Ледокол Ангара - один из самых старых кораблей-музеев в России.
В прошлый раз я рассказывал историю его постройки и жизненный путь.
В этой части покажу внутренние помещения и палубное оборудование.
Попасть на палубу можно по постоянному мостику и трапу.
Сразу у входа открыта дверь надстройки - это касса.
Осмотр парохода начинается с музея, в котором рассказывается история Байкальского судоходства и "Ангары".
В экспозиции исторические фотографии, документы и различные артефакты.
После осмотра экспозиции я (единственный посетитель на тот момент) был направлен сотрудниками на самостоятельный осмотр ледокола.
Спустился на одну палубу вниз - пустые помещения бывших кают и трюмов.
Всё чистенько, но абсолютно пусто.
Вдоль стен радиаторы отопления.
Гораздо интереснее спуститься ещё на один уровень вниз - в котельное и машинное отделения.
Паровая машина.
Восстановлен внешний вид механизмов.
Можно долго лазить вокруг них и разглядывать.
На снимке хорошо видны длинные стержни шатунов паровой машины.
Верхним концом они присоединены к штокам поршней, двигающимся в цилиндрах под воздействием пара высокого давления.
Нижним концом шатуны присоединены к коленчатому валу, передавая ему поступательное вертикальное движение поршней, которое коленвал и преобразовывает во вращательное движение вала гребного винта.
Принцип работы паровой машины хорошо показан на рисунке из статьи про Паровые машины в Wikipedia.
Парораспределительный узел системы корабельного отопления.
Именно к нему должны быть подключены радиаторы, которые видны в пустом подпалубном помещении тремя фото выше.
Площадка топок.
На ледоколе были расположены шесть топок на два котла (у каждого котла своя дымовая труба, именно поэтому "Ангара" двухтрубный пароход).
С момента постройки в 1900 году и по зиму 1955/1956 гг. ледокол ходил на угле.
В зимнюю стоянку 1955/1956 гг. ледокол перевели на мазут, сделали на котлах врезку форсунок - устройство по которому мазут поступал в топки.
При переоборудовании котлов механики не учли, что температура горения мазута в топках значительно выше температуры горения угля (около 1700°C и 1000°C, соответственно).
От превышения рабочей температуры металл в топках постепенно прогорел и ледокол не мог быть введён в эксплуатацию без дополнительного ремонта.
Именно из-за этого в 1962 году "Ангару" поставили на прикол.
На одной из стен котельного отделения можно увидеть схему расположения основных частей, помещений и механизмов парохода.
Расшифровка условных обозначений.
Поднявшись на палубу видим надстройку, шлюпки, дымовые и вентиляционные трубы.
Если посмотреть вниз, то можно рассмотреть 45-мм пушки 21-К на выступающих площадках на каждом борту.
Такие орудия никогда не устанавливались на Ангару в период её активной деятельности.
Во время Гражданской войны пушек 21-К ещё не существовало и корабль вооружали 152-мм гаубицами, а во время Великой Отечественной озеро Байкал было в тысячах километров от любого врага.
На верхней палубе так же можно увидеть световой люк.
Он служит для вентиляции и освещения подпалубных помещений и машинного отделения.
Спасательная шлюпка.
Шестивёсельный, деревянный, гребной вельбот.
Носовая часть ледокола с брашпилем - механизмом-лебёдкой для подъёма и спуска якорей.
Ледокол произвёл на меня большое впечатление возможностью прикоснуться к более чем столетней истории и я однозначно рекомендую посетить его всем интересующимся старой техникой и кораблями.