Вот так всегда. Хочешь коротенько написать о чем-то совсем не грандиозном, а стоит потянуть за ниточки, и мотается такой клубок… Здесь этой ниточкой оказалось официальное имя самой красивой мечети Иордании и одной из самых красивых мечетей, не побоюсь этого слова, мира.
Почему Шахматная - очевидно.
Почему Абу Дервиш - можно догадаться, что именное название мечети кем-то заслужено.
Но почему Черкесская?
Ближний Восток, Иордания, её столица Амман, вершина одного из семи холмов, на которых стоит город - холма Джебель-Ашрафие. Видно ее отовсюду, но лучше всего с другого холма.
Ну и для полноты картины сам Джебель-Аль-Кал'а с точки между этими двумя холмами. Холм, где знаменитая Цитадель.
Вот оттуда я эту мечеть впервые и увидела, а увеличив и разглядев фото, дала себе слово, что обязательно посмотрю на неё вблизи. Ну, и к тому моменту, когда мне это удалось, имя Черкесская уже не удивляло. Больше того, я знала, что о ней известно в Абхазии и что там ее зовут Абхазской.
Дело в том, что издавна за рубежом всех выходцев из Адыгеи и Кабардино-Балкарии называли черкесами. Шапсуги, абадзехи, бжедуги, темиргоевцы, кабардинцы, натухайцы - ну где там различить одних от других? Как все русскоязычные славяне для иностранцев - русские, так и все эти народы - черкесы. А в Иордании они и сами, оказавшись мухаджирами (иммигрантами), предпочли забыть о различиях и выживать, сплотившись в одну этнокультурную общность.
Исход горцев с родины на Ближний Восток случился в 1860-х годах после кавказской войны 1763 — 1864 годов. Тогда непокорные горцы получили ультиматум от российской короны: смириться с властью, добровольно уйти за пределы Российской империи или оказаться насильно расселенными и под жёстким контролем на равнинах Кубани. Вот тогда они и отозвались на предложение другой империи - Османской - стать её подданными.
Впрочем, это уже другая история, а мы вернёмся к красавице-мечети.
Так вот основателем её был абхаз по происхождению Мустафа Хассан, родившийся в Сухуме в 1903 году. По мусульманской традиции было у него и иное имя — Абу Дервиш, отец Дервиша то есть. Судьба забросила его с родины сначала в Сирию, а потом и в иорданский Амман. Город стал ему родным домом, и Абу Дервиш решил отблагодарить его, построив мечеть там, где её не хватало. Он продал имевшуюся у него в собственности землю, занял денег у друзей и в 1961 году, купив участок на вершине Джебель-Ашрафие, передал его мусульманской общине. Подарил. Потом сам спроектировал мечеть и построил ее на свои деньги.
Рядом с мечетью располагался госпиталь, а родственникам больных негде было останавливаться, и тогда этот человек пристроил к мечети пару гостевых помещений. Потом власти, увидишь такую доброту, попросили ещё пару — для школы. Подарил и школу.
И если в мечеть я проситься постеснялась (народ как раз собирался на намаз), то в школу просочилась. Даже в учительскую)) Но фото будут самыми невинными, ровно как я учительницам и обещала.
Вот и ещё один иорданский пазл встал на своё место в общей картине, которую мне никогда не надоест собирать, поэтому самое время сказать вам