Оборона Лиепаи (Либавы) в период с 22 июня по 29 июня 1941 года без сомнения одна из героических страниц начального периода Великой Отечественной войны. Так сложилось, что не располагая временными ресурсами для подготовки обороны со стороны суши и имея около 10-11 тыс. личного состава (что сопоставимо с блокированным в Брестской крепости гарнизоном) гарнизон города и Либавской военно-морской базы, совместно с рабочими отрядами самообороны, оказывал организованное сопротивление в течении 7 суток превосходившей в два раза по живой силе группировке противника.
Ниже представлю несколько несколько фото из немецких альбомов, сделанных на подступах к Лиепае и после захвата города. Фото интересные, но, к сожалению, плохого качества.
Не последнюю роль в стойкости обороны Лиепаи сыграли две береговые батареи № 23 и № 27 в составе четырех орудий Б-13 каждая и противокатерная береговая батарея.
В окрестностях Лиепаи базировался 148-й истребительный авиационный полк ВВС Прибалтийского Особого военного округа (входил в состав 6-й сад). К 22 июня 1941 года он имел на вооружении 69 самолетов И-153 (в том числе 14 неисправных, по другим данным 9). В 3 часа 55 минут 22 июня состоялся первый авианалёт люфтваффе на Лиепаю. Бомбы были сброшены на военно-морскую базу, стоянки кораблей, а также аэродром. Объекты флота были прикрыты зенитными артдивизионами и пострадали не сильно, на аэродроме бомбовым ударом немецких Ju-88 были уничтожены 8 истребителей 148-го истребительного полка. Вполне возможно, что именно они попали на фото.
Пятьдесят процентов кадрового летного и технического состава полка на начало войны отсутствовало, находились на переформировании или переучивании. Использовать как боевые можно было лишь 35 самолетов. Остальные самолеты были с выработанным моторесурсом и нехваткой деталей для замены, и непригодными к боевой работе. После 10:00 22 июня 1941 года полк приступил к боевым действиям, некоторые лётчики выполнили по 6 боевых вылетов, силами полка было уничтожено 2 самолёта противника. Всего в первый день войны полк совершил 162 боевых вылета. Поскольку возникла непосредственная угроза взятия Либавы, вечером 22 июня 1941 года полк перелетел в Ригу. При этом наземные части полка (101-й батальон аэродромного обслуживания) остался в Лиепае и действовал вместе с частями 67-й стрелковой дивизии. В целом в Ригу перелетело всего 27 самолётов из состава полка, остальные либо были уничтожены в результате бомбардировок, либо неисправными уничтожены техническим составом полка. На 25 июня 1941 года в полку оставалось только 17 исправных самолётов.
Интересно, что 22 июня во время перехода в Ригу в результате атаки немецких торпедных катеров, была уничтожена подлодка С-3 (которая не могла по техническому состоянию погружаться под воду и шла в надводном положении), но танкер «Железнодорожник» и подлодки « С-9 », «М-77», « Лембит » и « Калев » успешно прибыли в Рижский залив. Та подводная лодка которая называется "Лембит" (Бобр) благодаря своему чудесному спасению дожила до наших дней и служит символом Латвийских ВМС. И еще один любопытный факт: 24 июня в гавань Лиепаи вернулась подлодка М-83, которая вела огонь из артиллерийского орудия по немецким частям, прорвавшимся к заводу «Тосмаре» до тех пор, пока не израсходовала все снаряды.
Фото из группы Шталаг 372 в FB . Выложены и атрибутированы Николаем Кабановым.
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы быть в курсе новых публикаций
#береговая оборона #авиация #подводные лодки