Удивительный факт, но несмотря на то, что на дворе уже 2019 год, в нашей стране по-прежнему остаются районы, которые таят смертельную опасность для здоровья и жизни путешественников.
Нет, я говорю не про криминал, которого хватает и в Забайкалье и в Тыве и на Алтае и в Москве. А речь пойдет про такую опасность как мины. Казалось бы, откуда мины? Мы же не на Ближнем Востоке и в Израиле?
Думаю, что некоторые, особо эрудированные читатели, конечно догадались, что разговор идет о некоторых районах Северного Кавказа, которые несмотря на то, что с окончания второй Чеченской кампании прошло более 10 лет, тем не менее так и остались не разминированными.
Итак, поговорим немного о границе между Чечней и Ингушетией, а также территорией в пограничной зоне Чечни и Ингушетии с Грузией.
Согласно только официальным данным, в одной Чеченской республике в результате боевых действий было выведено из из категории сельхозугодий более 20 тысяч гектаров земель.
В основном это относится к Ачхой - Мартановскому району, который прилегает к границе с Ингушетией, Итум-Калинскому и Шаройскому вдоль границ с Грузией в Чечне и Джейрахскому району Ингушетии .
На карте я отметил "красным" те зоны, которые до настоящего момента не разминированы, хотя такие работы и идут, но медленно.
В той же Ингушетии в 2017 году было разминировано всего 2,5 тысячи Га земель, что крайне медленно.
С чем это связано? Похоже только с тем, что там нет населенных пунктов, нет пастбищ и не ведется никакая сельхоз - деятельность.
А еще отсутствуют карты минных полей и это крайне серьезно. Территория минировалсь противопехотными минами дистанционно( воздушным путем) с помощью фронтовых бомбардировщиков Су-24, Су-25 или вертолетов.
И если внимательно посмотреть на карту, то становится понятно с чем это связано - огромные горные массивы с "зеленкой" на высотах 500-2000 метров. Идеальное место для сосредоточения значительных силы незаконных банд-формирований.
И второй момент - федеральным войскам жизненно необходимо было блокировать границу Чечни и Ингушетии, что успешно и удалось. Но теперь "эхо войны" будет отзываться еще десятилетиями, а для обычных путешественников и туристов на долгие годы путь в эти районы теперь закрыт.
Тем не менее, за прошедшие годы, были разминированы дороги и прилегающие к ним территории. Со стороны Чечни в Итум-Калинском и Шаройском районах был создан заповедник "Советский". В Ингушетии же был создан заповедник "Эрзи" в котором сейчас находится известный башенный комплекс "Вовнушки", а также ряд других ингушских башенных комплексов, включая Цори.
Но правила таковы, что даже за пределы аула Цори заходить нельзя - мины. Как, впрочем и сходить с дороги.
Еще одной отличительной чертой таких районов - почти полное отсутствие скота на выпасе. На Кавказе это выглядит очень заметно и от того крайне странно. Но пастухи берегут скотину и свое здоровье, поэтому не пасут скот, где не безопасно.
И даже если вы запросите пропуск в 5 - км пограничную зону Ингушетии - вам его просто не дадут. Причина все та же. Для жителей РФ пропуск не нужен в 30 км зону, а ближе вас и не пустят потому что территория вдоль грузинской границы также заминирована со времен Чеченских войн.
Кстати, именно по этой причине также не существует возможности сквозного проезда вдоль Главного Кавказского Хребта из Ингушетии в Чечню. Дорога то есть, но статус у нее "военный" и для гражданских лиц она закрыта, потому что с двух сторон перекрыта пограничными заставами.
И второй вопрос - почему в столь живописных местах не живут люди, с чего такие территории пустуют?
Пора вспомнить про события 1944 года когда за две недели было депортировано более полумиллиона ингушей и чеченцев из этих районов. Сотни аулов оказались заброшенными и со временем пришли в запустение. А спустя почти 80 лет нет никакого смысла в повторном заселении этих территорий.
Если посмотреть на старые "генштабоские" карты, то можно обнаружить большое количество горных троп в этих местах. Но не вздумайте по ним гулять, если здоровье и жизнь вам дороги. В этой части Северного Кавказа можно путешествовать только по обозначенным местам и ни шагу в бок.