Нижний Бестях напрягся: у депутата Ил Тумэна из Якутска на него большие виды. Виктор ФЕДОРОВ рассказал ТайгаПост, куда, по его мнению, должна расти столица, где сжиженный газ лучше трубопроводного, «где деньги, Зин» и как мост изменит облик всего среднего течения Лены.
После отставки 11 января мэра Якутска Сарданы Авксентьевой вновь разгорелась дискуссия о перспективах развития столицы республики. От будущего главы ждут обновления, но вот каким оно должно быть, мнения расходятся. ТайгаПост заглянул в будущее глазами одного из самых известных депутатов Ил Тумэна Виктора ФЕДОРОВА.
Виктор ФЕДОРОВ, народный депутат Якутии:
- Мы слишком увлеклись спорами о том, нужен ли нам мост через Лену, насколько это дорого и кто за него должен заплатить. На мой взгляд, здесь за деревьями леса не видим, а пора бы уже. Мост – объективная реальность, до которой, уверен, рукой подать. Но городские власти почему-то не дают оценку тому, как он изменит жизнь Якутска. То, что продукты должны подешеветь, снабжение станет круглогодичным – лишь один из бонусов, который получим. Уверен, что мост в принципе изменит облик Якутска. Город начнет расти к Табаге. И мы уже сейчас должны заложить это в программу.
Генеральный план развития Якутска был принят лет 15 назад, с тех пор в него лишь изменения вносили. Пора пересмотреть принципы генплана, создавать совершенно новый. Смещение центра города должно произойти в южном направлении долины Туймаада – ближе к мосту. И Нижний Бестях, за ним весь Мегино-Кангаласский улус тоже будут развиваться к мосту. В очень недалекой перспективе Бестях станет спутником Якутска, а лет через 30-40 официально правобережным микрорайоном столицы. Якутск уже сегодня должен взаимодействовать с ним с учетом такой перспективы.
Прежде всего, речь будет идти о переводе в район Нижнего Бестяха ряда производственных площадок. Там железная дорога, и объективно выгоднее развивать производство.
- Вы все производственные мощности Якутска в будущем видите за рекой?
- Необязательно. Тот же ЯКСМК можно передвинуть в северный пригород. Но, безусловно, Якутск должен избавляться от расположенных внутри него производств. Мы любим вставлять по делу и без дела, что живем в самом большом субъекте Российской Федерации и даже самой большой административно-территориальной единице мира. А по факту Якутску катастрофически не хватает земли под застройку. Выведем из жилого массива ЯКСМК, через несколько лет освободится земля под ДСК – его технология устарела. И получим огромную территорию для развития. Это ведь не только земля под самими производственными площадками, но и значительные охранные зоны.
Не могу здесь не вспомнить и автобазу администрации главы и правительства республики по Ойунского – ей тоже в центре делать нечего. А вот, к примеру, школа здесь прекрасно встанет. Автобаза же может разместиться где-нибудь в районе ГРЭСа.
- Что же тогда от Якутска достанется Нижнему Бестяху?
- Как минимум, речпорт. Фарватер все дальше отходит к правому берегу – влияние силы Кориолиса - речникам придется следовать за ним. Опять же близость к железной дороге будет им только в помощь. А что нужно будет перевезти в Якутск – вот мост рядом. По-моему, очень даже удобно. И Якутск опять же получает земли речпорта под свое развитие.
По большому счету нам и аэропорт нужно выводить из города, может быть, на тот же правый берег. Вокруг него многокилометровые охранные зоны, не позволяющие развиваться прилегающим районам. Вспомним все тот же 17 квартал, где установлены жесткие ограничения застройки из-за соседства с аэропортом. Но я понимаю, что в какой-то обозримой перспективе никто не даст десятки миллиардов на перевод аэропорта из города. Выход один: городу уходить от аэропорта.
По Вилюйскому тракту из-за геологических особенностей возможно только малоэтажное строительство. Я бы вообще свернул программу многоэтажной застройки: люди должны жить на земле, а не в скворечниках – мы к этому не приучены.
По правой стороне Покровского тракта достаточно земли для ИЖС. Правда, сегодня это пестрое одеяло из небольших паёв. Значит, нужно найти инвестора под новое территориальное планирование, объединить пайщиков, тянуть туда воду, канализацию, электричество, газ, строить дороги и школы.
А слева от Покровского тракта сельхозземли использовать по их назначению. Мы не осваиваем сотни, тысячи гектар полей. Чтобы они ожили, туда тоже нужно тянуть воду, строить дороги и работать. По-моему, это было бы прекрасное соседство людей, живущих на земле, и земли, которую обрабатывают, в том числе и они.
- Виктор Николаевич, ну а что, все-таки, делать с 17 кварталом? Вокруг него десятилетиями чиновники ломают копья, рисуют планы, теперь мэрию хотят туда перенести. Ну, а сам 17-й как будто живет параллельно с этими чиновничьими мечтаниями.
- Забудьте про его застройку - там ничего сделать нельзя. 17 квартал нужно делать рекреационной зоной для отдыха, занятий спортом… Не вижу смысла туда переносить мэрию, она должна тянуться за городом, а не уходить от него на окраину. В чем же я согласен с Авксентьевой (идея перевести мэрию в 17 квартал продвигалась экс-мэром Якутска Сарданой Авксентьевой – прим.ред.), так это в том, что нужно избегать монументального облика власти.
С 2005 года являюсь активным сторонником отмены прямых выборов главы Окружной администрации. Когда треть населения региона живет в его столице и выбирает мэра, противостояние мэра и главы республики неизбежно. Конфликт двух домов мы наблюдаем еще со времен Алексея Томтосова и Михаила Николаева, и их преемников мир не брал. Поэтому Якутску нужен управленец, сити-менеджер, избираемый депутатами городской Думы, в свою очередь избранными всеми жителями. И пусть этот сити-менеджер управляет хозяйством. Главный по дорогам и проблемам ЖКХ не должен заниматься политикой – это не его функция. Очень надеюсь, что наш будущий мэр за пять лет работы приведет в соответствие нормативную базу, и в 2026-м главу Окружной администрации заменит сити-менеджер.
Ну, и миром правит цифра, пандемия нас в этом только укрепила. Когда подавляющее большинство взрослого населения зарегистрировано в Госуслугах, нужно использовать этот инструмент. Городские инициативы должны обсуждаться как можно большим количеством жителей, они должны иметь возможность высказать свое мнение. В перспективе может быть внедрено прямое голосование через те же Госуслуги при принятии нормативно-правовых актов и программ, что снизит вес Якутской городской Думы, а в конечном итоге, возможно, и вовсе ее упразднит. Это не революция, а эволюция, продиктованная велениями новых технологий. Спросите: если не будет ЯГД, кто будет выбирать сити-менеджера? Вряд ли в ближайшие 10-20 лет депутаты станут не нужны. А к тому времени появятся новые инструменты и решения.
- Как правило, все благие намерения разбиваются о мантры про нехватку денег в бюджете. Предлагаемый вами план развития Якутска потребует значительного финансирования. И где его брать?
- «Где деньги, Зин?», - как писал Высоцкий… Я разговаривал с Сарданой Владимировной, с ее замом по экономике и могу утверждать, что на 2021-2022 годы денег бюджету Якутска хватит. В этом году нехватка средств в бюджете города где-то до миллиарда рублей. Но у нас 500 миллионов недобора по земельному налогу. Не понимаю, как можно не собрать земельный налог?! Есть земля, есть ее собственник, работайте с ним! Не хочет платить налог, обращайтесь в суд, изымайте участок и выставляйте на торги. Нужно создать пару прецедентов и, уверяю, бегом помчатся платить, чтобы сохранить свою землю.
Кроме того, городу нужно избавляться от непрофильных активов: кинотеатр «Лена», клиника профосмотра, МУП «Аптеки Якутска», доли в ФПК «Якутия», кинотеатре «Центральный», «Водоканале»… Крутить кино и разливать водку - не полномочия органов местного самоуправления. Зачем брать на себя лишнее? Его нужно продать и закрыть финансовые дыры, минимум, на ближайшие два года. А за это время принять стратегические решения по поддержке малого и среднего предпринимательства.
МСП дает Якутску больше налогов, чем вся угольная промышленность Южной Якутии бюджету республики! Угольщики платят порядка 370 млн рублей в год налог на добычу полезных ископаемых и около миллиарда НДФЛ и имеют массу налоговых преференций от республики. А малый и средний бизнес Якутска дает 2 млрд налогов в год! Так дайте ему послабления, к примеру, снизьте местный налог. Сначала доходы от МСП упадут, но оно получит новый толчок к развитию и в перспективе даст больше налогов. И нужно бороться с нелегальным бизнесом, «серыми» зарплатами. Такого у нас в Якутске процентов 40 – все деньги мимо бюджета.
Нелегальный бизнес создает недобросовестную конкуренцию тем предпринимателям, кто платит налоги и работает в рамках действующего законодательства. Сокращаем долю нелегалов, значит, увеличиваем количество налогоплательщиков и поступлений в бюджет. Понимаю, что за день эту проблему не решить, но хотя бы заниматься ею нужно, а не только декларировать заботу о законопослушных предпринимателях.
Ну, и давно пора открыть для МСП доступ к новым сферам деятельности. Почему предприниматели не могут заниматься тем же вывозом мусора? Давайте создадим им льготные хотя бы на первых порах условия для переработки мусора, изготовление из него продукции. Вы знаете, что принято решение о строительстве в Якутске нового полигона для складирования отходов, правда, оно пока буксует. Но новый полигон не означает, что он будет бездонным. При нормальной переработке вторсырья на него будет вывозиться лишь пара фур прессованного мусора в день, а не десятки, как сегодня. К тому же это будет, в основном, гумус, который со временем вполне сам может стать товаром.
Необходимо пересмотреть подходы и к реализации некоторых целевых программ. Город за десятки и сотни миллионов рублей тянет газопроводы к землям многодетных семей, где числятся 200-300 владельцев. По факту подключаются к газу пять, и потом годами территория осваивается дальше. Никакая экономика этого не выдержит. Может, там проще поставить станцию сжиженного природного газа и с нее питать потребителей. Никто не считает деньги. Мы уверенно идем на баснословные расходы, а потом оправдываем ими нехватку денег.
Можно много говорить об источниках пополнения бюджета и экономии, но все это бессмысленно, пока не будет четкого перехода к нормативному формированию городской казны. У нас внедрено подушевое финансирование школ и детских садов. По этому же принципу необходимо идти в сфере городского хозяйства, определить, сколько денег необходимо на содержание и ремонт дорог, ЖКХ в расчете на условную единицу. Станет понятна расходная часть, затем сопоставить ее с доходами города и субвенциями, дотациями из республики. Чтобы видеть, сколько мы должны зарабатывать, чтобы нормально жить.
- Виктор Николаевич, давайте вспомним школьные сочинения «Если бы я был мэром Якутска, то…».
- Приход нового градоначальника – это всегда определенный рубеж. Думаю, что все жители готовы помогать ему в рамках своих возможностей. Напомню, что и в Госсобрании республики в прошлом году создана депутатская группа из числа избранных от Якутска депутатов Ил Тумэна. Мы активно сотрудничаем с Окружной администрацией, вырабатываем инициативы, которые затем продвигаем в парламенте и органах исполнительной власти. В результате был принят ряд знаковых решений в интересах жителей столицы. Наконец налажен диалог властей города и республики.
Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что, в любом случае нужно избегать каких-то резких неподготовленных решений. Генплан, бюджет, поддержка МСП и увеличение доходной части – это все требует продуманного подхода.
Предложил бы начать с административной реформы, реформы городских округов. В настоящее время сложилось впечатление, что в результате победы над коррупцией в Якутске, что действительно большое достижение, работа городской администрации остановилась… Не выработаны стимулы для работы муниципальных служащих. Ни земельные, ни градостроительные функции не исполняются в должном объеме, система ЖКХ разобщена, управляющие компании работают, как «дикие дивизии» времен батьки Махно, здравоохранение ушло под государственную власть, да и образование практически тоже.
Администрация Сарданы Владимировны озадачилась вопросом реформирования управ города, но нужно не просто менять границы, а суть работы окружных управ. 96% их финансирования уходит на зарплату самих служащих, на оставшиеся 4% они могут немного воды откачать со двора да снег вывезти. То есть сегодня их главная задача быть буфером между жителями и мэрией - объяснять людям почему нельзя, и занимать народ плясками и праздниками. А нужно наделить управы реальной властью, обеспечить техникой, деньгами, дать настоящие полномочиями. Они должны заниматься освещением, уборкой тротуаров и улиц, внутридворовых проездов, свалками, озеленением, быть настоящими хозяевами своих территорий – ради чего вроде бы они были и созданы.
Система муниципальной власти в Якутске устроена по принципу работы мегаполисов. Но у нас свои особенности, которые она не учитывает. Стратегическая задача ясна: повышение уровня надежности систем жизнеобеспечения и комфорта проживания. Теперь, дорогая моя столица, нужно выработать верные решения.