(1 Цар. 17-23; 2 Цар. 1)
“Дружба” - одно из самых драгоценных слов в любом языке. Роберт Л. Стивенсон сказал: “Друг - это подарок..., который преподносишь сам себе”. Мери Митфорд писала: “Я благодарю Бога за друзей гораздо больше, чем за хлеб насущный, ибо дружба - хлеб для души”. Цицерон считал, что отнять дружбу - все равно, что украсть у мира солнце. Притчи, имеющие такое большое практическое значение, много внимания уделяют дружбе: “Друг любит во всякое время” (Прит. 17:17). “Бывает друг, более привязанный, нежели брат” (Прит. 18:24). “Не покидай друга твоего” (Прит. 27:10).
Когда я говорю “дружба”, кто вам приходит на ум? Возможно, вы думаете о ком-то, кого вы давно знаете и с кем вы всегда были близки. Может, вы вспоминаете того, чья доброта и забота стали вехой, изменившей всю вашу жизнь. Не исключено, что вы думаете о члене семьи, который стал для вас чем-то гораздо большим, чем просто кровный родственник. Когда я слышу слово “друг”, я, прежде всего, думаю о моей жене, самом моем лучшем друге на земле. Затем я думаю о моих родителях и других членах моей семьи. Затем я думаю обо всех друзьях, с которыми мы подружились в разных уголках мира. Для меня самой большой радостью в раю будет, когда все наши друзья соберутся вместе в одно время и будут окружены любовью самого большого Друга из всех.
К сожалению, когда я произношу слово “дружба”, некоторым вообще никто не приходит в голову. Если это вы, мое сердце обливается кровью за вас. Я надеюсь, этот урок поможет каждому, кто прочтет его, и в особенности тем, кто чувствует себя одиноким, без друзей.
Позвольте мне изменить вопрос. Когда я говорю: “дружба и Библия”, о ком вы думаете? Возможно, вы подумали об Ионафане и Давиде. На занятиях для детей, посвященных дружбе, в качестве иллюстрации непременно выбирается библейская история дружбы между сыном царя Саула и пастухом из Вифлеема.
В этой статье мы увидим, как Давид мгновенно стал знаменитостью и почти сразу же - травимым изгнанником. Цель настоящего занятия, однако, проследить то, что красной нитью проходит через весь текст: историю любви Ионафана к Давиду. Мы узнаем, что такое настоящая дружба.
ПРЕДАННОСТЬ В ДРУЖБЕ (1 Цар. 17:55-18:3)
Предысторию событий, рассматриваемых в сегодняшнем уроке, мы находим в последних четырех стихах 1 Цар. 17.
Вспомним победу Давида над Голиафом. Когда Давид ушел от Саула на бой с великаном, царь спросил командующего войском: “Авенир! Чей сын этот юноша?” (17:55). После того, как Давид одержал победу, Авенир подвел молодого пастуха к Саулу. Давид подошел, неся в руке голову Голиафа. “Чей ты сын, юноша?” - спросил царь (17:58). [Возникает вопрос, почему Саул не знал Давида, если Давид регулярно играл ему на гуслях (ср. 1 Цар. 16:23; 17:15). Этому есть много объяснений. С последнего раза, когда Давид играл Саулу, могло пройти какое-то время, и Давид мог измениться внешне. (Позже упоминается, что Давид носил бороду - 1 Цар. 21:13; возможно, в описываемое время он уже начал ее отращивать). Поскольку большую часть времени Саул был как бы не в себе, это могло отразиться на его памяти. Но наилучшим объяснением, наверное, будет данное в самой статье: Саул, готовясь забрать его во дворец, спрашивал не кто такой Давид, а кто его отец]. Давид ответил: “Я сын раба твоего Иессея из Вифлеема” (17:58). Обратите внимание: Саул не спросил, кто был сам Давид, но кто был его отец. Саулу, вероятно, нужна была эта информация для того, чтобы получить разрешение у отца Давида забрать сына в свой дом. “И взял его Саул в тот день, и не позволил ему возвратиться в дом отца его” (18:2).
Все это время рядом с царем стоял молодой человек. Звали его Ионафан. Это был старший сын Саула и наследник престола. Он был правой рукой царя, храбрый воин, вождь, проявивший себя во многих битвах с враждебными племенами, окружавшими Израиль со всех сторон (1 Цар. 13; 14). В сердце древних израильтян он занимал особое место (1 Цар. 14:45).
Ионафан следил, как Давид разделывался с великаном, а затем стоял перед его отцом на вершине холма, смотрящего на долину, и в это самое время происходило нечто знаменательное, нечто редкое и прекрасное. “Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу” (18:1). Древнееврейское слово, переведенное, как “прилепилась”, буквально означает: “быть связанным узлом”. Тут же их жизни переплелись, более того: возникли узы на всю жизнь. Так родилась, наверное, самая прекрасная дружба, какую когда-либо знал мир.
Такая дружба была весьма маловероятна. Во-первых, между ними было почти двадцать лет разницы в возрасте. В то время, как Давид только родился, Ионафан был уже испытанным воином. Во-вторых, существовала разница в их социальном положении. Ионафан был наследником престола, а Давид - сыном бедного крестьянина из Вифлеема. Такие мелочи, однако, не имеют значения, когда встречаешь родную душу. В современном обществе мы создаем слишком много возрастных и социальных барьеров. Если мы ищем друзей только среди своей возрастной группы или среди людей только своего круга, мимо скольких чудесных отношений мы можем пройти, не заметив!
Обратите внимание на обязательство, какое Ионафан и Давид приняли по отношению друг к другу: “Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу” (18:3). Союз есть соглашение между двумя сторонами. Этот союз был инициативой Ионафана - частично потому, что он первый почувствовал духовную близость с Давидом, частично же потому, что Давиду, как занимающему более низкое положение, было бы неуместно выступить с подобным предложением. Однако сам выбор слова указывает, что дружба не была односторонней: Давид тоже любил Ионафана (1 Цар. 20:41; 2 Цар. 1:26).
В чем же заключался это союз? Некоторые предполагают, что это была тщательно продуманная церемония, включающая в себя обмен имуществом, пир и смешение крови. [Вы могли сами в детстве устраивать подобные церемонии, когда надо было, чтобы стать “кровными братьями”, уколоть большие пальцы и прижать их друг к другу]. Но более вероятно все-таки, что они дали друг другу клятву (призывая имя Господа) навсегда оставаться друзьями.
Независимо от того, как он был заключен, этот союз предполагал обязательство. Истинная дружба - это всегда обязательство, высказанное или не высказанное, быть друзьями в радости и горе. Более того, в истинной дружбе это обязательство постоянно обновляется. Продолжая изучение истории Давида и Ионафана, мы увидим, что они часто подтверждали свой союз:
«Так заключил Ионафан завет с домом Давида, и сказал: да взыщет Господь с врагов Давида. И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему; ибо любил его, как свою душу» (1 Цар. 20:16, 17).
«И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога... И заключили они между собою завет пред лицом Господа...» (1 Цар. 23:16, 18).
Сэмюел Джонсон как-то сказал: “Дружбу следует постоянно подновлять”. Никогда не воспринимайте дружбу, как нечто, само собой разумеющееся. Дружбу время от времени надо оживлять. Это в равной мере касается деловых партнеров, приятелей-рыбаков или мужа и жены. Несколько лет назад одна реклама призывала мужей покупать женам дорогие бриллиантовые украшения, “чтобы она знала, что, если бы пришлось начинать сначала, вы бы женились только на ней и ни на ком другом”. Дело не в бриллиантовой безделушке, важно подтверждение вашей любви.
ДРУЖБА БЕСКОРЫСТНА (1 Цар. 18:4)
Заключив союз с Давидом, Ионафан снял “верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой и лук свой и пояс свой” (18:4). Такого в истории еще не было. Верхняя одежда и броня были частью царского гардероба Ионафана. Оружие тоже имело особое значение. Количество мечей в израильской армии можно было пересчитать по пальцам (1 Цар. 13:22). Лук же был отличительным знаком Ионафана. Если эта церемония носила публичный характер (похоже, что именно так и было), Саул и другие присутствующие, несомненно, были изумлены и озадачены.
Почему Ионафан отдал все эти вещи Давиду? Причин могло быть несколько. Ионафан мог понимать, что Давид нуждался в одежде и оружии. Поскольку Давиду не разрешено было вернуться в дом отца (1 Цар. 18:2), у него была только та одежда, что была на нем. С другой стороны, это могла быть церемония в подтверждение заключения Ионафаном и Давидом союза (1 Цар. 18:3).
Я, однако, думаю, что дары эти имели более глубокое значение. Давайте вернемся к битве с Голиафом. Мы еще раньше отмечали, что, по логике вещей, Саул должен был сразиться с Голиафом, но он этого не сделал, потому что боялся. А кто, логически, должен был следовать за ним? Кто отличился в боях и был известен своей храбростью и отвагой? Ионафан. Почему Ионафан не вступил в единоборство с великаном? Он так же был парализован страхом, как его отец и другие? Как-то не вяжется с характером Ионафана. На этот счет имеется следующее мнение: Ионафан перестал уважать своего отца; он не надеялся сменить отца на троне; он потерял даже надежду на будущее израильского народа; соответственно, он был парализован не страхом, но отчаянием. Однако же, когда Давид выступил навстречу филистимлянину, надежда ожила в сердце Ионафана. Когда он узнал Давида ближе, его надежда переросла в уверенность. Вот человек, достойный престола, который может обеспечить будущее Израиля!
Если принять эту гипотезу, то дары Ионафана приобретают символическое значение. Этим Ионафан фактически говорил Давиду: “Я отказываюсь от своего права на трон и торжественно клянусь поддерживать тебя!” Следует признать, что такое толкование ритуала согласуется с последующими событиями во взаимоотношениях Ионафана и Давида (1 Цар. 23:17). Нам трудно по-настоящему оценить, чего это могло стоить Ионафану. Трудно найти еще один пример подобного бескорыстия - как в Писаниях, так и в жизни.
В дружбе бескорыстие естественно. Не бывает истинной дружбы без желания дать, одарить. Позже Ионафан скажет Давиду: “Чего желает душа твоя, я сделаю для тебя” (1 Цар. 20:4). Так всегда бывает между настоящими друзьями, и настоящие друзья никогда не считаются, кто сколько для кого сделал. Господь благословил нас с супругой сотнями таких друзей. Почти все в нашем доме - прямо или косвенно - подарки наших друзей, и все имеет свою историю. Мы можем пройтись по дому, глядя на фотографии, картины, другие прекрасные вещи, трогая мебель - вспоминая драгоценных друзей
ИСПЫТАНИЕ ДРУЖБЫ (1 Цар. 18:5-19:7)
Рано или поздно, любая дружба подвергается испытанию. Дружба особенно крепка, когда она пережила бури. Совсем немного времени понадобилось, чтобы дружба Ионафана и Давида подверглась серьезному испытанию.
Когда Давид впервые попал в дом Саула, он был любимцем двора. В считанные дни он прошел путь от никому не ведомого пастушка до одного из самых известных мужей страны (1 Цар. 18:5, 16, 30). Благоволение царя быстро прошло. Однажды, когда Саул со своей армией возвращался с очередной победой, женщины запели: “Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч!” (18:7). Мгновенно любовь в сердце Саула исчезла, и ей на смену пришла патологическая ревность.
Ревность Саула вскоре переросла в стремление убить Давида. Несколько раз он замышлял убийство, но всякий раз его планы проваливались. Напротив, все уловки Саула приводили лишь к тому, что Давид становился все более популярен и уважаем в народе. Наконец, Саул решил действовать открыто. Он собрал вокруг себя своих отборнейших воинов, включая сына Ионафана, и приказал им “умертвить Давида” (19:1). Можете себе представить удивление и ужас, написанные на каждом лице? Ведь Давид был национальным героем!
На секунду поставьте себя на место Ионафана - как вы разрываетесь между верностью отцу и любовью к другу. Это было первое из многих испытаний дружбы Ионафана и Давида.
Ионафан предупредил Давида и велел ему спрятаться (19:2, 3). Он решил защищать своего друга от отца. Делая это, Ионафан подвергал смертельной опасности собственную жизнь: даже сын царя не был защищен от царского гнева. Но настоящий друг никогда не допустит, чтобы имя его друга чернили, он придет на помощь, чего бы это ему ни стоило.
На следующее утро, когда Саул и Ионафан гуляли вместе, Ионафан обратился к царю в страстной мольбе:
«Да не грешит царь против раба своего Давида; ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?» (19:4, 5).
Это был трогательный момент: Ионафан молит со слезами на глазах, гордый царь временно уступает голосу разума. “И послушал Саул голоса Ионафана, и поклялся Саул: жив Господь, Давид не умрет” (19:6). Обрадованный, Ионафан привел Давида обратно во дворец (19:7).
Мы все хорошо знаем поговорку: “Друг познается в беде”. Друг, который остается моим другом, когда я в беде, - настоящий друг. Нам всем нужны именно такие друзья, и мы сами должны быть именно такими друзьями - такими, как Ионафан. Давид нуждался в ком-то, кто мог его защитить, и Ионафан бросился ему на помощь.
ДРУЖБА НИЧЕГО НЕ ТАИТ (1 Цар. 19:8-20:42)
Давид вернулся во дворец, но очень скоро Саул нарушил свою клятву не убивать его и швырнул в него копье (как уже проделывал дважды до этого). Глядя на дрожащий конец копья, застрявшего в стене, Давид все понял. Той же ночью он бежал.
Сначала он отправился домой, затем к Самуилу, который помазал его на царство за несколько лет до этого. Наверняка никто не посмеет поднять руку на старого пророка. Саул, тем не менее, послал за ним наемных убийц - целых три группы - и, в конце концов, отправился сам. Бог, однако, вмешался, послав на слуг и Саула Свой дух. Давид снова бежал, а Саул остался лежать распростертым на полу, бормоча что-то нечленораздельное. [В тексте говорится, что Саул “тоже пророчествовал перед Самуилом” (1 Цар. 19:24). Однако слово “пророчествовал” может иметь и отрицательное значение. То же самое слово употреблено в оригинале в 1 Цар. 18:10, но переводится оно там “бесновался”: “он бесновался в доме своем”. Трудно с точностью сказать, что делал Саул, когда в течение суток лежал “не одетый” в Навафе”].
Пока Саул был временно выведен из строя, Давид вернулся в Гиву, чтобы повидаться со своим другом Ионафаном. Вдруг Ионафан сможет опять послужить посредником между ним и Саулом. Давид открыл душу перед Ионафаном. “Чем согрешил я пред отцом твоим, - восклицал он, - что он ищет души моей?” (1 Цар. 20:1).
Ионафан не мог поверить, что Саул снова пытался убить Давида (20:2). Ведь его отец дал торжественную клятву: “Жив Господь, Давид не умрет” (19:6).
Давид настаивал, что говорит правду: “Но жив Господь и жива душа твоя! Один только шаг между мною и смертию” (20:3).
У Давида созрел план. Главной целью этого плана, похоже, было - убедить Ионафана, что это не просто мания преследования. Превыше всего он ставил свои взаимоотношения с Ионафаном (20:8). Он сказал своему другу: “Вот завтра новомесячие, и я должен сидеть с царем за столом” (20:5). Законом один раз в месяц предписывался особый день отдыха (Чис. 28:11-15). Очевидно, Саул устраивал в эти дни “собрания кабинета” с участием ведущих фигур своего правительства: Ионафана, Авенира и Давида.
Затем Давид продолжил:
«Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: “Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его”. Если на это он скажет: “хорошо”, то мир рабу твоему; а если он разгневается, то знай, что злое дело решено у него» (20:6, 7).
Изучая жизнь Давида, мы обнаружим случаи, когда он лгал и вообще был нечестен. Мы не обязаны считать на основании этого, что Бог оправдывает ложь. Вдохновенные писатели описывали то, что было, и это отнюдь не значит, что они безоговорочно одобряли все то, о чем рассказывали.
Ионафана это глубоко тронуло, и он ответил Давиду следующими словами:
«Жив Господь, Бог Израилев! я завтра около этого времени, или после завтра, выпытаю у отца моего; и если он благосклонен к Давиду, и я тогда же не пошлю к тебе и не открою пред ушами твоими, пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает. Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром; и да будет Господь с тобою... (20:12, 13).
Раз Саул все силы царства направил на то, чтобы убить Давида, только Бог мог спасти его.
Ионафан, в свою очередь, открыл Давиду сердце, где одновременно таились вера и страх. Будучи уверен, что Господь будет с Давидом, и что Давид станет следующим царем, Ионафан попросил:
«Но и ты, если я буду еще жив, [когда ты станешь царем], окажи мне милость Господню. А если я умру, то не отними милости твоей от дома моего во веки, даже и тогда, когда Господь истребит с лица земли всех врагов Давида!» (20:14, 15).
Это единственное письменное свидетельство того, чтобы Ионафан когда-либо обращался к Давиду с просьбой. Давид согласился, и друзья подтвердили свой обет (20:16, 17).
Теперь осталось продумать последнюю деталь. Как мог Ионафан сообщить Давиду о намерениях Саула, если повсюду шныряли царские шпионы? Ионафан придумал: через три дня после разговора Давид должен прийти на условленное место и спрятаться. Ионафан придет туда же, чтобы практиковаться в стрельбе из лука. Место, куда он направит свои стрелы, плюс инструкции, которые он даст своему слуге, будут означать хорошее или плохое известие.
Расставаясь, Ионафан сказал Давиду: “Господь между мною и тобою во веки” (20:23).
На следующий день Саул, Ионафан и Авенир собрались за царским столом, “место же Давида осталось праздным” (20:25). В первый день Саул решил, что Давид, возможно, ритуально нечист (чтобы ритуально очиститься, нужен был один день). Когда же и на второй день Давид не объявился, Саул заподозрил неладное. Если кто и знал, где Давид, то это был Ионафан. “Тогда сказал Саул сыну своему Ионафану: почему сын Иессеев не пришел к обеду ни вчера, ни сегодня?” (20:27).
«Ионафан передал Саулу слова Давида да еще от себя немного приукрасил» (20:28, 29).
Саул пришел в ярость.
«Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана, и сказал ему: сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей? Ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне; ибо он обречен на смерть» (20:30, 31).
В Современном Переводе: “Ты сын упрямой и непокорной рабыни!” “Сын” - идиоматическое древнееврейское выражение, означающее “имеющий натуру”. Воспринималось оно очень оскорбительно. Его можно сравнить с современным ругательством “сукин сын”.
Саул намекал, что Давид был виновен в предательстве и потому достоин смерти. Перечить царю, пылающему гневом и жаждущему крови, было самым последним делом, но Ионафан не мог потерпеть, чтобы на его друга клеветали. Он спросил: “За что умерщвлять его? Что он сделал?” (20:32).
Саул потерял всякое самообладание. Три раза ранее пытался он поразить копьем Давида. Теперь он швырнул копье в собственного сына (20:33)!
Ионафан застыл на мгновение, затем, дрожа от гнева, выскочил из комнаты (20:34). Он не хотел предоставлять отцу второй возможности его убить. Он также, вероятно, боялся, что сам может сделать что-то непоправимое.
Ионафаном овладело отчаяние. Исчезли последние сомнения. Все было так, как говорил Давид: его отец был полон решимости убить его друга.
На следующее утро с тяжелым сердцем отправился Ионафан на свидание с Давидом. Чтобы не вызвать подозрений, он взял с собой мальчика-слугу, который должен был нести его оружие и собирать стрелы. Когда они достигли условленного места, он пустил несколько стрел и послал парнишку подобрать их. Вдогонку ему он крикнул: “Смотри, стрела впереди тебя” (20:37). Это был условный сигнал, который означал, что Саул намерен лишить Давида жизни, и что Давиду остается только бежать.
Снова и снова натягивая лук, Ионафан искал глазами какого-либо признака Сауловых шпионов. Наконец, убедившись, что никого постороннего вокруг нет, он отослал слугу в город, сказав, что потренировался достаточно (20:40).
Как только слуга скрылся из виду, Давид вышел из укрытия. На лице его была написана глубокая печаль. Оба они - и Давид, и Ионафан - без слов понимали, что означала эта весть. Давид не мог остаться, а Ионафан не мог покинуть своего отца. Отец был не прав, но он оставался его отцом, и это обязывало Ионафана находиться при нем.
Последовала душераздирающая сцена встречи друзей. Оба плакали. В стихе 41 мы читаем: “И плакали оба вместе, но Давид плакал более”.
Кто-то сказал: “Друг - это человек, с которым ты отваживаешься быть самим собой”. Мы видели, как в главе 20 Давид изливал душу Ионафану. Мы видели, как откровенно Ионафан рассказал Давиду о своих страхах и попросил у него залога верности. Теперь мы видим, как они плачут вместе - взрослые, сильные мужчины, испытанные во многих битвах, проливают слезы. (Настоящим мужчинам не зазорно плакать). Одно из прекрасных качеств настоящей дружбы - в том, что она ничего не таит. С настоящим другом можно быть откровенным, и он все равно будет принимать тебя. Настоящий друг знает о твоих недостатках и все равно любит тебя.
Но вот пришло время Давиду и Ионафану расставаться.
«И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чем клялись мы именем Господа, говоря: “Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим”, то да будет во веки. И встал Давид и пошел, а Ионафан возвратился в город» (20:42, 43).
Ионафан вернулся в город, и на сердце у него была тяжесть неразрешимых проблем привязанности и родства. Давид же, страшась за свою жизнь, отправился в пустыню.
ДРУЖБА НЕПОКОЛЕБИМА (1 Цар. 21:1-23:16)
Сначала Давид отправился в Номву, где находилась скиния, затем в Геф, филистимский город. Филистимляне опознали его личность, и он укрылся в пещере Адолламской, что в западной Иудее. Здесь он стал вожаком группы мятежников. Но куда бы он ни пошел, Саул неустанно преследовал его (23:14). В конце концов, Давид со своими людьми был вынужден укрыться в “пустыне Зиф в лесу” - суровом гористом районе Иудеи (23:15). Здесь в последний раз Давид встречается со своим другом.
“И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес” (23:16). Обратите внимание: Саул искал Давида повсюду и не мог найти. А Ионафан встал однажды утром и сказал себе: “Я так больше не могу. Я должен видеть Давида”, бросил несколько вещей в мешок и “пришел к Давиду в лес”. Мне это говорит о том, что у Ионафана была своя шпионская сеть, и что он в точности знал, что происходило у Давида. Он знал, где находится Давид, и он пошел к нему.
В дружбе всегда так. Вас могут разделять с другом сотни километров, но он остается в ваших мыслях, вы по-прежнему к нему привязаны. Вы обмениваетесь открытками, сообщениями, телефонными звонками. Вы в курсе его дел. Вы радуетесь, когда он радуется, вы плачете вместе с ним (Рим. 12:15). И вот наступает день, когда вы уже не можете больше находиться вдали друг от друга. Тогда вы находите способ увидеться, пусть даже ненадолго.
Трудно преувеличить опасность, которой подвергался Ионафан, отправляясь в это путешествие. Саул уже показал, что он, не задумываясь, убьет любого, кто отнесется дружески к Давиду; он это продемонстрировал даже не примере собственного сына. [Саул велел убить священников в Номве за то, что они помогали Давиду]. Чтобы увидеться с Давидом, Ионафан рисковал жизнью. Вот, что такое дружба. Иисус сказал: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Ин. 15:13).
ДРУЖБА ВООДУШЕВЛЯЕТ (1 Цар. 23:16-18)
Зачем было Ионафану идти к Давиду? Я уверен, чтобы повидаться, но не только. Чувства друзей созвучны, и Ионафан знал, в каком унынии должен был находиться Давид, живя в постоянном страхе, что Саул схватит и убьет его. Он пошел к Давиду, чтобы воодушевить его. “И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога” (23:16).
Ионафан “укрепил [Давида] упованием на Бога”. Он успокоил Давида в отношении Божьих планов и замыслов. Он поделился с Давидом своей убежденностью в том, что Бог приведет его к триумфу, и что все усилия отца обречены на провал: “И сказал ему: не бойся; ибо не найдет тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе; и Саул, мой отец, знает это” (23:17).
Как хорошо иметь таких друзей! Разве не приятно быть рядом с оптимистичными, возвышающими, воодушевляющими людьми? Друзья укрепляют друг друга. Если я сегодня в унынии, друг поднимет мое настроение. Завтра друг мой может разочароваться, и тогда я помогу ему воспрянуть духом. Дружба как раз и состоит в том, чтобы помогать друг другу.
Естественно, всем нам больше всего нужны такие друзья, как Ионафан, которые “укрепят нас упованием на Господа”, которые помогут нам сохранить веру в Господа. Некоторые друзья облегчают нам служение Господу, другие же затрудняют. “Худые сообщества развращают добрые нравы”, - предупреждал Павел (1 Кор. 15:33). Выбирайте себе друзей тщательно: они помогут вам определить, где вы проведете вечность.
На этот раз грусть и слезы, сопровождавшие расставание, можете вообразить себе сами. Ионафан и Давид возобновили свой завет; затем “Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой” (1 Цар. 23:18). Они виделись в последний раз.
БОЛЬ В ДРУЖБЕ (2 Цар. 1)
Когда вы открываетесь другому, вы становитесь уязвимыми. Когда вы выставляете свое сердце напоказ, его могут раздавить. Конечно, у вас есть выбор: вы можете запереть свое сердце в душной, пыльной клетке, где оно задохнется и умрет. Возможно, ваше сердце не узнает боли, но оно также не узнает и счастья. Выбирайте первое - только так стоит жить.
Мы видели слезы Давида и Ионафана; мы видели их мучительные прощания. Подходя к концу горькой, хоть и прекрасной, дружбы Ионафана и Давида, мы становимся свидетелями сцены, полной боли.
Давид и его отряд приходили в себя после столкновения с амаликитянами, когда пришло сообщение о роковой битве между израильтянами и филистимлянами. Предчувствуя неладное, Давид спросил гонца, принесшего эту весть: “Что произошло?” (1:4).
Слова гонца были, как нож в сердце Давида: “Множество народа пало и умерло, и умерли и Саул и сын его Ионафан” (1:4). Давид не хотел этому верить (1:5). Однако, когда гонец, который был свидетелем происшедшего, описал все, как было, Давид понял, что его друга больше нет.
«Тогда схватил Давид одежды свои, и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним. И рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали от меча» (1:11, 12).
Давид написал замечательную песнь в память об этом событии, которую мы находим в 1:19-27. В плаче упоминаются как Ионафан, так и Саул, но основная цель Давида раскрывается в названии: “Песнь о луке” (1:18). Лук был изображен на гербе Давида - не на Сауловом. Много памятников из гранита и мрамора возведено в память о друзьях, но ни один из них не может превзойти нежного поминовения Ионафана, оставленного нам Давидом.
В песне Давид отмечал воинскую доблесть Ионафана и его отца (1:22). Он хвалил верность Ионафана по отношению к отцу (1:23). Но прежде всего Давид пел о своей потере:
«Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан: ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные...» (1:25-27).
Некоторые, желая доказать, что Бог одобряет гомосексуализм, пытаются использовать этот отрывок в качестве “доказательства” того, что Давид и Ионафан были гомосексуальными любовниками. Давид, однако, говорит о бескорыстной природе любви Ионафана, а не о сексуальном характере этой любви.
Да, приобретая близкого друга, вы открываете себя для боли. Однако заметьте: Давид не оплакивал свою дружбу с Ионафаном, потому что, вот, теперь его сердце разбито. Напротив, он воспевал эту дружбу, драгоценную память о ней храня в своем сердце. Снова повторю: только так следует жить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Этот урок был посвящен дружбе, но я надеюсь, что он был не только об этом. Я молюсь о том, чтобы он стал призывом к вам всем.
Несколько лет назад я услышал историю об одном проповеднике, который однажды поехал к кому-то в тот квартал города, где жила беднота. Когда он после своего визита выходил из дома, возле его новой машины стоял мальчик в поношенной одежонке и с восхищением осматривал ее. “Хорошая машинка, мистер!” - сказал мальчик. Чувствуя, что что-то надо ответить, проповедник сказал: “Я бы никогда не смог позволить себе такую машину, если бы не мой друг. Он производит машины, и он подарил мне эту, чтобы я мог выполнять свое дело”. Парнишка подумал немного, а затем ответил: “Как бы я хотел быть таким другом!”
Когда мне в первый раз рассказывали эту историю, я ждал, что ответ будет: “Как бы я хотел иметь такого друга”. Его слова “Я бы хотел быть таким другом” тронули меня.
Когда я описывал настоящую дружбу словами “преданность”, “бескорыстие”, “способность противостоять испытаниям”, “непоколебимость, и “умение воодушевлять”, мы все могли подумать: “Хотел бы я иметь такого друга”. Если это было так, давайте начнем думать: “Хотел бы я быть таким другом”.
В начале этой статьи я выразил надежду, что она поможет всем, кто прочтет ее, но особенно тем, кто считает, что у него нет друзей. Позвольте мне сказать вам две вещи: во-первых, если у вас нет друга, найдите другого такого человека, который нуждается в друге, и станьте таким другом, о каком мы только что говорили. По-прежнему верно, что “кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным” (Прит. 18:24).
Во-вторых (и это самое главное), помните, что все мы можем иметь Друга, обладающего всеми качествами, какие мы описали, - Друга, Которого называли “другом мытарям и грешникам” (Мф. 11:19; Лк. 7:34), Того, который называет своих последователей “друзья” (Лк. 12:4; Ин. 15:15). Друг ли Он вам? Помните, что Он сказал: “Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам” (Ин. 15:14). Независимо от того, сколько у нас может быть или не быть друзей, этот Друг у нас должен быть!
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻