— Первым условием для создания предрабочего состояния,— говорил Константин Сергеевич Станиславский, — является выполнение девиза:
«Люби искусство в себе, а не себя в искусстве»
Что такое предрабочее состояние?
«Это — готовность к занятиям, это — бодрое расположение духа; с ним всегда надо приходить в студию, в театр. Одной из первоначальных задач тех, кто создает студию, должно быть внимание к атмосфере в ней. Если студия не сумеет сдержать, искоренить, изжить у студийцев обидчивость, вздорный характер, зависть и недоброжелательство, она не создаст не только больших артистов, но даже просто хороших, умеющих привлечь внимание публики».
«Есть два типа актеров. Одни идут на сцену потому, что без искусства жить не могут, актерский труд — их любовь, их потребность. Для других же искусство не важно; они жаждут выделить себя среди толпы, хотят быть исключением, именитым и почитаемым. Первые, стремясь стать артистами-творцами, чутко ловят все замечания режиссера на занятиях студий или репетициях, с готовностью признают свои ошибки, делают все, чтобы их исправить и, как правило, добиваются желаемого результата. Вторые же, обуреваемые себялюбием, каждое замечание принимают в штыки, ищут для себя оправдания, обещают все исправить завтра же, но обычно не исправляют ничего ни завтра, ни послезавтра, ни на спектакле».
«Жажда первенства, самомнение должны быть изжиты, в студии все равны. Каждый — самостоятельная творческая единица. А разница в способностях — это внешние условия».
«Надо самим работать, а не рассчитывать на кого-то, не ждать, что с вами кто-то может проделать чудеса»
«Многие из артистов настолько несознательно относятся к своей работе, что они следят на репетиции только за теми замечаниями, которые относятся непосредственно к их ролям... Не следует забывать о том, что все касающееся не только роли, но и всей пьесы, должно быть принято в расчет актером, должно интересовать его».
« Вы должны обязательно приучать себя к дисциплине,— Без настоящей творческой дисциплины не может быть особой закулисной атмосферы, которая необходима в каждом театре, но которая, к сожалению, не всегда бывает. Там, где существует нездоровая закулисная атмосфера, актер нервничает, выходит на сцену опустошенным и играет плохо.
"Зритель всегда чувствует, что делается за кулисами; в чем тут дело, я не знаю — это тайна. Когда я прошу вас, вставая, не скрипеть стульями, не громыхать ими, научиться поднимать стул, если вы его хотите передвинуть, — я знаю, что все это вам нужно для того, чтобы приучить себя к дисциплине, к организованности».
« Актер должен уметь подчинять свои личные интересы интересам творческого коллектива и не забывать, что он является сотворцом спектакля. И если это нужно для театра, актер обязан с полной самоотдачей сегодня играть главную роль, а завтра участвовать в массовой сцене».
« Студиец, воспитываемый в духе любви к искусству, должен всегда задолго, до начала репетиции быть в театре, чтобы подготовиться к ней внутренне и внешне».
«Опоздание на репетицию только одного лица вносит замешательство. Если же все будут понемногу опаздывать, то рабочее время уйдет не на дело, а на ожидание. Это бесит и приводит в дурное состояние, при котором работать нельзя».
«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры»
«Категорический запрет на слова «сделаю потом». Только «Здесь и сейчас», и в «Полную ножку»
«Актёр должен научиться трудное сделать привычным, привычное лёгким и лёгкое прекрасным»
«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе».
До встречи на занятиях!