На первый взгляд, Древнерусское государство не имеет никакого отношения к Крестовым походам. Где Русь и где Палестина? Вроде бы освобождение Гроба Господня – чисто западноевропейский проект, и когда паломники из Франции, Германии, Италии длинными колоннами тянулись на восток, русские князья занимались совершенно другими вещами – ожесточенно бились друг с другом за престол в Киеве. Это так. Однако есть, как минимум, одно свидетельство того, что русские не остались в стороне от грандиозной операции по завоеванию Святой земли. Хотя поначалу, скорее всего, и не собирались во всем этом участвовать. Но… Так сложились обстоятельства.
Под знаменами Византии
В конце X века началась славная история варяго-русской дружины на службе Византии. Тогда киевский князь Владимир предоставил в распоряжение императора Василия II шеститысячный корпус прекрасно подготовленных отважных воинов. Русы помогли Василию разгромить взбунтовавшихся олигархов Варду Фоку и Варду Склира, привести к покорности Болгарское царство, осадить поднявших буйную голову грузин. А в 999 году русский корпус отправляется на Ближний Восток и бьется с арабами. В частности, благодаря хронисту Яхье Антиохийскому, мы знаем, что русы участвовали в штурме Химса (современного Хомса) и даже сожгли там церковь, предварительно ее разграбив.
История русского корпуса прослеживается вплоть до середины XI века, до похода на Константинополь князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Тогда Русь и Византия жестоко поссорились, начали воевать, и, конечно, речь о целом славянском подразделении в составе ромейской армии больше не шла. Правда, в качестве наемников русы еще долго служили императорам Константинополя. Причем мы видим их как среди элитной варяжской гвардии, охраняющей покой василевса, так и в составе полевых армий. Что интересно, в составе одной из таких армий славяне, по всей видимости, приняли участие в Первом крестовом походе и, возможно, кто-то из наших предков даже прибил свой щит к вратам Иерусалима.
Случай под Антиохией
Упоминание о русах в составе войск крестоносцев всего одно. Оно содержится в хронике «Деяния Танкреда в Иерусалимском походе» Рауля из Кан. Хронист скрупулезно отслеживает путь своего господина – норманна из южной Италии князя Танкреда и его дяди, одного из лидеров Первого крестового похода, Боэмунда Тарентского. И когда повествование доходит до осады Антиохии (лето 1098 года), на сцене появляются русы, или, как называет их Рауль по западноевропейской традиции, - рутены.
Под стенами Антиохии в войске крестоносцев начался разлад: Боэмунд Тарентский и граф Тулузы Раймунд Сен-Жильский принялись яростно делить шкуру неубитого медведя – Антиохию, которую франкам еще только предстояло взять. И все крестоносное воинство разделилось на две части – одни были за Боэмунда с Танкредом и итальянских норманнов, другие – за провансальцев Раймунда. Ссора сеньоров передалась их подданным. Крестоносцы обнажали мечи на своих собратьев.
Вот как описывает конфликт Рауль из Кан:
«Когда Антиохия все еще сопротивлялась, осажденная принцами Галлии, между слугами Боэмунда и Раймунда возникла первая ссора. Посланные искать везде зерно, они (крестоносцы - Авт.) нашли и зерно, и бой; обе стороны ранили друг друга, и с обеих сторон в лагерь вернулись раненые. Увидев, что кровь их слуг пролита, князья, в свою очередь, побудили их к возмездию, призвав при этом скрывать огонь мести в лагере, но давать ему вволю разгореться за его пределами. Поэтому, когда более многочисленная партия встречала другую, менее многочисленную и нагруженную провизией, она немедленно вступала в бой и забирала добычу себе… Уроженцы Нарбонны, Оверни, Гаскони и все представители той же расы держались за Прованс. Остальная часть Галлии (Франции – Авт.), в основном из Нормандии примкнули к людям князя Апулии, тоже норманнам (Боэмунда – Авт.). Что же касается бриттов, свевов, гуннов, рутенов и других, то их и в лагере и за его стенами защищал их варварский язык».
Последнюю фразу, в которой упоминаются рутены, то есть русы, можно понимать как то, что они вместе с бриттами (англичанами), свевами (скандинавами) и гуннами (венграми или половцами) остались в стороне от конфликта, не примкнув ни к Раймунду, ни к Боэмунду с Танкредом.
Из Антиохии в Иерусалим
Спор влиятельных князей вскоре был решен (Антиохия досталась Боэмунду), но нам интереснее другое – как русы-рутены оказались в составе войска крестоносцев.
И здесь вспоминаются русские дружины на службе Византии. Дело в том, что войско Боэмунда двигалось в Сирию в сопровождении небольшого византийского корпуса под командованием Татикия, «человека с золотым носом», как его называли (у этого военачальника вместо носа был сверкающий протез). Именно Татикий должен был принять ключи от Антиохии, когда город падет, поскольку по договору между императором Алексеем Комнином и лидерами крестоносцев Антиохия возвращалась Византии. Однако ни Боэмунд, ни Раймунд этого не сделали. Мало того, князь Тарентский настроил всех остальных франкских баронов против Татикия, и византиец был вынужден тайно бежать. А вот отряд его, по всей видимости, остался в Антиохии и принял непосредственное участие в штурме города. И все эти бритты, свевы, рутены и гунны, о которых нам сообщает Рауль из Кан, не упали с неба, они пришли в Сирию не из Франции и Италии, а из Константинополя. Они входили в качестве наемников в состав подразделения Татикия. Также можно предположить, что после бегства своего военачальника они присоединились к войску Боэмунда или Танкреда и в 1099 году направились в Иерусалим, где поучаствовали в еще одном историческом штурме.
Однако это только догадки.