Найти тему
Евгений Б. Макаров

Лидеры, перехватчики и суверенизаторы-сотрудники: предпосылки сценариев цифровой конкуренции

Фото @chatbotsmagazine.com
Фото @chatbotsmagazine.com

Экспертное агентство McKinsey оценило стоимость ущерба от масштабной кибератаки в 1 трлн. долларов. В контексте человеческого фактора хуже только последствия от экономического кризиса 10 трлн., третьей мировой войны 15 трлн. и пандемии 30 трлн. (на примере Covid-19)[1]. При этом характер пагубного воздействия на промышленность оценивается в таких же масштабах, как и от более критических, представленных здесь, рисков и, в тоже время, это кратковременная угроза, не несущая нежелательных последствий для окружающей среды и территории[2]. Сможем ли мы установить и остановить достаточно квалифицированных, но достаточно безумных бенефициаров подобных угроз?
Уже сейчас проведение целенаправленной кибератаки является мощным инструментом воздействия в мировой конкурентной борьбе с низким порогом ответственности для технологически организованных сообществ. Отличительной особенность данного вида угрозы по сравнению с традиционными является её существенная инновационность, характерная для постиндустриального мироустройства с имманентными свойствами интегрированного информационного пространства во все сферы человеческой деятельности. Кибератака - это лишь одно из средств цифрового давления, основанного на технических знаниях об организации данного информационного пространства. Поскольку киберпространство представляет собой простой и экономичный метод передачи сообщений в большие группы населения, большая часть современных информационных войн происходит в Интернете, что приводит к некоторым предпосылкам объединить «кибервойну» с информационной войной
[3]. Основоположник кибернетики и теории коммуникации Н.Винер писал: «Информация - это процесс и страна, в которой этот процесс налажен, сможет обеспечить безопасность собственного развития»[4]. Важно отметить, что мы не путаем и не смешиваем понятия «цифровой» и «информационный», но и не разделяем их потому, как идеолог настоящей социально-научной парадигмы Д.Белл отмечал: «Постиндустриальное общество является информационным, как индустриальное было товаропроизводящим»[5]. В данном случае вполне уместна дихотомия формы и содержания, так как без одного, т.е. технически организованного цифрового пространства, в отличие от предыдущего аналогового подхода, не было бы и непрерывного, информационного содержания этого пространства.
Исходя из этого, цифровую войну (ЦВ) можно охарактеризовать как сумму средств и стратегий по нанесению урону конкурентной стороне с использованием технического оборудования (включая военного назначения), телекоммуникационных систем, средств программного обеспечения в информационном сетевом пространстве, а также законодательно-правовой базы с целью регулирования политических и экономических процедур в свою пользу. Следовательно, отвечая на поставленный в начале вопрос, акторами ЦВ являются страны и организации, обладающие достаточными возможностями и, главное, стратегическими целями по реализации сценариев противостояния с использованием цифровых и информационных средств.

Сохранение лидерства

Бенефициары: США, Великобритания, наднациональные сетевые структуры

Планы США в научно-технических областях, таких как: биотехнологии, передовое производство, квантовая информатика (QIS), сети 5G и, в особенности, искусственный интеллект (ИИ), - носят стратегический характер и имеют ключевое значение для сохранения лидерства в информационно-цифровом пространстве, а также стимулирования американской экономики. Согласно последнему докладу Центра новой американской безопасности (CNAS), разработка систем ИИ является также приоритетным направлением для обороны страны[6], что подтверждает ранее сказанное президентом Д.Трампом. Он заявил в своём указе 2019 года: «Сохранение американского лидерства в области искусственного интеллекта имеет первостепенное значение для поддержания экономической и национальной безопасности Соединенных Штатов и формирования глобальной эволюции искусственного интеллекта в соответствии с ценностями, политикой и приоритетами нашей страны[7]». Искусственный интеллект (на основе системы машинного обучения и нейросетей) - это не просто технология, пригодная для использования в мобильных и других приложениях, но и система управления цифровой архитектурой будущего, которая внедряется уже сейчас.

Бюджет 2021 года на исследования и разработки в области ИИ в Национальном научном фонде (NSF) превышает более 850 миллионов долларов, что на 70% превышает бюджет 2020 года. В целом, инвестиции США в федеральные НИОКР на 2021 год составят 142,2 млрд. долларов[8]. Отметить важность исследований в области ИИ в будущих сценариях конкуренции ещё важно и потому, что импликация данной технологии в США уже сейчас выведена на уровень федеральных ведомств и агентств, начиная от министерства транспорта до агентства национальной безопасности и армии[9]. Дополнительные 120 миллионов долларов пойдут на поддержку национальной квантовой инициативы. Из других бюджетных «аномалий» можно выделить увеличение на 50% по сравнению с прошлым годом (см. сноску 8, стр.233) ассигнований Национальному управлению телекоммуникаций и информации (NTIA), которое является структурным подразделением Министерства торговли США. Именно NTIA отвечает в штатах за сети 5G, ещё один базисный инструмент управления коммуникацией и информацией в новом технологическом укладе. В космической отрасли, курируемой NASA, профицитными являются направления по безопасности 3% и технологии космических исследований 45%, которые включают проекты, например, по дешевой доставке грузов за пределы низкой орбиты, совершенствования систем автономной авионики[10].

Использовать гегемонию США для санкций, правовых ограничений и навязывания стандартов.

В дополнении к президентскому бюджету на 2020 год сказано: «Глобальное лидерство в вопросах искусственного интеллекта во главе с Соединенными Штатами и их союзниками единомышленниками; мы будем формировать траекторию развития ИИ на благо американского народа, обогащая нашу жизнь, продвигая инновации, укрепляя доверие и взаимопонимание, а также обеспечивая нашу национальную оборону и безопасность». На основе этого доклада дополнительно выделяется ещё около миллиарда долларов на НИОКР, в том числе 12% на ИИ[11].

Одним из ключевых инструментов цифровой конкуренции является разработка и предоставление технических стандартов для всего мира, что также соответствует стратегическим целям США. Для реализации этих целей декламируется будущее успешное международное сотрудничество с акцентом на нужды Америки, а не партнёров-сателлитов[12].

Таким образом, кто поставит стандартизацию ключевых цифровых технологий себе на службу, тот будет управлять всей информационной инфраструктурой по всему миру, как указывается в недавнем докладе CNAS (см. сноску 6)

Идея закона как инструмента давления на партнёров и конкурентов, популяризированная генералом Ч.Данлэпом, представляет собой форму асимметричной войны, состоящую из использования правовой системы против врага, которому она вредит, лишая его легитимности или одерживая победу в связях с общественностью (см. сноску 3).

Данное эссе начинается с оценки ущерба от применения глобальной кибератаки. Готовность к такому исходу событий гарантирует выживаемость и стабильность определённого сообщества. Условия кибернападения и киберзащищенности можно определить как управление рисками в киберпространстве (киберхаусом). По мнению северо-американских экспертов, угроза исходит от России, Китая, Ирана, Северной Кореи, ИГИЛ (см. сноску 3). Поэтому в отношении киберпространства минобороны США наращивают бюджетный потенциал - 9,8 млрд., в дополнении к этому: на ИИ - 841 млн., облачные платформу - 789 млн., микроэлектроника и 5G - 1,5 млрд., «автономность» (автономные системы принятия решений, в т.ч. боевые) - 1,7 млрд., гиперзвук - 3,2 млрд. Бюджет киберопераций включает в себя 2,2 милрд. долл. для поддержки сил кибер-миссий, в том числе 27 групп для оказания поддержки командованию боевых действий и 25 аналитико-экспертных групп[13]. В энергетике траты на кибер- и энергетическую безопасность увеличены на 72% по сравнению с прошлым годом (см. сноску 8).

«Происходя ниже уровня вооруженного конфликта, ИВ представляет собой комплекс военных и правительственных операций по защите и эксплуатации информационной среды». По типам использованию информация делится на: пропаганду, дезинформацию и мистификацию (см. сноску 3). В первом случае - цензура в социальных сетях интернет и медийном пространстве, а также создание образа врага[14].

В последних двух случаях широко используется фальсификация новостей (Fake News) и глубинные подделки (Deep Fake - инструмент на основе машинного обучения, позволяет реалистично фальсифицировать субъективные действия и поведение, например, известных политиков или военнослужащи). Но в случае глубинных подделок (ГП) наблюдается ещё один интересный феномен, американские эксперты называют это «дивидендом лжеца»: люди могут успешно отрицать подлинность подлинного контента, особенно если он изображает неподобающее или преступное поведение, утверждая, что контент является глубокой подделкой[15]. Например, когда все обвинения в противоправных действиях, зафиксированные и опубликованные, отвергаются (в т.ч. и заранее) на основании того, что в отношении вас применялись технологии ГП. Этот инструмент – упреждающий обман по дискредитации фактов и событий, способствующих негативному образу субъекта, широко применяется США и их союзниками[16].

Изначально мы разделили, условно конечно, цифровое (техническое) и информационное пространство. Оба подсценария: инфраструктурное доминирование и информационное противостояние, - будут применяться, разница только в мере активности в данных сферах.

В первом случае - технодоминирование связанно с инфраструктурным развитием США и совпадающее с первым сроком президентства Д.Трампа, стоящие за ним национальные производственные сектора американской экономики (производительные силы), а также продление его полномочий на второй президентский срок[17].

Во втором случае, приход Дж.Байдена во главе хорошо знакомых бюрократов правления Обамы и глобальных финансовых сетевых структур приведёт к возрождение глобалистского проекта. В этом случае вернуться в «докоронавирусную» и «дотрамповскую» эпоху не удастся по объективным естественным законам - мир меняется. Экономический кризис, начавшийся в 2008 году никуда не делся, поэтому дальнейшее усугубление экономических проблем не избежать. Следовательно, чтобы сохранять «образ мирового лидера», демократам США потребуются существенные (может быть даже сущностные) манипуляции в информационно-цифровом пространстве как у себя дома, что наглядно демонстрируется в ходе президентской компании 2020, так и за её пределами, - вот основа эскалации информационной войны[18].

Ещё одним обстоятельством к реализации этого подсценария является общность интересов финансовых глобалистов и корпораций (Google, Facebook, Amazon и др.), контролирующих мировые информационные потоки.

Перехват научно-технологической инициативы

Бенефициар: Китай

В технологическом плане Китай значительно усилился и имеет стратегические планы по ключевым 69 направлениям. Преимущество Китая в том, что информационное пространство этой страны уже закрыто от внешнего влияния, а это около 940 млн. пользователей. Руководство КНР уделяет особенное значение информатизации и кибербезопасности, Си Цзиньпин лично возглавляет группу по соответствующему направлению. Амбиции Китая - стать из Интернет-страны глобальной Интернет-державой[19]. Китай уже работает над сетями 6G (сегодня в стране работает 480 тыс. 5G-станций)[20].

Стратегия инновационного, считай цифрового, развития КНР предусматривает три этапа. На первом этапе, до 2020 года – догоняющее развитие стран лидеров научно-технической сферы, расходы на НИОКР 2,5% ВВП. Второй этап – до 2030 г., переход от догоняющего к опережающему развитию, расходы составят 2,8% ВВП. Третий этап – до 2050 г., КНР - главный научный центр мира.

Планы по реализация данной стратегии хорошо можно иллюстрировать поэлементно на примере высокорелевантного направления ИИ (6 место в списке ключевых), который так же имеет три ступени[21]:

1. Соответствовать передовым странам к 2020 году (ВВП отрасли ИИ 22,5 млрд. долл. США).

2. Мировой лидер в некоторых областях ИИ к 2025 году (60,3 млрд. долл.)

3. Инновационный центр в мире номер один к 2030 году (150,8 млрд долл.)

В первой половине 2020 года китайская национальная база безопасности данных собрала на 89,2% больше уязвимостей, чем за аналогичный период 2019 года. В 2019 году масштаб китайской индустрии кибербезопасности составил 7,6-9 млрд. долл., при темпе роста около 20% (см. сноску 20).

Данный сценарий актуален при сохранении роли КНР как центра производства и инвестиций, а также центральной роли КПК. Тогда Китай получит выгоду как от нового глобализма демократов в текущей роли, так и от распада на валютно-экономические зоны, в чьё влияние попадает тогда значительная часть пассионарной и густонаселённой Азии – основной центр современного мирового развития, и многонаселённая Африки, и часть Латинской Америки.

Сценарий суверенизация (обособление)

Бенефициары: Россия, некоторые члены ЕС, Турция, Израиль, Индия

Доктрина информационная безопасности РФ[22] отражает все основные проблемы России (как впрочем, и стран ЕС), связанные почти с полной нашей зависимостью в цифровом пространстве от технологий сторонних производителей (Китай, США). Поэтому главный шаг для нас - это ликвидация данной зависимости: создание, модернизация собственной элементной-технической базы и программного обеспечения. Медленно, но работа ведётся: Минпромторг выдал официальное заключение микро-процессору «Байкал-М», который рекомендован к участию во всех госпрограммах импортозамещения[23]. Но в таких жизненно важных отраслях, как создание собственного безопасного цифрового пространства (в т.ч. «Суверенный интернет») на базе 5G сетей - основа будущей цифровой экономики и управление всеми отраслями, мы остаёмся в зависимости, в частности, например, от оборудования «Ericsson»[24]. При такой форме технологической зависимости проект ЦБ РФ - «цифровой рубль»[25] - может оказаться финансовой ловушкой, а не путём к экономической обособленности. Однако, есть надежда на то, что утверждение ПАО «Ростелеком» и «Ростех» в качестве операторов внедрения сетей пятого поколения в России в 2021-2024 и выделение 21,5 млрд. руб. на производство оборудование[26] даёт нам шанс к независимости в этой сфере.

В различных американских докладах цитируют слова президента Владимира Путина: «Тот, кто станет лидером в этой области [в области ИИ], будет править миром»[27]. План развития ИИ в РФ появился в ноябре 2019 года (в том же году, что и в США). В этой сфере предусмотрены беспрецедентные меры поддержки, озвученные президентом на недавней международной конференции по ИИ:

1. Стратегическая задача увеличения инвестирования разработок программного продукта в 4 раза до конца 2030 г.

2. Доступ к большим массивам данных, включая государственные, для обучения нейросетей.

3. Введение экспериментальных правовых режимов для использования ИИ в отдельных отраслях экономики и социальной сферы.

4. Начиная с 2021 года, бессрочное снижение страховых взносов с 14 до 7,6%, снижение налога на прибыль с 20 до 3%.[28]

Ответственным исполнителем назначен «Сбербанк» («Сбер»). Проблема в том, что в структуре акционерного капитала этого предприятия большое количество участников, в том числе нерезидентов[29]. Какое влияние сторонние акторы имеют на принятие решений в этой компании и насколько прозрачна система безопасности в разработке «конкурентного» ИИ в таких условиях? В США, как и в Китае, например, структурные сектора экономике выведены из зоны иностранного инвестирования, а контроль за разработкой передовых технологий осуществляют Министерство обороны и национальные агентства. Другие ответственные «кураторы» ключевых технологий в России: «Ростех» - квантовые сенсоры, блокчейн и интернет вещей, «Ростелеком» и «Ростех» - беспроводные технологии связи (5G), «Росатом» - квантовые вычисления, «РЖД» - за квантовые коммуникации (см. сноску 26).

В этом контексте возникает ещё один аспект информационной войны – т.н. большая четвёрка консалтинговых агентств. «Каждый день 276 000 сотрудников PwC в 157 странах мира создают глобальные правила игры», - говорится на странице вакансий агентства PwC Russia[30]. Клиентами таких компаний являются крупнейшие госкорпорации (в т.ч. и вышеуказанные) и министерства Российской Федерации; какие сведения получают от них иностранные консалтинговые агентства и какие рекомендации дают нам - не известно, но то, что это мешает видеть целостную, непредвзятую картину и принимать решения в пользу нашего государства, очевидно[31].

Не так давно министр С.Лавров заявил, что без универсальной договорённости мир может погрузиться в «киберхаус»[32]. Придерживаясь политико-дипломатических традиций, наша страна является последовательным сторонником международной переговорной политики по информационной и кибербезопасности на протяжении многих лет, что также прописано в отдельных пунктах нашей «доктрины (см. сноску 22). Попытки России и Китая с 1998[33] года выстроить систему международных договорённостей интерпретируется США как попытки сохранения контроля над собственным информационным аппаратом и уравнивания шансов с технологически развитыми державами (см. сноску 3).

Данный сценарий предусматривает установление чётких границ в пространстве международного правового регулирования и договорённостей в областях, имеющих отношение к будущему мироустройству, например, биотехнологии, ИИ, кибербезопасность и др. Как писал Б.Рассел: «Невозможно усиление безопасности одной части населения планеты за счёт другой»[34]. Несмотря на, первый взгляд, абсурдность данного высказывания между суверенизацией и международным сотрудничеством, существует прямая зависимость, выражаемая в субъектности действующего актора. Невозможно договариваться, когда не определён круг лиц, отвечающих за принятие того или иного решения, как в случае, например, действующей европейской традиции десубъективизации. Как указал П.Майр, наличие Евросоюза и Европарламента привело к тому, что политическая конкуренция стала девальвироваться и деполитизироваться, политические решения принимают неполитические органы. Такую ситуацию автор укладывает в метафорическое выражение «управление пустотой»[35].

Наличие политической воли руководства страны, консолидация и национализация элит позволили бы реализовать данный сценарий в период всеобщей дестабилитизации. Также данный сценарий релевантен широкообсуждаемой тенденции распада общего экономического пространства на обособленные валютно-экономические зоны.

Тепловая смерть коммуникации

Этот сценарий из класса невероятных, но в будущем вполне исполнимых. Н.Винер определял сообщение как противопоставление информации шуму[36]. Но то, что у Винера было выражено как антагонистические сущности, сейчас трансформировалось в парадоксальную форму – информационный шум, мощность которого, по данным экспертов, непрерывно растёт[37]. То есть то, что ранее способствовало обособлению определённости от хаоса, само превращается в хаос. Причём, сознательное повышение энтропии происходит посредством хаотизация коммуникативного локального и глобального пространства. Средства хаотизации широко применяются в ИВ - это фальсификация новостей, глубинные подделки, интернет мистификации, включая идеологемы, искажённые данные для обучения нейросетей, прогрессирующий рост «независимых» источников мнений, – всё, что мы включаем в понятие информационная среда. При таких темпах увеличении информации в замкнутой коммуникативной среде мы можем прийти к отсутствию значимых различий в её частях или потоках. Из термодинамики мы знаем, что в средах, в которых устанавливается равновесие, наступает, по выражению Р.Клаузиуса, «тепловая смерть». Придём ли мы в итоге к тепловой смерти информации?

Заключение

Лидер и догоняющий действуют в одной установленной парадигме – это количественный способ конкуренции, подходящий примерно равным соперникам. На сегодняшний день КНР обошёл США по экономическим параметрам, а также по некоторым направлениям в научно-технической сфере, и уже приближается к распространению своих стандартов, чего никак не может допустить Америка. Это, а также ресурсный дефицит, подталкивает США действовать от обратного: если ты не можешь развиваться сам, не дай этого делать и другим. Контролировать и тормозить развитие конкурентов - стратегическая задача Соединённых Штатов. Информационно-цифровая агрессия при этом является эффективным инструментом борьбы ниже порога «горячей» фазы конфликта.

Россия на протяжении своей истории не раз была в роли догоняющего, что стоило нам чрезмерного напряжения сил, после чего шли периоды инерции и затем отката назад. Сценарий «обособления» предполагает новый взгляд на проблему и ассиметричный подход к её решению. Такие действия со стороны РФ уже показали свою эффективность при противодействии санкциям и решении сирийского вопроса.

Но, может быть, всё это не будет иметь значение из-за наступление тепловой смерти коммуникации.

[1] Данный факт можно рассматривать как отдельный сценарий: «Избирательный Пандемизм», характерный для стран с наиболее тяжёлой долговой нагрузкой, включая ЕС, США, Японию и др., определяется как потеря экономических резонов из-за наступления форс-мажорного обстоятельства эпидемиологического характера. Не случайно государственный долг США сегодня уже почти совпадает с данной цифрой (27 трлн. по данным https://tradingeconomics.com/united-states/government-debt), а следовательно нет более мощного резона для США как выступать в роли эмиссионного центра для стран импортёров резервной валюты и возобновления сценария «нео-глобализма».

[2] «Риск, устойчивость и восстановление равновесия в глобальных цепочках создания стоимости», с.24, август 2020 («Risk, resilience, and rebalancing in global value chains»).

[3] «Информационная война: вопросы для Конгресса», 5 марта 2018 («Information Warfare: Issues for Congress») https://crsreports.congress.gov/product/pdf/R/R45142/5

[4] Винер Н. «Кибернетика и общество», М.: АСТ, 2019, - с.126.

[5] Белл Д. «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования», М.: Academia, 2004, - с.623.

[6] «Стратегия Оборонных Технологий», ноябрь 2020 («Defense Technology Strategy») https://www.cnas.org/publications/reports/defense-technology-strategy

[7] «О сохранении американского лидерства в области искусственного интеллекта» от 11.02.2019 («Executive Order on Maintaining American Leadership in Artificial Intelligence») https://www.whitehouse.gov/presidential-actions/executive-order-maintaining-american-leadership-artificial-intelligence/

[8] Общее федеральное финансирование НИОКР в США 2021 году https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2020/02/ap_17_research_fy21.pdf

[9] Агентства включены в коллаборацию по программе ИИ (AI IWG) Air Force, Army, DARPA, DHS, DOD, DOE, DOJ, DOT, FAA, FBI, FDA, GSA, IARPA, NARA, NASA, Navy, NIFA, NIH, NIJ, NIST, NMIO, NOAA, NSA, NSF, NTIA, ODNI, ONC, OSD, OSTP, State, USPTO, VA https://www.nitrd.gov/pubs/FY2021-NITRD-Supplement.pdf

[10] Программа развития исследовательских проектов (Exploration Technology Development Program (ETDP)) https://www.nasa.gov/exploration/technology/index.html#:~:text=The%20Exploration%20Technology%20Development%20Program,the%20affordability%20of%20future%20missions

[11] «Программа исследований и разработок в области сетевых и информационных технологий дополнение к бюджету президента на 2020 финансовый год», сентябрь 2019 («The Networking & Information Technology Research & Development Program Supplement To The President’s Fy2020 Budget») https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2019/09/FY2020-NITRD-AI-RD-Budget-September-2019.pdf

[12] «Национальный стратегический план исследований и разработок в области ИИ: Обновление на 2019 г.», июнь 2019 («The National Artificial Intelligence Research And Development Strategic Plan: 2019 Update») https://www.nitrd.gov/pubs/National-AI-RD-Strategy-2019.pdf

[13] «Обзор оборонного бюджета: исправленный», 13 мая 2020 («Defense Budget Overview») https://comptroller.defense.gov/Portals/45/Documents/defbudget/fy2021/fy2021_Budget_Request_Overview_Book.pdf

[14] «Информационная война против России: Часть I. Конструирование образа врага», июнь 2020 https://www.kribrum.ru/upload/konstruirovanie-obraza-vraga-chast-1.pdf

[15] «Глубокие подделки и Национальная безопасность», 26 августа 2020 («Deep Fakes and National Security») https://crsreports.congress.gov/product/pdf/IF/IF11333

[16] «Вы когда-нибудь слышали о технологии «глубокой подделки?» Фальшивые аудио и видео технологии могут быть использованы для шантажа американских войск», 19 июня 2018 («Ever heard of ‘deep fake’ technology? The phony audio and video tech could be used to blackmail US troops») https://www.militarytimes.com/news/your-air-force/2018/07/19/ever-heard-of-deep-fake-technology-the-phony-audio-and-video-tech-could-be-used-to-blackmail-us-troops/

[17] Данный текст был написан ещё до окончательного исхода президентских выборов в США 2020 года.

[18] Дж.Байден, как истинный американский президент, уже начал одну беспроигрышную войну - войну с вирусом, беспроигрышную потому, что она информационная https://www.bbc.com/news/election-us-2020-55078066

[19] Бергер Я.М. Научно-технологическая составляющая совокупной национальной мощи Китая // Проблемы Дальнего Востока, №6-2016

[20] «Китай работает над 6G и кибербезопасностью», 25 ноября 2020 («China working on 6G and cyberspace security») http://english.scio.gov.cn/WIC2020/2020-11/25/content_76947993.htm

[21] «Расшифровка китайской мечты об ИИ», март 2018 («Deciphering China’s AI Dream») https://www.fhi.ox.ac.uk/wp-content/uploads/Deciphering_Chinas_AI-Dream.pdf

[22] Доктрина Информационная безопасности России утверждена указом Президента РФ от 5 декабря 2016 http://www.kremlin.ru/acts/bank/41460

[23] «Микропроцессор Baikal-M официально получил статус интегральной схемы отечественного производства», 30 октября 2020 https://baikalelectronics.ru/about/press-center/news/835/

[24] «Сети будущего», 12 октября 2020 https://www.kommersant.ru/doc/4528120?utm_source=kommersant&utm_medium=partner_verh&utm_campaign=ericsson

[25] Цифровой рубль https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/

[26] Правкомиссия утвердила дорожную карту «Мобильные сети связи пятого поколения», 19 ноября 2020 https://digital.ac.gov.ru/news/5098

[27] «Искусственный интеллект и Национальная безопасность», 20 ноября 2020 («Artificial Intelligence and National Security») https://fas.org/sgp/crs/natsec/R45178.pdf

[28] AI Journey 2020. Основная дискуссия конференции «Искусственный интеллект — главная технология 21 века» https://live.ai-journey.ru

[29] Структура акционеров Сбербанка https://www.sberbank.com/ru/investor-relations/share-profile

[30] PwC Россия https://www.pwc.ru/ru/careers/job-search.html

[31] Сбербанк сменил независимого аудитора в 2008 году с Ernst & Young на PwC, теперь это снова EY https://npfsberbanka.ru/upload/iblock/1cb/1cb1ce4b5087fdcb25e0178e9acde8d7.pdf

[32] «Лавров заявил об угрозе "киберхаоса" в мире», 26 ноября 2020 https://ria.ru/20201126/kiberkhaos-1586438194.html

[33] «Достижения в области информации и телекоммуникаций в контексте безопасности», 4 января 1999 http://undocs.org/A/RES/53/70

[34] Рассел Б., Эйнштейн А. «Этот Безумный мир. «Сумасшедший я или все вокруг меня?»», М.: Родина, 2020, - с.183.

[35] П.Майр «Управляя пустотой: размывание западной демократии», М.: Изд-во Института Гайдара, 2019, - с.158-159.

[36] Винер Н. «Кибернетика и общество», М.: АСТ, 2019, - с.99.

[37] Информационные Войны №4 (44) 2017 г.