Найти тему
Ашманов и партнеры

😲Что такое SERM и для чего он нужен бизнесу?

Оглавление

Что такое SERM

SERM (Search Engine Reputation Management), или управление репутацией в поисковой выдаче, это одна из составляющих управления репутацией в интернете. Работа с репутацией в поиске – сегмент мероприятий, который затрагивает действия с отзывами и упоминаниями клиента на площадках, которые входят в ТОП-10 (реже в ТОП-20) поисковой выдачи.

Цель SERM заключается в том, чтобы показывать пользователю, который ищет отзывы или обзоры продукта/компании в интернете, - положительные оценки на площадках, выпадающих в поиске первыми. Как правило, это наиболее известные и доверенные отзовики и другие посещаемые сайты с высоким авторитетом в интернете.

2 источника информации, из которых формируется репутация

Пользователи получают общую картину о компании из двух источников.

Первый источник – та информация, которую компания предоставляет сама. Это могут быть статьи, пресс-релизы, реклама и другие официальные источники. Положительный образ о компании будет неполным, если официальная информация не подкрепляется оценками реальных людей: понятно, что таким же потребителям, как он сам, человек доверяет больше, чем рекламным текстам.

Второй источник – клиентский, более авторитетный для потенциального покупателя. Сюда входят комментарии, обсуждения на форумах, обзоры на отзовиках и другие типы откликов реальных клиентов.

Общая картина об организации складывается из двух типов информации в комплексе. Информацией первого типа компания обычно управляет в рамках PR-стратегии; информацией второго типа – в рамках репутационной стратегии.

В каких случаях компании нужен SERM?

  1. Информации о компании, ее продуктах и услугах недостаточно. Ситуация, когда отзывов о компании нет совсем, так же плоха, как и если оставлено слишком много негативных оценок. Потребители не доверяют продукту, который никто не пробовал и мнением о котором никто не может поделиться.
  2. Поддержание хорошей репутации в выдаче. Если на первых строках пользователь видит сайты с высоким рейтингом организации, плохим отзывам будет не так просто «пробиться» на поверхность. Помимо ТОП-10 нужно работать с сайтами из ТОП-20 или даже ТОП-30 – при большом объеме позитива в выдаче плохие отзывы останутся незамеченными.
  3. О компании много негативных упоминаний. Например, у вас был сбой в доставке цветов перед 8 марта: это оставило массу недовольных клиентов, которые рассказали о ситуации в интернете. Прошло время, и вы уже устранили причину сбоя, а сообщения от обиженных покупателей остались. В таком случае можно вытеснять негатив хорошими откликами.
-2

Как провести аудит без привлечения подрядчика

  1. Самый просто способ узнать, что думают о вас клиенты – вбить в поисковую строку название компании или продукта с приставкой «отзывы» в режиме «инкогнито» для снижения персонификации выдачи. С теми площадками, которые вы увидите на первой странице выдачи, вам и придется работать в рамках SERM.
  2. Выявить негатив можно также с помощью Wordstat – сервиса Яндекса по сбору частотности запросов. Если вы увидели в полученном списке слова с негативным смыслом в связке с названием компании или продукта, значит, такие запросы являются частотными. Это говорит о том, что пользователи сразу ищут негатив, то есть, потенциально готовы сами написать о компании плохой отзыв.
  3. Отрицательные упоминания могут быть органическими (написанными реальными клиентами) или «черным пиаром», проплаченным конкурентами. Работа с репутацией в поиске будет вестись одинаково и в первом, и во втором случае.

Что можно сделать для улучшения репутации в поиске?

  1. Если отзыв не соответствует действительности, можно попросить администрацию площадки удалить негатив. Для этого придется предоставить подтверждение того, что описанная ситуация не может быть реальной и скорее является клеветой, чем отражением истинного положения вещей. Такие отзывы могут оставлять конкуренты или недоброжелатели.
  2. Если сообщение оставил настоящий клиент, недовольный продуктом или услугой, можно вступить с ним в диалог. Принесите извинения, предложите решение проблемы, поощрите клиента скидкой на следующий заказ или подарком. После удовлетворения требований клиента можно попросить его изменить оценку на положительную. Для того, чтобы вести диалог с пользователями, регистрируют официальный аккаунт компании.
  3. Помимо работы с негативом необходимо генерировать отзывы от довольных клиентов на ТОПовых площадках. Хороший вариант – давать клиентам скидку на заказ при условии, что они будут оставлять отзывы о вас или ставить положительные оценки.

Основные площадки для SERM

  • В первую очередь нужно вести работы на основных площадках с отзывами: otzovik.com, irecommend.ru,Яндекс.Карты. Это сайты со сложной модерацией, поэтому пользователи доверяют им больше всего.
  • Другая посещаемая категория – площадки типа «Вопрос-ответ». Это ответы@mail.ru, www.bolshoyvopros.ru, Яндекс.Кью. Они появляются первыми в поисковой выдаче, если в строку поиска введен вопрос, поэтому обсуждения компании с положительным тоном здесь очень важны.
  • Карточки компании на геосервисах и отзывы на них – первое, что видит пользователь, который строит маршрут до офиса или магазина или ищет контакты. Здесь в большей степени важны оценки, а не сами тексты отзывов, так как оценка в виде звезд выводится сразу под названием организации.
-3

Какие инструменты пригодятся для управления репутацией

Для автоматического отслеживания упоминаний подрядчики используют специальные сервисы. Это программы, которые постоянно «сканируют» сеть на предмет появления новых сообщений о бренде. Удобство и полезность таких сервисов неоспоримы – чем быстрее будет замечен отклик недовольного клиента, тем проще будет урегулировать вопрос и исправит оценку. Вот несколько полезных инструментов:

1. Крибрум. Этот сервис позволяет узнавать, что нового написали о вас пользователи в любой социальной сети, и оценивать тональность написанного. Плюсы сервиса – удобный интерфейс и представление данных в виде удобных графиков. Показывает данные за текущий период и за предыдущие годы.

2. Репутометр. Это незаменимый инструмент для отслеживания репутации в поиске Яндекс и Гугл. Важное преимущество Репутометра – сервис показывает, видна ли площадка на первой странице выдачи по запросу о компании.

3. YouScan. Сервис ищет высказывания о компании по ключевым запросам, включающим название бренда, по базе из тысяч площадок. Показывает не только актуальные результаты поиска, но и данные за предыдущие годы.

Важно понимать, что понадобится не только вытеснять негатив из выдачи и наполнять ее отличными оценками, но и работать над причиной недовольства: совершенствовать продукт и процессы взаимодействия с клиентами.

Лайфхак напоследок

Как правило, на первых позициях в выдаче выводятся не только отклики о продукте, но и отзывы работников компании. Понимание того, довольны ли сотрудники, многое может сказать вашему потенциальному клиенту – недовольный сотрудник не может предоставить высококлассный сервис. Просите своих наиболее лояльных коллег описать свой позитивный опыт и хорошие условия работы. Для владельца бизнеса это бесплатный и наиболее простой способ частично улучшить свою интернет-репутацию.

Больше статей об управлении репутацией вы можете прочитать здесь.