(1 Цар. 18-23)
Пещера была холодной и сырой. На сводах собирались капли воды, а затем падали на твердый холодный пол. Давид поплотнее завернулся в плащ и поежился. Голодные спазмы сводили живот. Однако холоднее всего было не телу, но душе; что был голод по сравнению с потребностью в участии и сочувствии. Единственным преступлением Давида было то, что он старался делать как лучше и полагался на Бога, но любовь Саула перешла в маниакальную ревность. И вот Давид - загнанное животное, и совсем один.
В этой темной, пронизывающе сырой норе Давид запел. Его высокий, чистый голос, мягкий, как ветер, и исполненный чувства, заполнил пещеру. Он пел о своем одиночестве, о своих молитвах, о своей вере. Эта песня, доносившаяся из адолламской пещеры, дошла до нас в виде псалма 141. Пустота пещеры и томление Давидова сердца эхом прозвучали сквозь годы:
«Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился. Излил пред ним моление мое; печаль мою открыл Ему... На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня. Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей» (ст. 1-4).
Возможно, многие из нас могут сравнить себя с Давидом. Может, в вашу жизнь пришла беда, и вы думаете, что никому до этого дела нет. Это пугает, правда? Мы задаем себе вопрос: “Как пережить невзгоды?”
В этой статье мы изучим тот период в жизни Давида, когда он был беглецом, скрывавшимся от царя Саула. На примере Давида мы, может быть, сами увидим, как можно выжить. Давайте отметим, что следует и чего не следует делать, если мы хотим пережить невзгоды.
I. НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, ЕСЛИ ПРИШЛА БЕДА (1 Цар. 18:1-20:42)
Позвольте мне расширить это утверждение: не удивляйтесь, если пришла беда, - даже когда вы все делаете как надо. Позвольте мне сказать это еще шире: не удивляйтесь, если пришла беда, хотя вы все делаете, как надо, - и Бог все время был с вами.
Многим это утверждение покажется странным. Мы можем думать: “Конечно же, если не жалеть усилий и быть угодным Богу, с тобой не должно случиться ничего плохого”. Боюсь, что все-таки прав я. Жизнь Давида подтверждает это.
В последнем уроке о Давиде мы пропустили некоторые события и перешли сразу к дружбе Ионафана и Давида. Давайте же вернемся сейчас к этим событиям и проследим, как Бог был с Давидом, и все-таки плохие времена наступили.
Вы помните, что, когда Давид убил Голиафа , его пригласили в царский дом. Саул был его наставником и восхищенным поклонником. Давид продолжал петь Саулу в часы его мрачной депрессии. Он был оруженосцем и личным телохранителем царя. Саул, должно быть, думал: “Если Давид убил великана, он справится с любым злоумышленником!” Давид сделался командиром в армии Саула. Он был известен и популярен.
Но тут женщины спели песню, которая вызвала ненависть Саула: “Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!” (18:7). Они не собирались выказать Саулу неуважение. “Тысячи” и “десятки тысяч” были поэтическими выражениями, означавшими “очень много”. В параллелизме еврейской поэзии оба слова были гиперболой - преувеличением - и означали одно и то же. Саулу даже была оказана большая честь, так как его имя упоминалось на первом месте. Если бы он был более зрелым и более уверенным в себе, он бы это понял. Но Саул не был ни тем, ни другим, и поэтому мы читаем:
«И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (18:8, 9).
Монарх стал маньяком, исполненным беспричинного страха (три раза в главе 18 говорится, что Саул боялся Давида; 18:12, 15, 29). Дважды Саул пытался пригвоздить Давида к стене копьем, когда тот играл ему на гуслях. Он повысил Давида в звании в армии, притворяясь, будто оказывает ему честь, но на самом деле надеясь, что он будет убит в битве.
Саул несколько раз плел интригу вокруг своего обещания выдать дочь замуж за того, кто убьет Голиафа. Сначала он предложил Давиду свою старшую дочь, Мерову. Когда Давид скромно сказал, что он не достоин быть ее мужем, Саул отдал Мерову другому. Возможно, это был заговор с тем, чтобы заставить Давида взбунтоваться, чтобы у Саула был повод убить его, но он не сработал. Когда Саул узнал, что его младшая дочь Мелхола любит Давида, он подумал: “Отдам ее за него, и она будет для него сетью” (18:21). Древнееврейское слово, переведенное здесь, как “сеть”, скорее, означает “ловушка” или, еще точнее, защелка в ловушке с приманкой на ней. Мелхоле предназначалась роль сыра в Сауловой мышеловке!
Когда Саул предложил Мелхолу Давиду, тот ответил: “Я человек бедный” (18:23). Другими словами, он не мог заплатить выкупа за невесту. Поскольку Давид убил Голиафа, Саул должен был сделать Давида богатым и отдать ему одну из своих дочерей, не заботясь о выкупе (17:25), но Саул не сдержал своего слова. Теперь же он заявил: “Мне не нужны деньги. Все, что мне нужно, - это доказательство, что ты убил сто филистимлян” (18:25). Саул надеялся, что Давид погибнет в схватке с филистимлянами. Предложение отвечало авантюрному духу Давида. Он со своим отрядом напал на филистимлян и принес доказательство того, что в бою погибло не сто, а двести врагов. Саулу не оставалось ничего другого, как отдать Мелхолу за Давида.
Раздражение Саула все нарастало. Сначала Ионафан подружился с Давидом; а теперь вот и Мелхола на его стороне! В помутненном рассудке Саула Давид обратил против него его собственных детей. Это было уже слишком. “И сделался [Саул] врагом [Давида] на всю жизнь” (18:29). Только представьте себе на минуточку тестя, который хочет вашей смерти. (Почему некоторые из вас кивают?)
Мы уже отмечали , что Саул велел Ионафану и его людям убить Давида, но Ионафан заступился за своего друга, и Саул на какое-то время прекратил попытки уничтожить его. Давид получил передышку. Но очень скоро Саул забыл свое обещание не убивать Давида и снова швырнул в него свое копье. В 1 Цар. 19:10 говорится: “Давид же убежал и спасся в ту ночь” . Этими двумя словами - “убежал” и “спасся” - можно кратко охарактеризовать жизнь Давида в следующие десять, или около того, лет. Снова и снова в библейском тексте вы будете сталкиваться с этими словами. Десять раз в последующих нескольких главах так или иначе говорится, что Давид убежал. Давид старался делать, как лучше, не щадя усилий; и Бог благословил его; и все же тяжелые времена наступили.
Давид сначала пришел к себе домой и рассказал обо всем случившемся своей жене Мелхоле. Зная своего отца лучше, чем Давид, Мелхола заторопила мужа. Будучи уверена, что дом под наблюдением, она помогла ему спуститься через окно. Давиду была не судьба вернуться в свой дом к любви Мелхолы. Беда одна не ходит.
Чтобы выиграть время для Давида, Мелхола положила на его постель статую (по-древнееврейски, терафим. Этим словом обычно называли идола, и именно так это место переведено в современном переводе), в изголовье положила козью шкуру и накрыла все покрывалом. Слугам же Саула она сказала, что Давид болен. К тому времени, когда ее обман был раскрыт, Давид уже был с Самуилом в Раме, где жил старый пророк. Самуил взял Давида с собой в Наваф, колонию пророков в городе, где Давид мог найти убежище. Когда Саул узнал, что Давид там, он послал туда группу наемных убийц, но Бог защитил Давида. Когда слуги Саула ворвались к пророкам, Дух Божий сошел на них, и они начали пророчествовать. Саул послал еще две группы слуг - и с тем же результатом.
Мне нравится юмор, с которым описана эта сцена. Ее можно сравнить с тем, как десяток головорезов в кожаных куртках с кастетами и битами врывается в церковь во время богослужения с намерением убить проповедника. И тут - бах! - на их лицах появляется забавное выражение, они берут песенники и начинают громко петь “Боже, да будет воля Твоя”.
Саул не мог представить себе, что произошло, поэтому он явился туда сам. Но как только он добрался до Навафа, и с ним по воле Божьей случилось то же самое. Глава заканчивается нелепой сценой, как Саул весь день и всю ночь лежит нагой и пророчествует (19:24)! (Поскольку “нагой” может означать как “без одежды”, так и “без приличествующей одежды”, мы не знаем, в какой степени “раздетости” был Саул).
Было ясно, что Рама - не надежное место, и снова Давид вынужден был бежать. Никогда больше не увидит он своего наставника Самуила. Дела становились все хуже.
Как мы уже отмечали, после этого Давид побежал к Ионафану. Можно представить себе, с какой безысходностью в голосе он восклицал: “Что сделал я? В чем неправда моя?” (20:1) Когда придет беда, возможно, и вы воскликнете: “В чем моя вина? Разве я заслужил это?” В том-то все и дело, что Давид никоим образом не заслужил ненависти Саула, но беда все-таки пришла.
Когда Саул попытался убить Ионафана, все сомнения были отброшены. Саул не будет знать покоя, пока будет жив Давид. Друзья расстались в слезах. Просвета в судьбе не было видно.
И снова я подчеркиваю, что (1) Давид старался делать все, как только мог, - физически и духовно - и (2) во всех его делах Господь был с ним. И все равно пришло время невзгод. Если это случилось с мужем по сердцу Божию, это может случиться и с вами. Вы можете быть старейшиной, диаконом, проповедником, учителем в библейском классе, а ваши дети могут пристраститься к наркотикам и разбить ваше сердце. Вы можете быть любящим христианским супругом, делающим все возможное, чтобы брак был счастливым, а ваш муж или жена могут бросить вас ради кого-то другого. Вы можете быть честным бизнесменом-христианином, старающимся, чтобы дело ваше процветало, и в один день вы можете все потерять. Вы можете быть глубоко верующим христианином, вкладывающим душу в служение Богу, а врач может сказать вам: “Вам осталось жить три месяца”.
Пожалуйста, поймите меня правильно. Если вы настоящий христианин, это повысит ваши шансы на счастливый брак, хорошую семью и даже на финансовую стабильность и доброе здоровье. Но, тем не менее, нам надо понять, что даже праведные чада Божьи не застрахованы от чего-то плохого. Не удивляйтесь, если пришла беда.
II. НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, ЕСЛИ ПОНАЧАЛУ БУДЕТЕ ВЕСТИ СЕБЯ ГЛУПО (1 Цар. 21:1-22:1)
Попытайтесь ответить вот на какой вопрос: почему Давид бежал? Он смело встречал львов и медведей. Он не побоялся Голиафа. Он выиграл много сражений с филистимлянами, он был героем. Почему он бежал, спасая свою жизнь, а не занял решительную позицию, выступив против Саула? Позвольте мне предположить, что так случилось потому, что это было впервые в его жизни, и он не знал, как справиться с ситуацией. До сих пор он знал только один способ обращения с врагом: врага надо убить. Он убивал львов и медведей. Он убил Голиафа. Он убивал филистимлян. Саул, однако, был помазан Богом на царство. Давид не мог убить помазанника Божия. Давид не знал, что делать, поэтому он бежал.
Имеет большое значение, что Давид, раз начавши жизнь беглеца, бежал отчаянно, без плана и цели, совершая действительно глупые поступки.
Сначала он отправился на юг в Номву, находившуюся приблизительно в трех километрах от Рамы. Сюда после разрушения Силома была перенесена скиния. Номва стала городом священников и их семей. У Давида не было ни еды, ни оружия, и, может быть, он думал: “У священников всегда можно чем-нибудь разжиться”. Однако когда он туда добрался, первым, на кого он наткнулся, оказался Ахимелех, который был тесно связан с Саулом. [Ахимелех был потомком Илия. Он был либо братом Ахии, который стал духовником Саула после того, как Самуил его покинул (см. 1 Цар. 14:3; 22:9), либо самим Ахией (Ахия и Ахимелех - одно имя). В любом случае, Давид не мог доверять ему]. Ахимелех смутился, увидев Давида. Давид и раньше приходил к скинии, но при нем всегда бывала царская свита или группа воинов. Теперь он пришел один. Чтобы спасти себя и получить помощь, Давид изобретает колоссальную ложь, будто Саул послал его с каким-то сверхсекретным заданием. Священник дал Давиду пять священных хлебов - единственный хлеб, какой у них был. Позже он дал ему Голиафов меч, который хранился в скинии. Плетя интригу и ложь, чтобы заполучить желаемое, Давид вел себя, скорее, как Саул, а не как муж по сердцу Божию!
Разговаривая с Ахимелехом, Давид в смущении заметил, что при разговоре присутствовал Доик. Доик был главным пастухом Саула.
Давид постарался как можно скорее скрыться из тех мест. На этот раз он отправился на юго-запад, в землю филистимскую, в Геф - город, расположенный в пятидесяти километрах от Номвы. Давид понимал, что ему следует больше бояться Саула, чем филистимлян. (К несчастью, и нам иной раз больше приходится бояться наших “братьев”, чем наших “врагов”!) Он бежал в Геф, искать убежища. Вот уж глупее чего нельзя было придумать! Помните, откуда родом был Голиаф? Из Гефа! И вот является Давид, - убивший Голиафа, убивший двести филистимлян и обезобразивший их тела, чтобы добыть выкуп для Мелхолы, в бою убивший столько филистимлян, что люди пели: “Давид убил десятки тысяч” , - проходит в самое сердце земли филистимской, дерзко вступает в родной город Голиафа (с Голиафовым мечом у пояса) и требует, чтобы его провели к царю!
Давид, возможно, думал, что он останется неузнанным, но его рыжие волосы нельзя было спутать ни с какими другими! Слуги Анхуса знали даже песню номер один в израильском хит-параде: “Саул убил тысячи, а Давид - десятки тысяч” - то есть, десятки тысяч филистимлян. Давид должен был возглавлять “список находящихся в розыске”, составленный в земле филистимской!
Давида схватили, и он запаниковал. “И изменил лицо свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей” (21:13). Избранник Божий, следующий царь израильский изображал сумасшедшего!
Анхусу стало противно. “Разве мало у меня сумасшедших, что вы привели его, чтобы он юродствовал предо мною?” (21:15) Давида отпустили. (В древности многие верили, что умалишенные были людьми, которых коснулись боги, поэтому им нельзя причинять вреда).
Я этот эпизод читаю со смешанными чувствами. Я восхищаюсь быстротой ума Давида, и он отдал Господу должное за свое избавление. Но если бы с самого начала в его голове не начались завихрения, он никогда не оказался бы в ситуации, когда от него потребовалось ради спасения изображать сумасшедшего. Мне грустно видеть, как помазанник Божий безумно вращает глазами, беснуется и выкрикивает нечто нечленораздельное, запускает ногти в дерево и царапает дверь, распускает слюни по бороде.
Можно ли было пасть ниже? Практически единственное, что ему еще оставалось, это было найти нору и заползти в нее. Что Давид и сделал. Из Гефа Давид убежал в пещеру, с описания которой мы начали этот урок, - в пещеру адолламскую.
Адоллам (Одоллам) был город в Иудее, на полпути между Гефом и Вифлеемом. (Ученые разделились во мнении относительно точного изначального месторасположения Одоллама. Мы приняли традиционную точку зрения). Это пустынная местность, каменистая и бесплодная. Неподалеку холм, известный своими пещерами, имеющими тысячи входов и выходов, сотни ходов и галерей, тянущихся на километры. В пещерах кишат водяные змеи и другие ядовитые существа. Сегодня гиды не водят туда туристов, потому что это любимое убежище разбойников и террористов. Здесь и укрылся Давид, сказав: “Никто не заботится о душе моей” (Пс. 141:4). Это был один из самых тяжелых моментов в жизни Давида.
И опять же: если такой плохой стороной жизнь могла повернуться к Давиду, это же может случиться и с вами, и со мной. Несколько лет назад у одного моего друга обнаружили диабет. Он был (и есть) умным, веселым, активным, атлетического сложения молодым человеком, но диагноз сбил его с ног. В течение нескольких последующих недель он стал иррациональным и подавленным. Вот пример его иррациональности. Однажды, следя за футбольным матчем по телевизору, он вдруг заплакал: “Я больше никогда не буду играть в футбол”. Он никогда до этого не играл в футбол, не имел никаких намерений играть в эту игру, но это не имело никакого значения. Он видел себя калекой, спорт для которого был в прошлом. С Господней помощью и поддержкой любящей семьи и друзей он скоро справился со своей депрессией и снова стал самим собой. Сейчас он смеется, вспоминая свою первоначальную реакцию, и признает, что вел себя глупо.
Мы можем думать, что не потеряем голову в несчастье, но мы ведь не знаем. Я знаю, как бы я хотел, как бы надеялся отреагировать, но может получиться совсем не так. Я говорю это для того, чтобы мы не отчаивались, если поначалу, когда придет беда, будем вести себя глупо. Нужно понимать, что такое может произойти со всяким, и понимать, что с Божьей помощью мы все переживем. Давид пережил, мой друг пережил, вы и я можем тоже пережить.
III. ОТВЕЧАЙТЕ ЗА СВОИ ДЕЙСТВИЯ (1 Цар. 22:1-23)
Очевидно, Давид сочинил псалом 141 в первые дни своего пребывания в Одолламе, потому что в 1 Цар. 22 отмечается, что Давид не долго оставался там в одиночестве.
«И вышел Давид оттуда, и убежал в пещеру адолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его, и пришли к нему туда. И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек» (22:1, 2).
Сначала Бог поддержал Давида эмоционально. “И услышали Братья его и весь дом отца его, и пришли к нему туда” . Несомненно, семья Давида также имела основание бояться Саула.
Затем Бог практически поддержал Давида. Он дал Давиду дело. Чтобы тот не сидел попусту, жалея себя, Бог призвал Давида организовать одну из самых невероятных армий, какую только можно себе представить. Вокруг Давида начали собираться притесненные, должники и все огорченные душою. Слово “притесненные” говорит само за себя. “Должники” не могли заплатить непосильных налогов, какими обложил их Саул; они бежали, чтобы им и их семьям не быть проданными в рабство в возмещение долга. “Огорченные душою” были те, кто испытал на себе несправедливости и обиды и желал перемен. Не одному Давиду было плохо; весь народ стонал под бременем Саулова правления.
Эти люди не были подготовлены к боевым действиям. Это была группа бунтарей, многие из которых, вероятно, не могли поладить ни с кем. Как можно было даже подумать о том, чтобы из этого сброда создать что-то, похожее на армию? Не представляю себе. А Давид принял Божий вызов. Вскоре Давид опять был занят, активно выполняя Господню волю. Он строил силовое основание своего царства. Он готовил командиров, которые останутся с ним в течение всего его правления. Когда во 2 Цар. 23 рассказывается о “храбрых мужах” Давидовых, мы читаем: “Трое сих главных из тридцати вождей пошли и вошли... к Давиду в пещеру Одоллам” (23:13). Когда Давид стал царем, он составил свой “кабинет” из тех, кого он обучил и кому научился доверять, когда они сражались бок о бок в пустыне.
Когда приходит беда, и мы теряем голову, лучший способ прийти в себя - это сосредоточиться на решении тех задач, которые Бог ставит перед нами: начать помогать другим и перестать жалеть себя.
Наконец, Бог поддержал Давида духовно. В 1 Цар. 22:5 говорится: “Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище; но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет” . В какой-то момент Гад присоединился к отряду Давида и стал одним из его советников. После воцарения Давида Гад стал его “прозорливцем”. Со временем Гад стал одним из летописцев Давидова правления.
Как раз когда дела Давида начали поправляться, проявились первые последствия его глупости. Однажды, сидя под деревом в Гиве, окруженный приближенными, Саул упивался жалостью к себе. “Никто из вас не пожалел о мне” (22:8), - причитал он. Рядом стоял Доик-идумеянин. Помните его? Это тот самый Доик, который видел Давида в скинии в Номве. Доик заговорил: “Я видел, как сын Иессея приходил в Номву к священнику Ахимелеху, сыну Ахитува, и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему” (22:9, 10). Он не упомянул ни первоначальное нерасположение Ахимелеха, ни обмана Давида. Саул опять впал в неистовство. Он послал за Ахимелехом и другими священниками и велел их убить. Затем он велел уничтожить весь город Номву - мужчин, женщин, детей, младенцев и даже животных!
Спасся один священник - Авиафар, сын Ахимелеха. Авиафар пришел к Давиду и рассказал ему о случившемся. Давид мог с легкостью возложить вину за эту трагедию на кого угодно. Он мог сказать: “Во всем виноват Саул! Если бы он не пытался убить меня, этого никогда бы не случилось!” Или: “Если бы Саул не перегнул палку, твоя семья была бы сейчас жива!” Он мог обвинить самого Ахимелеха: “Если бы твой отец не выразил тогда сомнения, мне не было бы нужды лгать”. Он мог даже сказать: “Как не повезло, что Доик оказался там: не будь его там, ничего бы не случилось!” Однако Давид не пытался ни на кого взваливать вину и не искал оправданий. Убитый горем, он сказал: “Я знал в тот день, когда там был Доик Идумеянин, что он непременно донесет Саулу; я виновен во всех душах (смерти - совр. перевод) дома отца твоего” . Давид не сказал: “Саул несет ответственность” или “Ахимелех отвечает” или “Доик виноват”. Нет, он сказал: “Я виноват”.
Каждый из нас может действовать глупо в трудных обстоятельствах, но это не значит, что мы не несем ответственности за нашу глупость. В какой-то момент, с Божьей помощью, мы выправим наш образ мыслей. Но когда, наконец, достигнем этого момента, давайте будем до конца честными и благородными и примем всю ответственность за собственные действия. Давайте не будем винить других в том, что совершили сами; давайте не будем сваливать все на обстоятельства; давайте нести личную ответственность.
Возможно, нам придется отвечать перед тем, кому мы сделали больно, как в случае с Давидом и Авиафаром. Возможно, нам придется сказать: “Прости, я потерял голову. Я действовал глупо. У меня нет оправдания за то, что я сделал или сказал. Я надеюсь, что ты сможешь простить меня”. Мы не сможем преодолеть трудности и при этом сохранить цельность, если не будем нести ответственности за собственные действия.
IV. НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, ЕСЛИ СТОЛКНЕТЕСЬ С ЛЮДСКИМ ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ (1 Цар. 23:1-29)
Давид, наконец, выбрался из пещеры, вокруг него был отряд верных людей, но это еще не значило, что конец бедам. Не так уж много прошло времени, как жизнь снова преподнесла ему суровый урок: если ты в беде, то и люди часто предают тебя - люди, которым ты не сделал ничего плохого, которым ты, может быть, даже чем-то помог.
Следующая глава начинается словами: “Известили Давида, говоря: вот, Филистимляне напали на Кеиль” (23:1). Кеиль - израильский город - находился за линией боевых действий, поэтому он был вдвойне уязвим. Воевать с филистимлянами было обязанностью Саула, но вместо этого он терял время в поисках Давида. Поэтому люди обратились за помощью к Давиду.
“И вопросил Давид Господа говоря: идти ли мне и поражу ли я этих филистимлян?” (23:2). Число бывших с Давидом увеличилось до шестисот человек; но, насколько свидетельствуют Писания, они еще не прошли испытания боем. Так как Кеиль находился позади вражеских рядов, их могли легко окружить, отрезав все пути отхода. Поэтому Давид и “вопросил Господа”, ввязываться ли ему в боевые действия.
Давайте на секундочку остановимся и подумаем о значимости этой фразы: “вопросил Господа”. Помните, что после того, как Саул убил всех священников, Авиафар искал защиты у Давида? Поскольку Авиафар был сыном первосвященника, и все другие священники были мертвы, он стал первосвященником. Давид стал защитником священства - еще один важный шаг в становлении его как царя.
Кроме того, когда Авиафар пришел к Давиду, он принес с собой ефод (23:6, 8). Ефод - это часть одеяния священника, не имевшая рукавов и надевавшаяся поверх ризы. Все священники носили ефод, но был один ефод, имевший особое значение: его носил первосвященник. Он имел отношение к урим и туммим, которые помещались на нагруднике первосвященника или под ним. Урим и туммим использовались для определения воли Божьей. Мы не знаем в точности, ни что собой представляли урим и туммим, ни как они выглядели. Возможно, это были камни подобно описанным в Исх. 28. Возможно, это были особые цветные камешки, которые клали в карман ефода. Их могли применять таким же образом, как теперь подбрасывают монетку (только результат определялся не случаем, а Господом). Их, очевидно, использовали в качестве ответов на вопросы, требующие ответа “да” или “нет”.
Бог дал Давиду дополнительную духовную поддержку: теперь у Давида был первосвященник и ефод с урим и туммим! Так что теперь Давид мог “вопрошать Господа”.
На вопрос Давида: “Идти ли мне и поражу ли я этих Филистимлян?” Господь ответил: “Да” . “И пошел Давид с людьми своими в Кеиль; и воевал с Филистимлянами; и... нанес им великое поражение, и спас Давид жителей Кеиля” (23:5). Спасши город, Давид и его армия расположились лагерем в Кеиле, возможно, планируя сделать его своей штаб-квартирой. У них были все основания ожидать, что жители города будут признательны им и, в свою очередь, защитят. Но вскоре Саул узнал, что они там, и вознамерился идти в Кеиль воевать с Давидом. И снова Давид вопросил Господа. Один из его вопросов был: “Предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула?” Господь ответил: “Предадут” (23:12).
Это не могло не обидеть! Давид принес городу избавление: город не пострадал; они по-прежнему имели свои продукты и скот; их семьи были в безопасности; и, тем не менее, они готовы были предать своего избавителя. Возможно, они слышали о том, как Саул расправился с Номвой, и знали, что он не замедлит точно так же поступить и с ними, если они примут сторону Давида, и все же Давид вынужден был проглотить эту горькую пилюлю. Но он не стал мстить. “Тогда поднялся Давид и люди его, около шестисот человек, и вышли из Кеиля” (23:13).
Теперь Давид и его люди направились в пустыню Зиф, что в Иудее. Жители этой области принадлежали к племени Иуды - того же племени, к которому принадлежал и Давид. Это был его народ! Без сомнения, он чувствовал себя здесь в безопасности. И снова Давида предают люди, которым он не сделал ничего плохого, которых, возможно, даже защищал. Зифеи отправились к Саулу и сказали ему, где находится Давид, предложив предать его в руки царя. Только благодаря божественному вмешательству Давиду удалось скрыться. В одной из следующих глав мы снова читаем, как зифеи предают Давида.
Это был не первый случай, когда Давида предавали, и наверняка не последний; но сколько бы раз это ни происходило, все равно больно. Вы, вероятно, хорошо знаете, о чем я говорю. Вы уверены в ком-то. Вы могли бы доверить ему свою жизнь. А затем он предает вас, попирая ваше доверие. И вам очень больно.
Подобный опыт навсегда запечатлевает в вашем мозгу: доверять надо не людям, но Господу. Павел, закаленный в боях воитель креста, однажды сказал: “При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили... Господь же предстал мне и укрепил меня...” (2 Тим. 4:16, 17).
V. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДРУЗЬЯМ, КОТОРЫЕ НЕ ПРЕДАЮТ(1 Цар. 23:15-18)
Стихи с 15 по 18 стоят особняком в главе 23. В то время, как Саул в умопомрачении гоняется за Давидом, желая отнять у него жизнь, когда жители Кеиля и зифеи готовы предать его, мы читаем скупые строки о том, как к Давиду приходит Ионафан, чтобы “укрепить его упованием на Бога” . Таких друзей, которые остаются с вами независимо ни от чего, очень мало. Если у вас есть такой друг, благодарите Господа за него.
VI. ВЕРЬТЕ, ЧТО БОГ НИКОГДА НЕПРЕДАЕТ (1 Цар. 23:14, 25, 26)
Как может спастись человек, когда ресурсы всего народа мобилизованы на его уничтожение, когда все вокруг него горят желанием предать? О том, как спасся Давид, мы читаем в 23:14: “Давид же пребывал на горе в пустыне Зиф. Саул искал его всякий день; но Бог не предал Давида в руки его” . Давид избежал капканов Саула не потому, что был самым умным и изобретательным беглецом на свете, не потому, что имел для защиты шестьсот обученных воинов, но потому, что “Бог не предал Давида в руки его” !
Просмотрите главы, в которых рассказывается о жизни Давида в этот период, и посчитайте, сколько раз там говорится или подразумевается, что Господь был с ним. Когда Давиду было не к кому больше обратиться, он всегда обращался к Богу. Многие псалмы Давида описывают этот бурный период в его жизни. Обратите внимание на вступительные слова к этим псалмам:
Псалом 58: “Когда Саул послал стеречь дом его, чтоб умертвить его” .
Псалом 55: “Когда Филистимляне захватили его в Гефе” .
Псалом 33: “Когда он притворился безумным перед Авимелехом, и был изгнан от него, и удалился” .
Псалом 56: “Когда он убежал от Саула в пещеру” .
Псалом 141: “Когда он был в пещере” .
Псалом 51: “После того, как приходил Доик Идумеянин, и донес Саулу, и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха” .
Псалом 62: “Когда он был в пустыне Иудейской” .
Псалом 53: “Когда пришли Зифеи и сказали: «Не у нас ли скрывается Давид?»”.
Во время стрессов некоторые люди ведут дневник, это помогает им видеть события в перспективе; Давид же писал песни! В то время, когда большинство из нас на месте Давида было бы охвачено отчаянием, Давид выражал не только свои страхи, но и свою веру в незабываемых стихах. В первом псалме, приписываемом этому периоду, Давид выражает свое смятение:
«Ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные, не за преступление мое и не за грех мой, Господи. Без вины моей сбегаются и вооружаются» (Пс. 58:4, 5).
Затем, однако, он заявляет о своей уверенности в Боге: “Сила моя! Тебя буду воспевать я; ибо Бог - заступник мой, Бог мой, милующий меня” (Пс. 58:18)!
В последнем псалме, приписываемом этому периоду, Давид взывает к Богу по поводу предательства зифеев:
«Боже! услышь молитву мою; внемли словам уст моих. Ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей» (Пс. 53:4, 5).
Ответил ли Бог на эту молитву? Посмотрите в конец 1 Цар. 23. Когда зифеи предложили предать Давида Саулу, царь потребовал, чтобы они в точности указали, где находится Давид, чтобы тот снова не скрылся. Зифеи привели Саула и его армию как раз туда, куда было надо. Вскоре Саул напал на след Давида: “И шел Саул по одной стороне горы, а Давид с людьми своими был на другой стороне горы. И когда Давид спешил уйти от Саула, а Саул с людьми своими шел в обход Давиду и людям его, чтобы захватить их...” (23:26). Армия Саула, насчитывавшая тысячи воинов, окружала гору с обеих сторон, Давид и его шестьсот человек были зажаты посередине. Все выглядело так, будто Давиду и впрямь некуда было деваться. Тогда вмешался Бог: “…тогда пришел к Саулу вестник, говоря: поспешай и приходи; ибо Филистимляне напали на землю. И возвратился Саул от преследования Давида, и пошел навстречу Филистимлянам” (23:27, 28). Поскольку перед тем Саул, похоже, не особенно интересовался походами на филистимлян (1 Цар. 23:1 и далее), возможно, на этот раз это были личные владения Саула! Невозможно, читая эти слова и помня стих 14, сказать: “Просто так произошло” или “Давиду просто повезло”. Все поняли, что помог Бог. На этом месте позже был поставлен памятник. “Посему и назвал это место Села-Гаммахлекоф (Скала разделений)” (23:28).
Как бы ни была темна ночь, сохраняйте веру в Бога. Давид, который испытал эту истину в пустыне, написал: “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах” (Пс. 45:2). Подчеркните слово “скорый”. Бог торопится к вам, если вы в беде; Он с вами, когда вам трудно. Вы можете не чувствовать этого сейчас, но оставайтесь в Господе. Через пять, десять, двадцать лет вы оглянетесь на свою жизнь и ясно увидите руку Божью. Держитесь Господа - Он вас не подведет!
VII. НЕ ОЖЕСТОЧАЙТЕСЬ
Мы можем научиться многим другим принципам на примере того, как Давид пережил свои беды и несчастья. Очень важно не допустить, чтобы в наших сердцах “возник” “горький корень” (Евр. 12:15).
VIII. УМЕЙТЕ ПРОЩАТЬ
Чтобы избежать ожесточения, надо научиться прощать: “Всякое раздражение... со злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга...” (Еф. 4:31, 32).
IX. ПОЙМИТЕ, ЧТО ВСЕ ПРОХОДИТ
Очень помогает понимание того, что ничто не длится вечно, будь то хорошее или плохое. Давид после десяти лет пребывания в бегах становится царем. За это и держитесь: плохое не будет продолжаться вечно. Мы можем долго говорить об этом и о других моментах, но пока давайте закончим этот урок последним советом о том, как пережить тяжелые времена.
Х. ПОЙМИТЕ, ЧТО НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА
Никогда не забывайте Послания к римлянам 8:28, держитесь его крепко: “Любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу” . Посмотрите на дела Божьи в жизни Давида в тот черный период: Бог продолжал лепить Давида, формируя из него царя. Пастушество было подготовительной ступенью. Бегство ради спасения жизни стало выпускным классом.
Мы не можем знать Божьих замыслов и планов, но можно предположить, что, среди прочего, Бог отнимал у Давида все то, на что он мог положиться (все “костыли”, на которые он опирался), чтобы научить Давида полагаться исключительно на Него. Мы были свидетелями того, как Давид потерял свой дом и любовь Мелхолы, как он в последний раз увиделся с Самуилом, как он в слезах расстался со своим другом Ионафаном, как он был отделен от Божьей скинии. Мы слышали его плач в псалме 141: “Никто не заботится о душе моей” (ст. 4).
Но продолжим, однако, чтение псалма 141. В пятом стихе Давид говорит: “Я воззвал к тебе, Господи, я сказал: Ты - прибежище мое и часть моя на земле живых” . Давид мог потерять все остальные источники силы, но у него был его Бог, и он возвысил свой голос к нему: “Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое” (ст. 6, 7).
Заключительные слова псалма показывают уверенность Давида: “Вокруг меня соберутся праведные, когда ты явишь мне благодеяние” (ст. 7). Стих 4 (“никто не заботится о душе моей” ) и стих 7 (“вокруг меня соберутся праведные” ) разделены в тексте всего двумя стихами, но по чувству они находятся на двух полюсах. Давид двигался к новому уровню доверия своему Господу!
Все эти уроки очень важны для нас, но иногда мы чересчур твердолобы и учимся на них только, когда грянет гром несчастья. Вероятно, мы только тогда научимся быть великодушными и прощать, когда сначала на собственной шкуре испытаем плохое обращение. Возможно, мы только тогда научимся полностью доверяться Богу, когда потеряем все остальное, что было нам дорого. Когда мирской человек теряет все, он говорит: “С этой жизнью пора кончать”. Когда христианин теряет все, он обращается к Богу, и Бог говорит: “Твои руки пусты? Отлично! Наконец, ты готов принять мои самые великие благословения!”
Не хочу сказать, что нам надо желать и с нетерпением ждать несчастий. Я говорю другое: если они все-таки приходят, наше отношение к ним меняет все в мире. Мы можем выйти из этого периода нашей жизни ожесточившимися или стать лучше, вдребезги разбитыми или закалиться. Давайте в годину невзгод сохранять хорошее расположение, потому что и невзгоды могут служить к нашему благу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Независимо от того, кто вы есть, к вам в дом может прийти беда. Сколько таких случаев на моей памяти: вот старейшина рыдает, сидя на кушетке, из-за серьезных проблем в браке; родители с покрасневшими глазами рассказывают мне, что их незамужняя дочь беременна; родители, бабушки, дедушки, друзья собрались в приемной больницы, ожидая сообщения врача, жив ли еще их малыш, захлебнувшийся в речке; добродетельная христианка с болью рассказывает мне, что ее сын - гомосексуалист. Возможно, у кого-то из вас прямо сейчас полоса невзгод. Если так, пусть пребывание Давида в пустыне станет для вас уроком: если мы делаем все, от нас зависящее, уповая на Господа, мы выживем. Давид выжил, и мы тоже можем.