США лидер по количеству бетонных дорог, их там 65,3% от общего количества. На втором месте Китай - 63%. В Германии примерно половина автобанов страны построена из бетона. У нас же по разным оценкам от одного до 2,6%. Почему же у нас так не любят бетон, и так любят асфальт?
Первые бетонные дороги стали появляться в мире ещё в конце позапрошлого века. Разумеется, в США. Впервые такую дорогу положили в 1893 году. В 30-ые годы бетонки начали появляться в Европе. В частности в Германии, когда Гитлер (да и не только он) начал активно строить автобаны по все стране. В Германии до сих пор эксплуатируется бетонка, которую построили в 1936 году. Уже 85 лет! Это ещё довоенная дорога.
Даже при изначально большей стоимости строительства бетонных дорог [хотя это не всегда так, ведь битум в сезон дорожает примерно в два раза, а цементом можно запастись впрок], они очень быстро окупаются. Во-первых, можно сэкономить на обслуживании. Для примера: обслуживание асфальто-бетонной дороги федерального значения (наша привычная асфальтовая дорога) первой категории обходится государству примерно в 4 млн рублей. Обращаю ваше внимание, что это только содержание, без ремонтов. На бетонку хватило бы двух миллионов.
Во-вторых, бетонки служат в 2-3 раза дольше асфальтовых дорог. Для асфальтовой дороги срок безремонтной эксплуатации в лучших случаях - 12 лет. Но это в теории, за этот показатель борются и он достигается далеко не всегда. Чаще это 8 лет. Для бетонок срок службы - 25 лет. Но как показывает практика других стран (пример с Германией я уже приводил), если дорога сделана качественно с соблюдением всех технологий, она спокойно служит и 30, и 50 лет.
Но именно из-за этой строгости технологий у нас и не кладут такие дороги. Вы же понимаете, как в России все делается. Сами видите. И если с недостатком финансирования при укладке асфальтовых дорог подрядчики уже научились справляться, то с бетонками такой фокус не пройдет.
Во-первых, для укладки нужен цемент определенной марки. Сейчас его у нас в стране практически не производят. Оно и понятно, кому он нужен, если бетонные дороги не строят? Но это самая решаемая из всех проблема. Другой вопрос, что качество производимого цемента должно быть высоким и строго контролироваться.
Во-вторых, нужна техника. Никто не будет покупать специальную технику, которая будет простаивать. У некоторых подрядчиков такая техника, разумеется, есть, так как взлетно-посадочные полосы - это как раз бетонные дороги. Но это техника в большинстве случаев ещё советских времен.
И пока не будет четкого плана и больших заказов на строительство бетонок, подрядчики не будут брать кредиты и вкладываться в покупку новой техники. Получается замкнутый круг. Тут нужна воля правительства, четкий план и большие заказы.
В-третьих, как я уже сказал, бетонные дороги - это строгое соблюдение технологий и огромная ответственность. Объясню подробнее. Если нарушить технологию укладки асфальта, дорогу поведет, появится колейность, она просядет, начнет рассыпаться и так далее. Но это произойдет не сразу, скорее всего, тогда, когда гарантийный срок уже закончится [хотя сейчас подрядчик отвечает за дорогу весь срок службы, лазеек много]. К тому же ремонтировать асфальтовую дорогу удобнее. Можно сделать кусочный ямочный ремонт, к тому же обычно достаточно снять слой асфальта и уложить новый.
С бетоном все по-другому. Например, если неправильно замешана смесь, бетон расслоиться. Крупные частички опустятся вниз, а сверху бетон начнет разрушаться. И происходит это быстро, в течение первых лет эксплуатации. Бывали случаи, когда бетонка разрушалась за зиму буквально на глазах.
Если неправильно армировать швы, будут скапливаться лужи, которые в отличие от асфальтовых дорог, не уходят в основание. Снова явный косяк. Это большая ответственность и риск для подрядчика, который с одной стороны должен выиграть тендер, предложив низкую цену, а с другой - работать в условиях недостаточного финансирования.
Более того, отремонтировать бетонную дорогу не так-то просто. На бетонке нельзя сделать ямочный ремонт, надо убирать весь бетон на большом участке и укладывать его заново. Цена ошибки огромна. Захотели бы вы этим заниматься и брать на себя такие риски?
Кстати, именно факт невозможности ямочного ремонта, оставляет асфальтовые дороги в городах и населенных пунктах. Иначе работы с подземными коммуникациями обходились бы муниципалитетам и жителям слишком дорого. К тому же по асфальтовой дороге можно ехать уже через 8 часов после асфальтоукладочного катка, а по бетонке не раньше чем через 2-3 дня, в которые он высыхает и набирает прочность.
Есть ещё проблемы и неопределенности в зимний период. Для бетонок нужны специальные реагенты, которые стоят в 8 раз дороже тех, что используются сейчас. Впрочем, это не такая уж и проблема, учитывая, что на обслуживание дороги уходит в 2 раза меньше денег и реагенты необходимо применять далеко не везде.
Своего рода неопределенность - шипованные шины. В России их использование очень распространено, а влияние шипов на бетонные дороги не изучено, нет статистики, потому что в Европе, США и Китае такие шины распространены в гораздо меньшей степени.
И все же у бетонок гораздо больше плюсов, чем минусов. Например, коэффициент сцепления покрытия с колесами у бетонок выше, чем у асфальта. проблема с шумностью бетонок тоже уже давно ушла. Существуют специальные покрытия, которые позволяют сделать бетонную дорогу даже менее шумной, чем асфальтовую, если это так уж сильно важно.
Летом в жару на бетоне не остается продавленной колеи от большегрузов, когда битум начинает плавиться.
В общем, главная причина отсутствия в России бетонных дорог - высокая ответственность за соблюдение технологии и банальное отсутствие опыта, техники и наследия.
В СССР не строили бетонки, потому что бетонная промышленность была в упадке, к тому же тогда шло активное строительства жилья и бетон нужен был не для дорог, а для зданий. Плюс ко всему у России и СССР всегда было нефти, хоть залейся. А битум - это продукт нефтепереработки и грех было этим не пользоваться.
К тому же никто ни тогда, ни сейчас не думает об экологии. Битум - это по сути нефть. Испарениями мы дышим в городах, на прогулках. Да и потом для экологии нет ничего хорошего. Бетон - это цемент, который делают из известняка и глины. Он не испаряется - это раз. Он твердый, не плавится на жаре и не растрескивается на морозе, как битум - это два. В бетоне нет нефтепродуктов и он годится для полной переработки и вторичного использования.
Как-то так. Если у вас есть, что добавить, пишите, буду рад услышать мнение специалиста с аргументами.
P.S. И все-таки в России есть подвижки по увеличению количества бетонных дорог. По крайней мере об этом начали говорить на уровне правительства.
Ещё по теме: Почему заасфальтировать свой участок снятым асфальтом - это плохая и идея
Куда девают старый асфальт, который снимают с дороги во время ремонта