Найти в Дзене

Великолепие отвратительного

Примечание – данный пост может оскорбить эстетические чувства чрезмерно возвышенной публики, воспитанниц института благородных девиц, аристократов в 9 колене и тех, кто всегда привык жить «правильно» и «сурово». В связи с этим, данным категориям граждан лучше дальше не читать Если что, я предупреждал.

В истории искусства бывают такие явления, которым даже сложно дать какую-то более-менее определённую оценку. Иногда это доходит до совершеннейших парадоксов. Что хорошего в беспробудном пьянстве, дыме коромыслом, антисанитарии, пьяных драках, физиологических эксцессах и прочем «прожигании жизни». Ничего. Абсолютно отвратительные явления. Фламандский художник Адриан Брауэр (наши постоянные посетители Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина более привычны к написанию Браувер - 1605/1606-1638) изображал только эту «чернуху». Серьёзные родители стараются поскорее провести своих детей мимо его картин. И, наверное, правильно делают. С другой стороны, мало можно найти живописи такой живой, весёлой, жизнерадостной. Это безобразие великолепно, и я бы даже сказал местами гениально. Такой вот парадокс. Посмотрите сами. Жутко непедагогично и не дай Бог кому-то столкнуться с этим вживую, но невозможно оторвать глаз и не произнести пару-тройку крепких словечек с нотками восторга.

Адриан Брауэр. Крестьянская пьянка. 1630. Рейксмюсеум. Амстердам
Адриан Брауэр. Крестьянская пьянка. 1630. Рейксмюсеум. Амстердам
Адриан Брауэр. Крестьянская драка с бочкой. Старая пинакотека. Мюнхен
Адриан Брауэр. Крестьянская драка с бочкой. Старая пинакотека. Мюнхен
Адриан Брауэр. Старый пьяница. 1625-1638. Национальный музей старинного искусства. Лиссабон.
Адриан Брауэр. Старый пьяница. 1625-1638. Национальный музей старинного искусства. Лиссабон.
Адриан Брауэр. Горький напиток. 1636-1638. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Германия)
Адриан Брауэр. Горький напиток. 1636-1638. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Германия)
Адриан Брауэр. Пьяницы во дворе. 1631-32. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (Бельгия). Место нынешнего хранения очень хорошо соответствует изображённому.
Адриан Брауэр. Пьяницы во дворе. 1631-32. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель (Бельгия). Место нынешнего хранения очень хорошо соответствует изображённому.
Адриан Брауэр. Чувства. 1635. Резиденцгалерее (Зальцбург, Австрия)
Адриан Брауэр. Чувства. 1635. Резиденцгалерее (Зальцбург, Австрия)
Адриан Брауэр. Крестьянский скандал. Галерея Маурицхёйс, Гаага (Нидерланды)
Адриан Брауэр. Крестьянский скандал. Галерея Маурицхёйс, Гаага (Нидерланды)
Адриан Брауэр. Сцена в таверне. 1635. Национальная галерея. Лондон
Адриан Брауэр. Сцена в таверне. 1635. Национальная галерея. Лондон
Адриан Брауэр. Операция на спине. 1636. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Германия)
Адриан Брауэр. Операция на спине. 1636. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне (Германия)
Адриан Брауэр. Драка крестьян при игре в карты. Дрезденская картинная галерея.
Адриан Брауэр. Драка крестьян при игре в карты. Дрезденская картинная галерея.

При жизни Брауэра, как это водится, не ценили. Многие, кроме его современника и соотечественника (оба проживали в Антверпене) Питера Пауля Рубенса (уж он-то немного разбирался в живописи). Патриарх фламандской живописи даже регулярно ссужал деньгами своего коллегу. Зато теперь, как видите, работы Адриана Брауэра хранятся в лучших музеях мира, не исключая отечественные. Впрочем, уже после смерти Брауэра копировали (естественно, на продажу), что говорит о том, что не так уж низко он ценился у современников.

Стиль Адриана Брауэра. Мастер выпить. 1700. Рейксмюсеум. Амстердам
Стиль Адриана Брауэра. Мастер выпить. 1700. Рейксмюсеум. Амстердам

Повторюсь, не дай Бог кому-то столкнуться с этим в жизни. Но живопись весёлая, задорная, увлекательная, особенно когда отключаешь внутреннего «моралиста» и начинаешь просто любоваться.