарбом. Надо сказать, как и на всех наших южных курортах, тут довольно навязчивый сервис. Повсюду предлагается какая-нибудь ерунда за деньги. Причём, мне кажется, местные соревнуются, кто более бесполезную и нелепую услугу для туристов придумает. Впрочем, по сравнению с ЮБК, где всевозможные продавцы и зазывалы натурально шагу сделать не дают, тут всё очень цивилизованно и тактично.
13. А вот и главный на сегодняшний день "новый" подъёмник. Он построен в конце 2000-х. состоит из трёх очередей и доставляет в конечном счёте на высоту 3200 м. Сам посёлок, как видно из надписи, находится на уровне 1590 м.
14. На такую высоту мы в иных местах уже посредством канатных дорог поднимались, а здесь наш путь только начинается.
15. Первая очередь представлена комфортными импортными кабинками, как на "Розе-Хутор":
16. Актуальные проблемы Домбая:
17. На втором этаже все кабинки тщательно поливают. Уж не знаю, связано ли это с пандемией, или тут всегда так:
18. Хватает тут бардака и неприглядных видов. На высоте никто марафет не наводит:
19. Впрочем, всё окупается природными пейзажами. Подобрать эпитеты, насколько тут красиво (не только на станциях подъёмника, а вообще в окрестностях Домбая) сложно. Всё это хочется как-то забрать, унести с собой, откусить кусочек.
20. Один из аттракционов для туристов, ещё не самый плохой, - фото на качелях у обрыва. Тех, кто сделал это здесь, на втором "этаже", ждёт разочарование. На каждом следующем уровне есть такая же штука, только там виды круче.
21. Здесь сразу два объекта, за фото с которыми берут по 100-200 рублей. Як и надпись. И если фото с животным в мою картину мира хоть как-то вписывается, то отдавать деньги за кадр на фоне деревянных букв - это какой-то абсурд. Но таких инсталляций тут с десяток. "Я люблю Домбай", "Лучше гор могут быть только горы", просто сердечки с рюшечками. Некоторые, невостребованные видать, порой валяются где-нибудь за сараями. Но за фото с каждым предлагается заплатить.
22. Яков на самом деле два, их время от времени меняют, видимо, чтобы не перегревались. Пока один отрабатывает, второй отдыхает в тени подъёмника, такого же запасного, как и сам як. Даже не верится, что эти кабинки завтра поедут. Кто ими воспользуется, когда рядом есть новые? Только из экономии?
23. Но вторая и третья очередь всё равно входят в состав нового... Они уже, правда, не такие модные и комфортные, но, так или иначе, тоже вполне себе ничего.
24. Сезона ждут многочисленные мелкие подъёмники, которые нужны преимущественно лыжникам. В несезон некоторые из них тоже работают, но едут все в основном по главному трёхступенчатому маршруту. Что любопытно, загружен он очень даже неплохо. Желающих подняться посозерцать горные виды в будний осенний день с лихвой, даже за весьма нескромную цену.
25. Сервисная деревушка в месте схождения лыжных трасс. Зимой там движуха. Маршрут основного подъёмника обходит её стороной, однако туда ведёт пара второстепенных канаток. На этой полянке - главный архитектурный символ Домбая, гостиница в форме летающей тарелки, подаренная ему ещё в 60-е финским архитектором:
26. На третьей станции нашего подъёмника - похожее скопление кафе и сувенирных магазинов. Еда тут недешёвая, а подача без изысков - на такую высоту всё, включая воду, доставляется тем же самым подъёмником, поэтому никто особо не эстетствует.
27. На чай с видом на горы мы всё же соблазнились. Ну и на хычин, конечно, - национальный карачаевский пирог. В Москве (редко, но встречали) и в некоторых попсовых местах в самой республике его от осетинских пирогов не отличишь, но в большинстве мест Карачаево-Черкесии всё же у него есть свои неповторимые особенности.
28. Общепит тут вообще очень домашний, как в Турции. Выносят едва ли не со своей кухни, готовят везде по-разному. Но в подавляющем большинстве случаев кормили нас тут очень вкусно и недорого. И, что самое удивительное, даже тут, на станции подъёмника, где проходимость людей огромная и постоянных клиентов почти не бывает, еда была качественной и вкусной.
29. Хотя поработать над внешним видом инфраструктуры и услуг всё же стоило бы. Многие люди воспринимают исключительно визуально.
30. На третьем "этаже", а также на самих открытых подъёмниках, становится ощутимо холодно. Ветер дует колючий и пронизывающий. Мои спутницы, хихикавшие надо мной, когда я тюком тащил с собой осенние куртки внизу, где температура была под двадцать, выразили благодарность.
31. Долина реки Аманауз. Именно по ней проходит единственная дорога, связывающая Домбай с внешним миром. По бокам - горы, а в другую сторону уже через пять километров - глухая граница Абхазии. Из-за этого погранзона начинается сразу за чертой посёлка. Почти все направления для походов и поездок из Домбая требуют специальные пропуска от ФСБ. Благо что ради развития туризма тут их получение заметно упрощено. На самых популярных направлениях они выдаются прямо на входе на маршрут. Зачастую там, правда, никого не бывает, и получить его просто не у кого, и в таком случае при продолжении движения становишься формальным нарушителем. Но на массовых тропах вроде никого не штрафуют.
32. Третья очередь совсем небольшая. Она ведёт на вершину горы Мусса-Ачитара, на склонах которой и происходит весь горнолыжный экшн в Домбае:
33. Здесь, на высоте 3200 метров, уже и снег лежит. Дети как заколдованные сразу идут к нему, потрогать:
34. Отсюда виден Эльбрус, расположенный, по большей части, в другом субъекте федерации:
35. На такую высоту я поднялся впервые. Организм дал понять, что мне уже не двадцать лет и думать о горах надо было раньше. Вроде так на первый взгляд ничего, но стоит хоть немного ускорить шаг, начинает отдавать в голову.
36. Здесь тоже хватает всяких объектов для фото за 150 рублей. Трон из сноубордов, "Я люблю Домбай", чучело горного козла, а также колорит современного Кавказа - вполне себе настоящее автоматическое оружие.
37. Изнанка:
38. Неожиданная культурная программа:
39. Привет от строителей Домбая:
40. Нетуристический, будничный Домбай выглядит вот так. Его совсем мало - постоянного населения тут чуть больше пятисот человек:
Домбай ожидаемо оказался прекрасным местом для знакомства как с Карачаево-Черкесией, так и с природой Кавказа в целом. Это уютное и душевное местечко с каким-то своим особенным теплом. Количество направлений для всяческих вылазок тут таково, что в Домбае вполне реально провести двухнедельный отпуск, даже без горнолыжного спорта. Об одной из таких вылазок, в город Теберда, я уже писал. Про природу окрестностей Домбая - как-нибудь в другой раз). #город золотой
Если Вам понравился пост - ставьте лайки, это мотивирует писать дальше. Если есть, что сказать или обсудить, - пишите, с удовольствием отвечу. 😉