Найти тему

Из Вены в Киото: Фелиция "Лиззи" Рикс-Уено и любовь к орнаментам

Фелиция "Лиззи" Рикс -Уено, фотопортрет, 1922, Архив Национального музея современного искусства, Киото, официальный сайт - www.momak.go.jp
Фелиция "Лиззи" Рикс -Уено, фотопортрет, 1922, Архив Национального музея современного искусства, Киото, официальный сайт - www.momak.go.jp

Фелиция - имя, означающее «успешная», «счастливая», «поймавшая удачу за хвост». Так можно было бы сказать и о Фелиции Рикс, когда она решила взять судьбу в свои руки, выбрав тернистый путь художника-декоратора. И, как её учителя ( Йозеф Хоффман и Коломан Мозер, основатели "Венских мастерских"/Wiener Werkstatte) расширили сферу своего влияния не только в Старом Свете, но и в Новом, открыв роскошный салон Wiener Werkstatte в Нью-Йорке на 5 Авеню в Манхэттене, так и Фелиция Рикс отправилась на Восток, в Японию, в Киото вместе со своим супругом Исабуро Уэно.

Знакомство с Исабуро случилось в Вене, где японский архитектор проходил стажировку в архитектурном бюро Хоффмана, и, как полагалось, после нескольких лет практики в Европе Исабуро вернулся на родину, в страну Восходящего солнца, но не один, а вместе с талантливой красавицей - женой. Случилось это в 1926 году, когда в Японии процесс вестернизации - принятия европейской системы ценностей - шёл полным ходом, и интерес ко всему европейскому в определённых кругах был весьма силён.

Фелиция Рикс - Уэно,  эскизы тканей, которые были запущены в производство в период с 1924-1932 гг. Archiv der Wiener Werkstätte, Музей прикладного искусства /MAK, Вена, официальный сайт -  www.mak.at
Фелиция Рикс - Уэно, эскизы тканей, которые были запущены в производство в период с 1924-1932 гг. Archiv der Wiener Werkstätte, Музей прикладного искусства /MAK, Вена, официальный сайт - www.mak.at

После Вены старинный город Киото стал местом жизни и полем эксперимента. Феликс занималась дизайном интерьера в архитектурном бюро своего супруга, расширяла свои возможности, увлеклась фресковой росписью, росписью по шёлку, освоила тайны работы с горячей эмалью. Учитывая её эстетический вкус, прекрасное знание европейского искусства,умноженное на желание адаптироваться в совершенно иной художественной среде, привело к созданию собственного видения искусства.

Фелиция Рикс - Уэно,  эскизы тканей, которые были запущены в производство в период с 1924-1932 гг. Archiv der Wiener Werkstätte, Музей прикладного искусства /MAK, Вена, официальный сайт -  www.mak.at
Фелиция Рикс - Уэно, эскизы тканей, которые были запущены в производство в период с 1924-1932 гг. Archiv der Wiener Werkstätte, Музей прикладного искусства /MAK, Вена, официальный сайт - www.mak.at

В послевоенное время с 1946 году Фелиция начала читать лекции в Городском университете искусств Киото, и после 15 лет работы в университете получила не только уважительное "Лиззи-сенсей", но и статус профессора дизайна. Студенты, посещавшие её класс цвета и композиции, работали с выбранными материалами, использовали форму и цвет в качестве основного средства выражения, использовали неожиданные орнаментальные темы.

Фелиция Рикс-Уэно, двухчастная ширма, период Сёва,  153 x143 см.  Галерея  "Gregg Baker Asian Art", Брюссель, официальный сайт - www.apanesescreens.com
Фелиция Рикс-Уэно, двухчастная ширма, период Сёва, 153 x143 см. Галерея "Gregg Baker Asian Art", Брюссель, официальный сайт - www.apanesescreens.com

Работы Фелиции хранятся не только в Национальном музее современного искусства в Киото и Музее прикладного искусства в Вене, но и нью-йоркском Музее дизайна Купер-Хьюитт, Художественном институте в Чикаго, а также многочисленных частных галереях.

Подписаться на мой тематический канал "Ар Деко легендарный", посвященный художественному стилю ар деко, - на этой странице!

Если вам понравилась публикация, поделитесь своим впечатлением. Для автора - это важно!