Найти тему

Что делать руководителю, чтобы сотрудник точно сел ему на шею

Стоит только упомянуть отношения начальников и подчинённых, как тут же приходит масса комментаторов, которые делятся историями про слишком жёстких и грубых начальников - которые кричат, оскорбляют, меняют требования и в принципе делают работу в компании маловыносимой (к счастью, для равновесия приходят и те, кто рассказывает про классных начальников))).

Но вот сейчас я хочу показать противоположную крайность - а именно, того руководителя, который в стремлении удержать и замотивировать сотрудников, сделать их работу комфортной и главное сухой настолько сильно перегибает палку, что сотрудники просто-напросто устраиваются у него на шее.

Итак, ряд рекомендаций (естественно, вредных!) о том, как посадить сотрудников на шею.

Относиться к сотруднику как к (не)любимому ребёнку

Если честно, окраска (любимый ребёнок, которого бесконечно захваливают, или нелюбимый, которого воспитывают и "тюкают") здесь не критична.

Критично другое, а именно - то, что сотрудники воспринимаются руководителем как маленькие, слабенькие, подчас глупенькие (хотя это необязательно), которые сами не справятся и не разберутся (да и рано ещё им!).

В итоге руководитель этих самых сотрудников бесконечно страхует, избавляет от сложных проектов и нетипичных задач. Делает параллельно с ними. Сидит рядышком. Отбирает прямо из рук работу, наставительно говоря: - Дай я лучше сам.

В общем, в прямом смысле слова ведёт себя как заботливая мамочка/папочка.

А сотрудники что? Те, кто хочет развиваться профессионально и действовать автономно - просто уходят. Те, кто остаются - с удовольствием принимают правила игры и начинают играть в игрушки, понимая, что все серьёзные дела сделает сам босс.

Исправлять все ошибки и не говорить о них подчинённому

Этот пункт может существовать и внутри предыдущего, а может и сам по себе, поэтому выношу его отдельно.

Очень часто слышу от руководителей историю: - Ну зачем ругать за ошибки (недоделки) сотрудника, если ничего страшного не случилось? Я же всё вовремя увидел и исправил. Да там и было немножко.

И да, я понимаю, - критиковать и рисковать быть плохим не хочется. Но вот только если люди не видят своих ошибок и их последствий (пусть даже возможных), - они отучаются брать ответственность вообще.

Что происходит в итоге? Сотрудники постепенно растят короны (ну ведь "они не ошибаются"), сдавая руководителю всё более и более сырые и недоделанные задачи. А в случае, когда руководитель, уже разозлившись, начинает им высказывать что-то задним числом, - оскорбляются и обвиняют руководителя в несправедливости.

Учить-учить-учить

Вообще конечно учить хорошо, само собой))) Но здесь я подразумеваю ситуацию, когда сотрудники отработали по 1,5 (3) года, а для руководителя они всё "новички" (совершенно реальные истории).

В том смысле, что он продолжает по миллиону раз отвечать на одни и те же вопросы, хотя сотрудники давным-давно уже должны были записать и выучить на них ответы, разбирать с ними простейшие задачи (ну они же учатся!), организовывать им обучения про одно и то же.

Обычно руководитель объясняет себе это тем, что готовность учиться и задавать вопросы - признак лояльности (в этом случае нет), и не видит, что обучения идут, а компетентность не растёт ни на грамм.

А сотрудники? А сотрудники с удовольствием внимают, делая круглые глаза. Ведь зачем работать, если вместо этого можно поучиться...

Быть на связи 24/7

Это одно из моих любимых (грустная ирония). Потому что минимум половина руководителей, которых я знаю, не могут не то что в отпуске выключить телефон, а вынуждены держать у уха телефон в кресле у стоматолога, в душе и в любом другом месте.

Несмотря на то, что намерения у такого действа очень благие, неограниченность ресурса руководителя обходится ему очень дорого во всех смыслах - начиная от времени и заканчивая здоровьем.

А сотрудники? Привыкают к тому, что можно ничего не искать, не решать и не пытаться обойти хоть малейшую проблему. Есть ведь горячая линия с руководителем, которые в любое время суток ответит и подскажет.

Жалеть

Это когда руководитель смотрит на сотрудника и думает:

  • Надо его пораньше домой отпустить, он так устало выглядит (Ага, а сам руководитель до ночи посидит, он ведь железный).
  • Так, в командировку не отправлю, сам полечу, у него же дети (То, что дети самого руководителя видят его только на выходных, и то с телефоном у уха, почему-то не вспоминается).
  • Ну да, просить их в выходной выйти совсем как-то нехорошо, они и так всю неделю впахивали (...)
  • И т.п.

И это не про реальные ситуации, когда действительно надо пойти навстречу - отпустить, снять нагрузку, помочь.

Это про манипуляции со стороны подчинённых и ещё про самоманипуляции руководителя (про них кстати есть в этой статье).

Что делают в этом случае сотрудники? Быстро привыкают прикидываться несчастными, громко вздыхать, подпирать кулаком головушку перед компьютером (пока на экране игра вместо проектной документации) и делать глаза, как у кота из мультфильма про Шрека.

Доказывать свою крутизну

Многие руководителя, несмотря на должность, продолжают меряться с сотрудниками профессиональными (линейными) компетенциями. И, как только у кого-то что-то получилось не очень, такой руководитель в плаще супергероя выходит на сцену:

- А вот и я!..

И с удовольствием демонстрирует, как сделать работу быстрее-выше-сильнее. И ещё раз. И ещё много-много раз.

А сотрудники? Иногда включаются в соревнование и тоже достигают высот, но намного чаще тихонько отходят в сторону и ждут, пока руководитель переделает за них все дела, чтобы потом бурно поаплодировать и записать результаты в свои показатели эффективности.

Встречали похожие ситуации? Что ещё способствует тому, что сотрудник садится на шею руководителю?