Продолжаем разбираться в философии Airbus и её преимуществах (или недостатках?). В первой части статьи была такая фраза:
... речь идет о предоставлении экипажу максимально доступного объема информации: "Simplify the tasks of the flight crew, by enhancing situation and aircraft status awareness"...
Давайте посмотрим, что это значит и как реализовано. Тут стоит ещё раз вспомнить о большом распространении в кабине А320 нормально негорящих кнопок. Ведь это тоже информация - глядя на эту кнопку мы сразу понимаем состояние той системы за которую она отвечает.
Что еще? А пожалуйста: FMA - Flight Mode Annunciations - информатор о режимах полета. В верхней части главного пилотажного дисплея (PFD) самолет выдает всю информацию о режиме работы автомата тяги, режиме работы автопилота в горизонтальном и вертикальном каналах, готовности к посадке в тех или иных условиях и так далее. Впрочем, FMA это штука достойная отдельной статьи.
Какая еще информация нужна? А самолет может выдать практически любую! На нижнем дисплее SD - System Displays, дисплей состояния систем - можно вывести все что угодно. От параметров силовых установок до состояния дверей. Всего лишь нажав кнопку экипаж имеет возможность проконтролировать любую систему самолета. Удобно? Очень.
А самое главное - тот дисплей, что расположен над ним - EWD - Engine Warning Display. Дисплей контроля двигателей и предупреждений. С контролем двигателей все понятно и это есть на любом самолете, а вот предупреждения... Как только в полете происходит какой-либо отказ - самолет тут же информирует об этом пилотов. Но не просто информирует, он подсказывает и те действия, которые надлежит выполнить для устранения или локализации проблемы! То есть не нужно в панике лезть ни в руководства, ни в инструкции по устранению проблем. Самолет сам подсказывает первоочередные действия - их нужно просто зачитать с экрана и выполнить. А уж потом - доставать инструкции.
Аналогичная ситуация и с навигацией и прочим. На все вопросы, которые только могут возникнуть у экипажа самолет готов дать ответ.
А теперь вернемся к нашему основному вопросу - могут ли летать на этом замечательном самолете "девчонки" и "обезьяны"? Ответ очень прост - нет. Почему? А потому, что пилоты должны быть УМНЕЕ своего самолета. И чем умнее самолет, тем умнее нужны пилоты. Иначе - увезет не туда. Смотрите сами - одних только сообщений FMA несколько десятков. Да десяток систем самолета, да несколько вариантов использования навигации, да разные режимы автопилота... и многое другое. Все-таки этот аппарат малость посложнее трактора ДТ-75. "Обезьяна" это точно не осилит. Как и "девчонка".
P.S. Не путайте "девчонок" и девушек.