Изображений старого Петербурга в сети довольно много. Но сегодня я хочу предложить вам нечто особенное. Наверное, всем уже успели полюбиться виды Северной столицы, сделанные с воздуха. Можно любоваться великолепными точками охвата, оценивать замыслы архитекторов, да и вообще, сверху многое выглядит по-другому. Тем более сейчас технические возможности позволяют увидеть город так, как его видят птицы. Вертолёты, воздушные шары, а в последнее время и дроны сделали это удовольствие вполне доступным.
Однако, оказывается, существует возможность одновременно перенестись на много лет назад и посмотреть на город с высоты. И здесь на помощь пришёл…долгострой. Мало кто любит бесконечные стройки, ограждения, строительные леса в центре города. Одним из таких долгостроев (1829-1834) была знаменитая Александровская колонна на Дворцовой площади. Хотя, не такой уж и долгострой, если учесть то, что в это время вместилось проектирование, доставка самой колонны с Карельского перешейка, подготовительные работы и окончательная установка. Триумфу эстетики неоклассицизма и инженерной мысли Россия обязана испанцу Августину Бетанкуру, который, хоть и скончался (1824) к моменту начала работ, но успел разработать несколько инженерных приёмов, позволивших с блеском осуществить как установку колонны, так и строительство Исаакиевского собора и французу Огюсту Монферрану. Это всё сведения общеизвестные и углубляться дальше в эту тему я не намерен. Отойдём немного в сторону.
12 ноября 1802 года в городке Лух Костромской губернии (ныне Ивановская область) родился мальчик Григорий Чернецов. Отца его также звали Григорием, но, по-видимому, основную роль в судьбе ребёнка сыграл его старший брат – Евграф. Чернецов Евграф Григорьевич был иконописцем. Два его младших брата – Григорий и Никанор (родился 21 июля 1805) станут знаменитыми русскими художниками. Но именно старший брат даст им первые уроки художественного мастерства и будет всячески поддерживать в жизни. Особенно помощь брата пригодилась младшим во времена студенческой юности, которая прошла в Петербурге, где братья учились в Академии художеств. Несмотря на то, что переезд в столицу стал возможным благодаря Обществу поощрения художников, именно денежная поддержка старшего брата, который, конечно, не был богачом (ну какие могут быть доходы в начале XIX века у иконописца в очень провинциальном Лухе), помогла младшим закончить учёбу. Кстати, был ещё и третий младший брат – Поликарп. Он известен гораздо меньше, но успел «засветиться» в одном из самых выдающихся приключений в истории русской живописи.
В 1838 году братья Чернецовы (Григорий, Никанор и Поликарп) отправились в путешествие на лодке по Волге. Но не просто прокатиться. Из этого «круиза» они привезли огромное количество этюдов, зарисовок и готовых картин. Фактически это был портрет «матушки Волги» первой половины XIX века. Однако, мы сегодня говорим о Петербурге. О Волге и о живописной экспедиции братьев Чернецовых обязательно поговорим ещё, но как-нибудь в другой раз.
Вернёмся в Петербург. Александровская колонна ещё строится, и Григорию Чернецову приходит в голову оригинальная идея. Я не знаю, спрашивал ли он разрешения у Монферрана, или просто дал копеечку прорабу, но художник забрался на строительные леса. Результат – несколько видов самого центра столицы с высоты птичьего полёта.
Как видите, здание Главного штаба с Триумфальной аркой Росси уже на месте. Этот вид довольно привычен нашему глазу.
А вот такого вы не видели
На углу Дворцовой площади и Миллионной ныне находится здание штаба Гвардейского корпуса, построенное Александром Павловичем Брюлловым, старшим братом великого художника. Но его ещё нет. Стройка будет только в 1837-1843 годах, а пока на этом месте можно посмотреть не существующий ныне Экзерциргауз (1797—1798), построенный любимым архитектором императора Павла - Винченцо Бренна (тем самым, который строил Михайловский замок). Столь заковыристое название (экзерциргауз) расшифровывается просто – манеж для упражнений. Надо же было где-то бравым гвардейцам отрабатывать строевой шаг (в плохую погоду) и приёмы штыкового боя. Как видите, гвардейский спортзал со временем сменил гвардейский штаб. Стабильность.
Непривычно выглядит и Миллионная. Уже на месте Малый Эрмитаж, но ещё нет Нового, со знаменитыми атлантами. Его строительство начнётся только в 1842 году.
Ну и наконец, третий вид.
И здесь много непривычного нашему современнику. Как видите, Адмиралтейство ещё вполне функционирующий объект. Внутри «буквы П» расположены верфи, судостроительные процессы идут полным ходом. Адмиралтейская верфь была действующей до 1844. Впрочем, уже начиналась эпоха пара, только в России, как всегда, об этом узнали с опозданием.
И, наконец, обратите внимание на огромное пустое пространство до самого Конногвардейского манежа. С учётом Дворцовой площади получалось самое большое в Европе место для проведения военных парадов. Ура, товарищи!
Если прибавить известное уже всем отсутствие в те времена постоянных мостов через Неву, то в сумме получится Петербург, которого вы никогда не видели с высоты птичьего полёта. А благодарить за всё мы должны Монферрана, Бетанкура, братьев Чернецовых (как знать, может быть Никанор и Поликарп стояли «на шухере»), а, может быть, и неизвестного прораба, пустившего художника на верхотуру строительных лесов Александровской колонны.