Найти тему
Оружие и техника

Советский летчик-истребитель рассказал, как готовили летчиков перед началом и во время Великой Отечественной

Кожемяко Иван Иванович - летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны дал большое интервью о военных годах. В частности, об уровне подготовки летчиков.

В: Расскажите, как готовили летчиков?

О: Учился я в Чугуевском авиационном военном училище. Было это еще до войны - осенью 1939 попал туда. 2 недели нам преподавали курс молодого бойца, а потом, после присяги, отправили на полевые аэродромы.

Сначала учились на У-2 и УТ-2. Только через 3 месяца начали изучать актуальные самолеты. В начале это был И-16. Учились параллельно - сначала отрабатывали приемы пилотажа с инструктором на УТИ-4 (учебная версия И-16), а затем уже самостоятельно на И-16.

У-2
У-2

Когда началась война почти все занятия стали теоретическими - все топливо на фронт уходило, а для нас ничего не оставалось.

За все время обучения мы ни разу не стреляли и не отрабатывали воздушный бой - все только в теории. Единственные приемы тактики, которым обучали на практике - полет в звене по три самолета. Но потом переучиваться пришлось, когда я попал на фронт, летали уже двойками и тройками.

В: Какой налет был у курсантов?

О: Катастрофически малый. В училище у меня было часов 15 на УТ-2, часов 10 на УТИ-4 и около 5 часов на И-16. После выпуска мы все попали в запасной авиационный полк - нельзя нас было сразу на фронт выпускать, посбивают. Там еще часов 5 налетал на Як-7Б. Суммарно 35 часов выходит.

Уже в 1943 мы узнали, что немецких летчиков переводят на ускоренный курс обучения - "всего 100 часов". 100 часов! И это укороченная программа. При том, что мы могли позволить себе только 35!

Может быть в других училищах с топливом было получше и курсанты могли летать больше. Но мы - нет.

И-16
И-16

В: А что было в ЗАП?

О: Наш запасной полк располагался на границе с Маньчжурией. Мы туда всем курсом после училища попали. Там переучивали нас летать на Як-7Б. Кто летал лучше, тем выделяли меньше часов, кто похуже - тем больше, чтобы подтянуть. Я считался не плохим летчиком для курсанта, поэтому мне всего 5 часов выделили на изучение новой машины.

Провели мы там почти год - только в начале 1943 на фронт попали. Изучали теорию - ТТХ самолетов, наших и вражеских, современную тактику преподавали, часто присылали летчиков с фронта, чтобы опытом поделились. Думаю, их советы многих спасли.

Як-7
Як-7

В: Можно ли освоить Як-7Б всего за 5 часов?

О: В училище мы на И-16 летали. У нас шутка была - если на этом самолете научишься, то и любой другой освоишь. Конечно, 5 часов недостаточно и теория тут не сильно помогает. Все тонкости пилотирования пришлось осваивать уже на фронте. Но хотя бы азам управления обучиться удалось - и то хорошо.

В: Когда вы попали на фронт, были ли немецкие летчики лучше наших?

О: Всякие бывали. В бою быстро учишься и нехватка учебных полетов наверстывается очень быстро, если тебя не собьют сразу.

Вообще у меня сложилось впечатление, что немцы либо летали очень хорошо, либо плохо. Середнячки встречались редко. Такое чувство, что они в начале обучения выявляли талантливых летчиков и все силы бросали на их обучение, а остальных - как получится.

Поставьте, пожалуйста, ваш лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!