Найти тему

Где искать хороший свет для фото и видео, если очень хочется быть блогером, но бюджета нет?

Оглавление

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр. Фотография буквально переводится как светопись или рисунок светом. Без света не существует фотографии, а без хорошего света не получить стоящего снимка. В этой статье я постараюсь объяснить важные характеристики света, как они влияют на фотографию, и где найти хороший свет для фото, когда в бюджете - дырка?

Фото автора
Фото автора

Основные характеристики света, необходимые для понимания хорошего света для фотографии:

1. Количество

Эта характеристика источника освещения легко корректируется настройками экспозиции, но всё же имеются некоторые технические ограничения у каждой конкретной камеры. И если цифровая любительская зеркалка легко справляется с любым часом в сутках при наличии светосильного объектива и правильных настроек, то камера смартфона здесь заметно уступает. Для хорошего качества фотографии на смартфоне необходимо ощутимое количество света - дневное время или дополнительные источники освещения. Конечно, тёмные участки можно подтянуть пр обработке, но качество будет заметно падать:

Фото автора на смартфон: до и после обработки
Фото автора на смартфон: до и после обработки

Если говорить об освещении в помещениях, то количество света обычно исчисляется в люменах и часто указывается на лампочке. На конкретный размер помещения необходимо конкретное количество люменов на квадратный метр.

2. Жёсткий или мягкий (характер)

Худший свет, который можно выбрать для портретной фотографии - палящее в зените солнце. Конечно, это может стать основой концепции для нетипичного портрета с глубокими и резкими тенями, но большинство фотографов выбирают мягкий свет, например, на рассвете или закате. Однако, никто не запрещает вам делать пейзажные снимки в дневное время, правда картинка будет плоской:

Фото автора
Фото автора

3. Способ получения света

Свет может быть направленным, рассеянным и даже отражённым. Зависит это от размера источника света и расстояния до объекта. Солнце - всегда направленный точечный источник света, но именно на закате и рассвете из-за плотности атмосферы и угла падения лучей - часть волн рассеивается, а свет становится красивым, мягким, окрашенным в красно-оранжевые тона. Часть лучей может отражаться от стен, листвы и окон зданий и окрашивать модель не в самые приятные цвета. Рассеянным солнечный свет может быть и в облачный день при прохождении сквозь облака - в этот день можно смело делать портреты на улице и получать мягкий светотеневой рисунок на лице без цветовых пятен отражённого света. Освещение при этом равномерное:

Фото автора, пейзаж в пасмурную погоду
Фото автора, пейзаж в пасмурную погоду

Что касается света в помещении, то с ним мы можем проделать те же манипуляции, но об этом подробнее - ниже.

4. Направление

Свет может освещать лицо равномерно и являться прямым, направленным в лицо модели. Обычно такой свет применяют на бьюти-съемках и для каталогов, в таком свете нет выразительности и редко создаётся художественная ценность, но он тоже хорошо выглядит на фото, хоть и может выглядеть довольно плоско.

Боковой свет может создавать причудливые рисунки света-тени на лице, многие из них считаются классическими приёмами в искусстве, например, Рембрандт использовал боковой свет, чтобы одна половина лица была хорошо освещена, а на второй образовывался характерный треугольник света. Боковой свет хорошо подчёркивает фактуру и текстуру, поэтому может подчеркнуть нежелательно дефекты кожи, будьте внимательны.

Контровой свет чаще всего находится за спиной модели и красиво подсвечивает контуры волос и тела, но без дополнительного отражённого света в лицо модели есть вероятность получить фото с низким контрастом.

Свет может быть направлен снизу и сверху, но с точки зрения портретной фотографии это самые худшие варианты (если вы не снимаете фильм ужасов).

5. Температура

Температура света измеряется в кельвинах, и свет может считаться тёплым и холодным. Тёплый свет мы можем наблюдать утром и вечером, от огня свечи или костра, а холодный - в пасмурную, дождливую, снежную погоду. Наиболее нейтральным свет считается в пределах 4000-5000K, и называется дневным.

Важно, чтобы при настройках камеры вы ставили примерно те же значения кельвинов, что и присутствуют на сцене. Температура может быть указана на источнике освещения, если вы снимаете в помещении, а вот на улице придется пользоваться серой картой или интуицией. Конечно, всегда можно фотографировать в RAW и исправить баланс уже на постобработке, но есть вероятность, что вы не сможете передать ту атмосферу кадра или ошибётесь в значении, если ваш монитор не откалиброван. Например, этот кадр я сняла в 2018 году, но при обработке ошиблась в значениях, и кадр стал откровенно зелёным:

Фото автора, обработка 2018-го года
Фото автора, обработка 2018-го года

Иногда я нахожу свои старые фотографии в архивах и понимаю, что я ошиблась в обработке, и на самом деле сцена выглядела совершенно иначе. Именно поэтому я храню все "негативы" удачных фото - RAW-файлы:

Фото автора, обработка 2021-го года
Фото автора, обработка 2021-го года

Вот здесь я приблизилась к тем цветам, которые должны были быть: плавный градиент закатного неба, глубокий синий, контрастные тени.

6. CRI

Этот параметр чаще всего применяется только для профессионального фотооборудования, и его трудно узнать для обычных ламп. Если объяснить кратко - это индекс цветопередачи, количественная мера способности источника верно передавать цвет освещённого объекта в сравнении с идеальным или естественным источником света.

Грубо говоря - приближенность освещения лампы к дневному идеальному освещению.

Дешёвые лампы часто имеют низкий индекс цветопередачи, поэтому могут искажать цвета - кожа зеленит, красный становится ненасыщенным, белый - желтит. Дешёвые светодиоды и люминисцентные лампы очень часто имеют посредственное качество цветопередачи, в отличии, например, галогеновых.

Подробнее об этом индексе можете почитать в википедии
Подробнее об этом индексе можете почитать в википедии

Однако, у тех же ламп накаливания есть существенные минусы в эксплуатации по отношению к тем же светодиодам:

  • высокое энергопотребление
  • высокое, т.к. часть его тратится в тепло - перед такими лампами очень жарко

Про частоту электросети

С этой проблемой можно столкнуться при съемке видео - свет будет как бы расслаиваться на полосы света и тени, а на видеоролике это будет очень заметно (строб). Понятное дело, что на частоту электросети мы никак повлиять не можем, и в разных странах она плюс-минус одинакова, например, в России это 50 ГГц. Профессиональное фотооборудование защищено от этих помех (и это тоже влияет на финальную стоимость), а в бюджетном освещении приходится уповать на "русское авось" или менять настройки камеры (fps).

Какие есть варианты?

Фото автора
Фото автора

Свет от окна и солнце на улице: бесплатно

Чтобы получить хороший свет на фото, достаточно просто расположиться у окна! Минусы:

  • ограничение по времени
  • зависимость от погоды
  • не каждое окно подойдёт
Фото автора
Фото автора

Например, у меня окно выходит на северо-запад - это идеальный вариант, как и, например, северо-восток. Днём такое окно даёт ровный нейтрально-холодный свет, отражённый от неба, поверхности земли и зданий, а раз в сутки можно поймать золотой час. Почему не подойдёт южное окно? Сквозь такое окно может проникать солнечный свет! И если в облачную погоду свет будет поступать равномерно, то в день с переменной облачностью температура и освещённость в помещении будет постоянно меняться, а яркое солнце ещё и глаза слепит. Частично такую проблему может решить светлая неплотная штора или тюль (не кружево!).

На фото выше прекрасно видно, какой источник света я использовала - обычное окно, расположенное сбоку от меня - красивый светотеневой рисунок на лице и ключицах. Слева я немного сгладила тени цветным источником.

Конечно, никто не запрещает вам фотографировать на улице, но будьте крайне осторожны в выборе освещения (погоды, места, времени суток). Не фотографируйтесь в яркий полдень, а тенистые места выбирайте с осторожностью, чтобы не получить цветной рефлекс от зданий или листвы. Свет сверху может сильно подчеркнуть носогубные складки и рельеф кожи:

Фото автора
Фото автора

По зрачку видим, что источник света находится чуть сверху - это освещенное закатом небо за высокими деревьями. Стоило выбрать более открытую местность для подобного портрета. Источник сверху и в лоб не дал живописных теней на лице, но сильно затенил шею, подчеркнув рельеф. Имейте это в виду.

И, наконец, контровой свет:

Фото автора
Фото автора

Красивые светящиеся силуэты, мягкий золотой свет на заднем плане. Подойдёт для романтичных и женственных образов, но имейте в виду: понадобится отражатель. У нас с собой был только очень маленький кусок фольги, поэтому лицо и руки получились серыми и тёмными.

И вот другой кадр тоже с контровым освещением, но с отражателем (обратите внимание на то, как заиграли блёстки на руках и щеке):

Фото автора
Фото автора

Нет, конечно, вы можете делать фотографии и в солнечном освещении, но пытайтесь сделать заполнение кадра равномерным, чтобы не было пятен и рваных теней на коже лица:

Фото автора
Фото автора

Как видите, даже с бесплатным солнечным освещением можно делать прекрасные фото! Ну, а о минусах я уже написала выше.

Конечно, блогер не может сидеть и ждать хорошей погоды, поэтому нам нужно найти тот источник, который будет нам помогать даже ночью. Начну с самых дешёвых и постепенно буду переходить к более дорогим.

1. Прожектор: 500-1000₽

Максимально дешевый вариант - купить строительный светодиодный прожектор рублей за 500-1000 и направить его на белый ватман или белую стену, создавая отражённый мягкий свет. Или можно закрыть стекло прожектора белым листом А4 и получить уже рассеянный направленный свет, который можно направлять на лицо.

Фото автора
Фото автора

В моём распоряжении имеется цветной RGB-прожектор, но я настоятельно не рекомендую экономить и покупать "всё в одном", потому что белый свет в таком "наборе" никогда не бывает белым. Ниже я поясню с примерами. Лист А4 я приклеиваю к стеклу обычным малярным скотчем. У моей модели нагрева нет, поэтому я спокойно могу оставить эту конструкцию на час при съемке фото или видео. Также это защищает мои глаза от яркого света.

2. Лампа из IKEA (или любая другая настольная ), 500-1500₽

Долгое время я фотографировала свои портреты с настольной лампой: днём направляла на фон, а вечером экспериментировала. Понятное дело, что в качестве соло такой источник не сработает, но в качестве дополнительного источника - вполне. В моей настольной стояла тёплая лампа около 3000К, я направляла её на фон с блестящей нитью, чтобы получалось боке (основной источник - окно):

Фото автора
Фото автора

Естественно, я не оставляла попыток снять с этой лампой портреты, но из-за маленького диаметра лампы пучок света получатся очень слабым и направленным, а портреты - тёмными:

Фото автора
Фото автора

Как художественный приём на разок - да, но на постоянной основе - не годится! Если вы всё же решитесь использовать настольную лампу (хотя бы пару) в качестве основного источника, прикрепите к ней белый лист А4 в качестве рассеивателя.

Некоторые видеографы и фотографы использую галогеновые лампы из строительных магазинов, этакие аналоги профессиональных. Как подсветка фона или дополнительного акцентного источника - да, но не более.

3. Диодная лента, 500-2000₽

Когда я пыталась искать варианты бюджетного освещения, наткнулась на использование диодных лент в качестве "основы" самодельной кольцевой лампы. Я даже сделала подобную:

Фото автора
Фото автора

Статья, как сделать такую, будет в конце этой статьи.

Минусы этой системы - тот самый CRI, цветопередача была просто ужасной, а белый свет в диодной RGB-ленте имел фиолетовый подтон, поэтому кожа становилась неприятного серого оттенка, в тенях появлялись пятна:

Фото автора
Фото автора

Однако, минимум 3-4 месяца я работала именно с таким светом и даже снимала видео. Проблема с частотой также возникала - в виде стробящих полос света. Дополнительный минус такого освещения - не самый эстетичный блик из прерывистых огоньков лампочек.

4. Софтбоксы (2 шт.) на Aliexpress: 5000-6000₽

Конечно, такие софтбоксы не сравнятся с профессиональными, но вполне подходят для домашней съемки. Статья о них также есть на канале, ссылку оставлю внизу. Естественно, качество света сильно зависит от ламп, которые установлены в такие софтбоксы. У меня 8 ламп по 5000K, но для меня это недостаточно белый свет, часть цвета искажается, особенно на видео, поэтому я думаю прикупить 5500-6500K, некий стандарт в видео-съемке.

Фото автора
Фото автора

2 софтбокса позволяют мне выставить приемлемые схемы света для хорошей бьюти-фотографии, но в принципе, имея 2 источника с мягким светом, можно создать что угодно.

5. Кольцевая лампа: 5000-8000₽

Хорошая кольцевая лампа - стандарт для блогеров, которым не хочется заморачиваться с художественностью. Я отказалась от идеи покупки кольцевой лампы именно по причине, указанной выше - не очень приятный глазу блик в эстетическом плане и невозможность равномерного заполнения сцены светом.

Фото автора
Фото автора

6. Видеосвет: от 10.000₽ (2 шт.) на Aliexpress

Огромный плюс видео-света - возможность установить фильтры любого цвета и окрасить свет. В скором времени я хочу заменить свои громоздкие софтбоксы на комплект из двух источников в именно таком формате. Заказывать буду на том же Aliexpress, по опыту знакомой. Такое оборудование часто оснащено аккумуляторами, и может использоваться на выездных, вечерних фотосессиях в труднодоступных местах. При этом не нужны генераторы или мощные аккумуляторы, как для импульсного источника.

Спасибо за прочтение!