Найти в Дзене
Две Войны

СУ-152 и ИСУ-152 «Зверобой»- чем отличаются эти машины, и почему только одну можно назвать удачной?

Оглавление

Во время Великой Отечественной Войны, армии СССР и Третьего Рейха массово применяли самоходные артиллерийские установки различных модификаций — истребители танков, штурмовые орудия, зенитные установки. Среди них было немало конструкций вызывающих удивление, но есть и те, которые даже вызывают уважение. Сегодня мы сравним две из них — СУ-152 и ИСУ-152. Простому обывателю кажется, что это одинаковые машины, но на деле они значительно отличаются друг от друга.

СУ-152

СУ-152 была разработана в конце 1942 года на базе тяжёлого танка КВ-1с, облегчённого варианта КВ-1, стремительно устаревающего на тот момент из-за орудия. В КВ-1с удалось решить проблему с перегрузкой силовой установки и подвески танка путём уменьшения габаритов некоторых узлов, использованию более тонкой брони и усилению двигателя — всё это в сумме дало уменьшение массы на полтонны и прибавку в сотню лошадиных сил к мощности. Также «скоростная» модификация имела максимальную скорость в 42 км/ч по шоссе (на целых 8 км/ч больше, чем в базовой модели).

СУ-152 «обрела» в качестве орудия 152-мм гаубицу МЛ-20с в неподвижной боевой рубке, достаточно мощное круговое бронирование в 60 мм толщиной. Лобовой лист рубки получил бронирование в 75 мм при угле наклона в 30 градусов. Маска орудия была толщиной 65 мм. Всё это увеличило массу до 45 тонн, что вернуло САУ все детские болезни КВ-1 — перегруженность силовой установки и трансмиссионного отделения, что снижало моторесурс СУ-152.

Орудие имело углы вертикального наведения в диапазоне от 5 до +18 градусов, горизонтальное наведение составляло 12 градусов. Боезапас составлял 20 снарядов раздельно-гильзового заряжания. Дальность стрельбы достигала 3,8 километра. В качестве противопехотного оружия выступали два ППШ с боезапасов в 18 дисков, входящие в комплект боевой машины.

Ходовая часть позволяла самоходке развивать скорость до 43 км/ч по шоссе, с запасом хода по шоссе в 330 километров. Индивидуальная торсионная подвеска позволяла СУ-152 преодолевать стенки высотой в 1,2 метра, ров в 2,5 метра или брод глубиной до 90 сантиметров.

СУ-152, август-сентябрь 1943 года. Фото в свободном доступе.
СУ-152, август-сентябрь 1943 года. Фото в свободном доступе.

ИСУ-152 «Зверобой»

ИСУ-152 была разработана в конце 1943 года на базе перспективного на тот момент прототипа танка ИС-85 (впоследствии ИС-1), с улучшенной трансмиссией, с большим ресурсом. Тем не менее, ИС-85 «унаследовал» ряд технических решений от КВ-1, поэтому его можно смело считать глубокой модернизацией «Клима Ворошилова». Тем не менее, ИС-85 получил более мощное бронирование вкупе с 85-мм орудием.

ИСУ-152 имела на вооружении ту же 152-мм гаубицу МЛ-20с, в качестве дополнительного вооружения в 1944 году добавлялся зенитный пулемёт ДШК калибра 12,7 мм, устанавливаемый на крыше боевой рубки. В качестве противопехотного оружия экипажа выступали два ППШ с боекомплектом в 21 диск и 20 гранат Ф-1. Боевая рубка получила более мощное бронирование — 90 мм в лобовой части, 75 в боковой. Корпус боевой машины получил такое же бронирование, но с более рациональными углами наклона брони. Изменения коснулись и углов наводки — горизонтальные углы получили 10 градусов, а вертикальные колебались от 3 до +20 градусов. При этом дальность стрельбы осталась неизменной — 3.8 километра, максимальная составляла 13 километров. Боекомплект ИСУ152 составлял 21 снаряд раздельно-гильзового заряжания.

«Ослабла» моторная часть — ИСУ-152 имела 500-сильный дизельный четырёхтактный двигатель, вкупе с планетарной трансмиссией он позволял развивать скорость до 35 километров в час. Запас хода при этом составлял 220 километров.

Ходовая часть позволяла самоходке преодолевать вертикальные барьеры высотой до метра, ров шириной два с половиной метра или брод до полутора метров.

ИСУ-152. Фото в свободном доступе.
ИСУ-152. Фото в свободном доступе.

Какие визуальные отличия были у этих машин?

Несмотря на внешнее сходство, две самоходки имеют и внешние отличия. Разработанные на разных базах, они унаследовали от машин-доноров некоторые элементы внешнего вида.

Машины имели разные габариты — полная длина СУ-152 составляла 8.95 м, тогда как ИСУ-152 была длиной в 9.2 метра. Ширина машин составляла 3,25 метра для СУ-152 и 3,07 метра для ИСУ-152. Различались машины и высотой — 2,45 метра у СУ и 2,48 метра у ИСУ. Конечно, мало кто может на глаз определить разницу в несколько сантиметров, поэтому я подобрал ещё несколько параметров:

  • Основным отличием можно считать наличие пулемёта на крыше рубки ИСУ-152;
  • Катки имеют различное рифление — шасси от КВ-1с имело крупные катки с ярко выраженными «звёздочками», тогда как катки ИС-85 имеют меньшие размеры с менее заметным рифлением. Отличаются так же размеры и форма ленивцев — на КВ-1с они больше.
  • Крылья надгусеничных полок ИСУ-152 выполнялись скошенной формы (поздние модификации), тогда как у СУ-152 они были прямые.

Как самоходки показали себя в бою, и какая из них была эффективнее?

СУ-152 была выпущена в количестве 670 единиц, в безвозвратные потери записана 171 машина только за 1944 год. К слову, ко второму полугодию того года, в строю осталось не так много этих машин — выбывшие машины заменялись на ИСУ-122 и ИСУ-152. Уцелевшие СУ-152 использовались в вооружённых силах примерно до 1958 года, после чего та часть, что осталась в войсках, была распилена на металлолом — уцелели лишь машины, используемые в виде памятников.

ИСУ-152 ожидала более завидная участь — из выпущенных 2825 машин в безвозвратные потери списано не более 20% машин за весь период войны. Адекватное на период до конца 50-х лобовое бронирование, более надёжная ходовая часть и специально разработанные для ИСУ-152 кумулятивные боеприпасы позволяли считать её настоящим «Зверобоем» - устоять против прямого попадания в лобовую проекцию любой немецкой машины мог далеко не каждый немецкий танк. На мой взгляд, ИСУ-152 было намного "удачнее" своего конкурента.

Именно совокупность этих боевых качеств позволила этой САУ находиться на вооружении до середины 70-х. Однако, как минимум одна такая машина была расконсервирована специально для помощи в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Лучшие танки Ленд-лиза по мнению советских танкистов

Та самая ИСУ-152 с бортовым номером 129, использовавшаяся при ликвидации последствий техногенной катастрофы. Фото в свободном доступе.
Та самая ИСУ-152 с бортовым номером 129, использовавшаяся при ликвидации последствий техногенной катастрофы. Фото в свободном доступе.

СУ-152 создавалась как самоходное тяжёлое штурмовое орудие, предназначенное для борьбы с тяжёлыми укреплениями противника, но зачастую использовалась и как истребитель танков. Но неудачная конструкция ходовой части, недостаточное лобовое бронирование в реалиях 1943 года заставили конструкторов создать машину более защищённую и надёжную. Так как запас модернизации шасси КВ был исчерпан, создатели ИСУ-152 переключились на новое, более перспективное шасси — и не прогадали, получив «Зверобой», успешно сражавшийся на разных фронтах примерно до середины 80-х годов ХХ века.

Самая редкая модификация танка Т-34 с пушкой ЗИС. Почему их не делали массово?

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!

А теперь вопрос читателям:

Как Вы думаете, какая самоходка была более эффективной?