Как ни странно, но за всё время существования канала я ни разу не затрагивал эту тему.
Онлайн постепенно вытесняет оффлайн: мы идём за фильмами/играми на торренты или в онлайн-магазины, а не на развал дяди Пети «полностью на русской языке» и не в ритейл
С одной стороны — всё очевидно: в онлайне читать дешевле и удобнее, там доступны возможности вроде подписки на книги «по ходу написания» (такое было и раньше, но крайне редко и намного менее удобно), а хороший планшет даст ощущения, во всём превосходящие «книжные», но при этом — бумажная книга не вымирает. Почему?
Коллекционирование
Главная причина, обеспечивающая «вечную жизнь бумаги» — то, что у большинства читателей лучшее из прочитанного оказывается на полке, несмотря на то, что так никогда и не будет открыто (если уж и перечитывать, то, опять-таки, в электронном виде).
Это касается, преимущественно, либо того, что оставило особый след в памяти, либо сочетания «просто отличной книги» с великолепной обложкой, на которую хочется смотреть раз за разом (а вот тут — привет «Альфа-книге» и их невероятным художникам для «титульной серии»: и нарисовано отлично, и сами художники читают то, о чём рисуют).
>У большинства читателей лучшее из прочитанного оказывается на полке<
Принципиальные фанаты «бумаги»
В отличие от кино и игр, которые изначально шли «на экране», и когда Интернет ворвался в нашу жизнь — это лишь изменило способ их распространения, книга изначально была физическим объектом.
Да, появление доступных электронных форм с существенно большим функционалом и столь же существенно меньшей ценой переманило в стан «электронщиков» подавляющее большинство (кого-то — из соображений экономии, кого-то — удобства), но не всех.
Часть «бумажной» аудитории — принципиальные «бумажные фанаты», часть — слишком привыкла и «не может иначе» (и, по очевидным причинам, медленно, но верно сокращается), а часть — чисто физически не может читать в «электронке» (село с подачей света и воды по понедельникам и четвергам или интернет от нашей любимой госконторы).
>Есть те, кто «не хотят», есть те, кто «не могут»<
Как бы то ни было, но в отличие от любителей «физических версий» цифровых продуктов на дисках, которые имеют все шансы на вымирание в ближайшие лет десять — это сообщество будет жить ещё полвека, как минимум.
Излишне хитроусые писатели
А вот писателю, кстати, выгодно, чтобы тираж «бумаги» был побольше. Дело в том, что в онлайне — автору платит издательство раз в месяц или квартал, по числу проданных копий, а вот за физический тираж — практически сразу после печати ему идёт процент от отпускной цены, по которой издательство «сбагривает» книги оптовикам и реселлерам. Не бог весть какой, но зато сразу.
Поэтому некоторые «раскрученные» писатели нередко вписывают в контракт пункт, что цифровая версия появится на прилавках через энное время после физической, чтобы активнее раскупали.
Ярчайший пример такого «манёвра» — Поляриновский «Риф», который задержался аж на два месяца.
>Деньги сейчас лучше, чем деньги потом<
Однако другие, более умные писатели сразу продают книги «по подписке» на соответствующих ресурсах, а уже по факту завершения — заключают договор с издательством. И волки сыты, и овцы целы.
По итогу
Да, рынок печатных книг откровенно стагнирует, местами — продолжая падение. Однако полная смерть в ближайшее время ему совершенно точно не грозит.
Лучше всего, наверное, подойдёт словосочетание «клиническая жизнь».
***
Понравилось и хотите распространить — лайк+репост через панельку слева (если с компьютера), это лучшее, что можно сделать и для меня, и для ваших знакомых. По комментариям — читаю всех, на самое «зацепившее» — отвечаю.
В случае же, если вам совсем «зашло» — поддержите меня копейкой на книги, попутно предложив кандидата на прочтение, я обязательно его оценю. Категорически обещаю, что ни на что другое, помимо книг эти деньги не пойдут. Даже в нынешней ситуации.