Продолжаю занимающую меня тему про психопатов, нарциссов и пограничников в советском кино. Ярких и правдоподобно очерченных персонажей темной триады на самом деле очень мало в советском кинематографе. Я уже писал про психопата Полину и нарцисса Светлану Афанасьевну из "Большой перемены", добропата Деточкина из "Берегись автомобиля". Хотелось бы написать еще про нарцисса - героя Филатова из "Вам и не снилось". Сегодня расскажу про пограничника Васеньку из "Старшего сына" - фильма, незаслуженно малопопулярного и малоизвестного. Видимо из-за гениально и ярко нарисованных режиссером непривычно грустных и правдоподобных психологических портретов всех участников этой драмы с негрустным финалом.
Итак, психологически здоровый нормотипичный главный герой Володя в исполнении Караченцева в компании с нарциссом Сильвой в исполнении Боярского остаются без ночлега в незнакомом местечке - не то в маленьком городишке, не то в большом селе. После нескольких бесплодных попыток напроситься на ночлег в частном секторе, молодые люди решают действовать хитростью. Володя, предварительно разузнав кое-что о хозяине одной из квартир небольшого двухэтажного барака (чему немало способствовала ссора хозяина квартиры с нашим персонажем - пограничником Васечкой, его сыном), стучится к нему в дверь и выдает себя за его сына. Старшего сына.
Андрей Сарафанов в исполнении Евгения Леонова, травмированный эмпат, страдающий от нереализованности и экзистенциального кризиса, безумно уставший от закидонов своего сына Васеньки, наделенного полным букетом ПРЛ, интуитивно находит во внезапно появившемся психологически ЗДОРОВОМ, эмпатичном герое Караченцева опору своему существованию. Видит с его помощью свет во тьме туннеля. Понимает, что можно гордится сыном, а не постоянно подтирать за ним сопли. Все это время рядом с Сарафановым находится его дочка - вполне самостоятельная и психологически зрелая Нина. Которая достойна гордости отца, но остается им незамеченной. Видимо, сказывается гендерный стереотип: Сарафанов НЕ ВИДИТ в дочери - женщине ровню, не может ее идентифицировать, как подобную себе, не может ей гордится. Нина находится на этапе входа с головой в токсичные отношения - за ней ухаживает и почти все готово к ее свадьбе с нарциссом. Внешне не кажущимся жестоким, но способным так вынести мозг своей дотошностью и бескомпромиссностью, что судьба Нины кажется незавидной.
Васенька, младший сын Сарафанова, проявляет все черты ПРЛ с отсутствующей эмпатией - то есть с направленностью агрессии вовне - на других, но никогда на себя. Не потому, что он сильно себя ценит, а потому, что себя как личность не видит и не ощущает. Вся его личность разбросана частями по окружающим и когда Васенька чувствует, как окружающие его близкие совместными и одиночными усилиями не ПОДДЕРЖИВАЮТ цельность его личности, он атакует их или предпринимает действия, которые должны, по его мнению, привести к тому, чтобы эта поддержка восстановилась. Причем, совершенно неважно, какие это методы: поджог дома любимого человека, сталкинг, поход в кино или бегство из родного дома.
Если у вас есть какие-то идеи про психопатов и нарциссов в советском кино - пишите о них в комментариях.