Впервые об операции рассказал источник в Великобритании. Сообщается, что в прошлом году Пентагон инициировал тайную операцию по вывозу из Ливии работоспособного образца российского ЗРПК Панцирь-С1.
Мы знаем, что экспортные варианты "панциря" стоят на вооружении ливийской национальной армии (ЛНА) Халифа Хафтара, поддерживаемой Россией, Египтом и ОАЭ. Считается, что комплексами ПВО в Ливии, как и переброшенными туда МиГ-29 и Су-24, управляют экипажи из т.н. "Группы Вагнера", которую напрямую связывают с Главным управлением Генштаба РФ.
Летом 2020 года грузовой самолёт С-17А "Глобалмастер 3" ВВС США приземлился в ливийском аэропорту Зувара, расположенного к западу от Триполи. Загрузил захваченный Панцирь-С1 и доставил его на американскую авиабазу Рамштайн в Германии.
Где именно был захвачен "панцирь" не сообщается, но описаны обстоятельства операции: поддерживаемые ООН силы правительства национального согласия (ПНС) завладели комплексом "после того, как авиабаза была захвачена в ходе контратаки..."
Сопоставив эти факты не трудно прийти к выводу, что речь идёт о наступательной операции ПНС к юго-западу от Триполи в мае 2020 года, когда войска ЛНА были выброшены с авиабазы Аль-Ватия. СМИ сообщали, что в ходе атаки удалось уничтожить/захватить 8 комплексов Панцирь-С1.
Используя данные онлайн-отслеживания полётов удалось выяснить, что 3 июня 2020 года С-17А с регистрационным номером 10-0215 вылетел из Рамштайн и в 22 часа прилетел в Ливию. На следующий день самолёт вернулся в Германию:
А уже через 3 дня (7 июня) этот же борт прилетел на авиабазу ВВС США Чарльзтон в Южной Каролине:
Однако зачем американцам понадобился экспортный вариант техники? Всё же принято считать, что экспортные варианты российских систем ПВО лишены тщательно охраняемой базы данных свой/чужой с кодами транспондеров авиации ВКС РФ.
Официальным стимулом считается: "опасение, что техника может попасть не в те руки". Безусловно подобный аргумент заслуживает внимания, однако очевидно, что потенциальная разведывательная ценность являлась движущим фактором.
Разведывательные структуры в составе Армии США имеют специальную службу под названием "Foreign Materiel Exploitation" или FME (эксплуатация иностранной техники).
Наличие полностью вооружённой и функционирующей машины даёт возможность оценить реальную систему угроз и, на базе полученной информации, создавать контрмеры, а также проводить учения с выработкой новых тактик, методов и процедур прорыва этой системы.