Гостиница «Пекин»
Здание строилось в 1939—1958 годах по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, основоположника сталинского ампира. Этот величественный стиль сочетает помпезность, роскошь и монументальность. Сталинский ампир воплотил в себе черты французского характера эпохи 19-го века.
Первоначально здание (есть такая версия) предназначалось для размещения Главного управления лагерей НКВД СССР и ведомственной гостиницы при нём. В 1954 году было принято решение о перепрофилировании здания под обычную гостиницу. Первые постояльцы заселились в гостиницу в 1956 году, но полностью в эксплуатацию здание ввели в 1958 году — почти через двадцать лет после начала строительства.
В знак дружбы между Китаем и СССР Москва объявляет имя новой гостиницы в центре столицы «Пекин». С первого взгляда здание поражало своей роскошью: китайские мотивы, подчеркивающие аутентичность интерьеров, высокие стены, обтянутые шелком с яркими сценами из жизни китайской знати. Говорят, что потолок украшали 12 хрустальных люстр, доставшихся СССР как трофеи из Германии.
15 декабря 1955 года, согласно решению Исполкома Моссовета, предписывалось «открыть в первом этаже здания гостиницы ресторан с китайской кухней и кафе при нём». Несколько десятилетий ресторан «Пекин» был одним из самых желанных и пафосных мест. Его посещали и высшие партийные чиновники, и звезды эстрады, и выдающиеся спортсмены, и зарубежные знаменитости.
Попасть вечером в «Пекин» для простых смертных было проблемой. В семидесятые – восьмидесятые годы он заполнялся в любой день недели.
Одним из знаковых блюд (как говорят знатоки) была Фирменная "Вырезка фри кусочками - с выходом" - вариация блюда отличалась от просто "Вырезки фри кусочками" за 1,3 руб. сумасшедшей ценой в 28 рублей. А это всего лишь порция свиной вырезки в кляре. Тем не менее, некоторые гости заказывали дорогую версию. В чем же заключался "выход"? Одетый в швейцарскую ливрею старик бил в тарелки для привлечения внимания. За ним шли два официанта с мельхиоровыми блюдами солидных размеров. Сзади шли три девушки. Дойдя до нужного столика, швейцар колотил в тарелки с удвоенной силой, девушки танцевали, а официанты ставили перед гостями обычную порцию вырезки в тесте в 150 г.
Самое интересное, что все посетители заведения знали, что оно находится под недремлющим оком двух силовых ведомств: КГБ и МВД, и даже часть официантов – их сотрудники. Но все равно ходили туда выпивать и закусывать, а иногда даже вели деловые разговоры. Наверное, зря…
Секретов в этом комплексе зданий было множество, и некоторые его части являются закрытыми зонами до сих пор…
Именно с крыши гостиницы «Пекин» в 1956 году стартовал летательный аппарат – ковер-самолет, с экипажем на борту в составе: джинн по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб и юный пионер Волька (в терминологии Хоттабыча — Волька ибн Алёша, то есть Владимир Алексеевич) Костыльков.
У Хоттабыча был не просто ковёр-самолет, а ковёр-гидросамолёт «ВК-1», названный джинном в честь Вольки Костылькова.
Маяковский на Маяковской
Памятник поэту был установлен в 1958 году в Москве на площади Маяковского (сейчас это Триумфальная площадь). Авторы монумента — скульптор Александр Кибальников и архитектор Дмитрий Чечулин. Скульптура является памятником монументального искусства федерального значения.
После открытия памятника Маяковскому, около него стали спонтанно, но регулярно собираться почитатели творчества поэта и просто любители поэзии. Это стало культовым местом периода «оттепели».
«Маяковские чтения» не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи не подвергались цензуре. Например, «у Маяка» читали свои произведения Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский и многие другие.
На такие встречи приходило до 15 тысяч человек. В 1965 году по инициативе властей проведение поэтических вечеров прекратилось, но спустя 50 лет традиция возобновилась, и Маяковские чтения стали частью культурной жизни современной Москвы.