Поэт и живописец были большими друзьями. Александр Сергеевич высоко ценил талант Карла Павловича. Как и других современников, его особенно восхищала картина «Последние дни Помпеи».
Пушкин проводил перед нею часы, набрасывал карандашом фигуры некоторых персонажей в блокноте, собираясь написать стихотворение по мотивам этой картины. Но, к сожалению, он так и не закончил его:
Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон…
Два раза поэту случалось попросить Брюллова об услуге. Первый раз – нарисовать портрет своей жены Натальи Николаевны Гончаровой. История умалчивает, почему он получил отказ. Вероятно, просто не оценил сдержанную северную красоту избранницы Пушкина.
Зато портрет Натали создал брат художника - Александр Брюллов.
В другой раз Пушкин хотел получить на память забавный рисунок своего товарища «Съезд на бал к австрийскому посланнику в Смирне» – к сожалению, уже обещанный княгине Салтыковой. Говорят, даже стоял перед художником на коленях, но так и не разжалобил его.
Этот эпизод затем нарисовал Илья Репин.
К сожалению, дружба двух гениев продлилась недолго.
В 1837 году Пушкин получил смертельное ранение. Из-за болезни Брюллов не смог приехать попрощаться с поэтом, вместо него это сделал ученик – художник Аполлон Мокрицкий.
Именно он изобразил Пушкина на смертном одре.
А переживший друга Брюллов в память о нем написал две картины, обе – на пушкинские сюжеты.
Одна из них – «Бахчисарайский фонтан» – должна была изображать драматическое столкновение двух соперниц – Марии и Заремы, как в поэме. Но никакой драмы здесь нет. Только тихая красавица Мария грустит у окна, выделяясь на пестром фоне остальных жен Гирея, предающихся незатейливым гаремным развлечениям.
Вторую картину – с говорящим названием «Прощание» – Брюллов пишет как иллюстрацию к незаконченному роману Пушкина «Арап Петра Великого», в конце 1840-х. За несколько лет до собственной смерти.
Сейчас эта картина, долгое время считавшаяся утерянной, находится в фондах Третьяковской галереи. А еще Брюллов успел создать эскиз памятника поэту, которому он так и не подарил своего рисунка.