Найти тему

Советский бомбардировщик с неправильным названием

Как показывает опыт, если задать вопрос о том, какой же самый-самый массовый бомбардировщик был у Красной Армии перед Второй Мировой, то сходу ответ мало кто даст верный. Когда речь заходит о предвоенных бомбардировщиках, то что на ум приходит сразу? Тяжелые ТБ-3 и ТБ-1, или более поздний СБ. Или ДБ-3… Но это ответ неправильный. А всё потому, что самый массовой бомбардировщик именовался разведчиком. То есть речь про самолёт Поликарпова Р-5, название которого означает «Разведчик 5-й». И как-то мы привыкли считать его именно разведчиком.

На самом же деле Р-5 — это пример классического многоцелевого самолёта того времени. Использовался же он в самом разном качестве, были созданы модификации:

  • ближнего бомбардировщика;
  • штурмовика;
  • тактического разведчика и корректировщика;
  • поплавкового морского разведчика;
  • торпедоносца;
  • пассажирского самолёта;
  • штабного самолёта;
  • самолёта связи;
  • почтового самолёта,
  • специального арктического самолёта;
  • воздушного топливозаправшика.

На самолётах Р-5 спасали экипаж ледокола «Челюскин», проводили самые различные эксперименты, их продавали в Испанию, Иран, Турцию и Монголию. Но в первую очередь это был военный самолёт. Из семи тысяч построенных более пяти тысяч поступило в РККА. По количеству выпущенных с ним может конкурировать наш предвоенный бомбардировщик СБ, но значительная часть СБ приходится на 39-41-й года.

Всего выпущено с 1931 по 1936 годы 5373 военных самолётов Р-5, в том числе 350 усовершенствованных Р-5ССС, 50 торпедоносцев Р-5Т и 111 поплавковых морских разведчиков Р-5а. Не считая гражданских модификаций.

-2

Самолёты Р-5 шли на вооружение легкобомбардировочных и штурмовых частей, меньшая часть поступала в разведывательные подразделения. Штурмовые модификации выпускались как на заводах, так и переделывались непосредственно в войсках — отличием была подвеска под крылом четырёх-восьми пулемётов. Кроме того, Р-5 планировали использовать как химический самолёт для поражения наземных войск отравляющими веществами, или в менее жестоком варианте — для постановки дымовых завес. Все три штурмовые химические авиабригады РККА вооружались штурмовиками Р-5. Планировалось использовать и бактериологическое оружие — вместо бомб сбрасывались специальные клетки с крысами. Самолёты Р-5 стали и первыми ракетоносцами, в 30-е годы на них испытывались реактивные снаряды. К началу Второй Мировой на Р-5 штатно предполагалось устанавливать шесть направляющих для РС-132.

Но основной функцией самолёта была бомбардировочная. Надо заметить, что Р-5 поступавшие в разведывательные эскадрильи имели такое же вооружение, в первую очередь бомбодержатели, что и самолёты бомбардировочных частей.

В середине 30-х годов Р-5 был не только самым массовым бомбардировщиком, но и вообще самым массовым боевым самолётом РККА. Если на первое февраля 1932 года в РККА было лишь 294 Р-5, то в 1935 году в войсках было 2605 самолётов Р-5 (+206 неисправных), 444 штурмовиков Р-5Ш (+7 неисправных) и 67 морских разведчиков Р-5а. К этому же времени в гражданской авиации было 156 самолетов П-5, пассажирская версия Р-5.

Ко 2-му февраля 1940 года в действующей армии было 1805 Р-5 и 170 Р-5ССС, а на 1-е июня 1941 года их оставалось 213 Р-5 и 104 Р-5ССС. Но большое количество находилось в школах (известно, что на 20-е сентября 41-го в училищах имелось ещё 1468 Р-5, 400 самолётов было в ОСАВИАХИМе) и на складах, 39 самолетов было у пограничников и в различных ведомствах. К этим самолётам стоит добавить и находившиеся в войсках 292 Р-Z.

По поводу последних вопрос особый. Часто Р-Z указывают, как модификацию Р-5, что едва ли правильно. Этот самолёт хоть и создавался по проекту модернизации Р-5, но всё-таки отличия были слишком велики. Не только новый двигатель установили, но и существенно изменили сам планер. Но так как эти самолёты часто (особенно в Великую Отечественную) не разделяли, то укажем, что был выпущен 1031 Р-Z. «Зеты» по своим характеристикам не сильно отличались и использовались примерно так же, часто вместе с Р-5.

В верху Р-5, внизу Р-Z.
В верху Р-5, внизу Р-Z.

Повоевать Р-5 пришлось немало. Начал свою военную карьеру самолёт с войск НКВД, участвую в подавлении басмачей. Затем были бои на Хасане и Халхин-Голле, поход 1939 года в Польшу, война с финнами. Пришлось воевать и не только в Красной Армии. Самолёты Р-5 применяли в китайских ВВС против Японии и в гражданской войне в Испании.

К 1941 году Р-5 считался безнадежно устаревшим, но в трудные дни пошёл в бой в своём главном качестве — ближнего бомбардировщика. Из самолётов в августе Р-5, Р-5ССС и Р-Z была даже сформирована целая дивизия, которая действовала в районе Днепропетровска. Конечно, очень быстро выяснилось, что старые бипланы являются хорошей мишенью для вражеских истребителей и зенитных орудий. Потому к концу сентября Р-5 и Р-Z перестали применять днём. Но зато им нашлась работа ночью. Они стали основой ночной легкобомбардировочной авиации. Уже к ноябрю формировалось 27 полков на самолетах Р-5 и 5 полков на Р-Z. В меньшей степени в полки поступали учебные У-2, но постепенно именно они вытеснили Р-5 и Р-Z. К лету 1943 года Р-5 уже крайне редко встречались в составе ночных бомбардировочных и разведывательных частей, хотя последние летали ещё в 44-м. Большинство машин к концу войны перевели на более мирную работу — перевозить грузы, обеспечивать связь и пр.

Так закончилась карьера этого бомбардировщика, которого назвали разведчиком.

-4

Ещё позволю себе предложить вам мою статью:
Большие самолеты большой империи