Найти в Дзене

Добровольное рабство за визу в Японии. Как проходил рабочий день. Моя история

Оглавление

Я была ослеплена мечтой переехать в Японию...

Данная статья написана в 2021 году, однако действие происходило в 2018-2019! С того момента в жизни автора очень многое изменилось, однако эта история - мой опыт, то, через что мне пришлось пройти ради того, чтобы остаться в Японии!

То, чем я занимаюсь сейчас - можно найти в конце статьи!

И, ура-ура, мне удалось устроиться на работу в Японии и получить заветную визу. В предыдущих статьях я уже рассказала о том, как попала в Японию без денег и богатых родителей, и как устроилась на работу.

Сразу, в начале статьи, отмечу, что меня наняли для работы в главном офисе, но, в целях обучения японскому сервису, отправили на стажировку в ресторан на несколько месяцев.

После весьма необычной церемонии вступления на фирму, я месяц проработала в офисе, после чего меня отправили на полугодовую стажировку в элитный ресторан французской кухни - я должна была обучаться правильному японскому сервису.

Я, в общем-то, никогда не мечтала о работе в сфере услуг (гостиницы, рестораны), однако, прежде, чем допустить к работе в офисе, начальство сочло необходимым отправить меня "учиться уму разуму", и первым здесь оказался ресторан.

Ресторан снаружи
Ресторан снаружи

Это был небольшой ресторан в "европейском" районе города Кобэ. Ресторан действительно очень высокого уровня - цена за ужин здесь начинается от 90$ на человека, не считая напитков и стоимости обслуживания (+7% от чека). Порой мужчина приглашал даму на ужин на полный курс (180$ на человека), они заказывали дорогие вина, закуски, и такой ужин мог обойтись и под 1000$ (на двоих).

А раз такие цены, то и уровень обслуживания должен быть соответствующим.

Самый верхний на странице - вошёл в лучшую десятку ресторанов Кобэ
Самый верхний на странице - вошёл в лучшую десятку ресторанов Кобэ

В ресторане работало всего 10 человек: зам. директора, сомелье, двое официантов, два кондитера, шеф-повар и ещё 2 повара. Был ещё и директор, который постоянно был в командировках и в ресторане особо не появлялся.

Рабочий день начинался официально в 10 (по факту же все приходили намного раньше), и работали до последнего гостя. То есть у ресторана не было как такового времени закрытия - последний посетитель мог прийти в 20:00 вечера, обслуживание в среднем длится 2 часа на клиента, и дальше они могут отдыхать сколько хочется. И пока гости сидят, ресторан работает.

Все работали ежедневно со вторника по воскресенье, понедельник - единственный выходной. Раньше я не понимала, почему в японских ресторанах есть "выходной" - день, когда ресторан закрыт. Оказалось, что если такого выходного не будет, то сотрудники не будут отдыхать вообще.

。。。

Итак, день начинался в 10 утра, с уборки и подготовки к приходу гостей. Персонала для уборки не было, поэтому делали все сами. В 11.00 у всех был "завтрак" - каждый день мы получали рис с сырым яйцом и суп мисо. Честное слово, каждый божий день.

-4

С завтраком все управлялись минут за 10-15, после чего возвращались к работе. "Нижние" по статусу сотрудники должны были мыть посуду, так же как и накрывать всем стол. Несмотря на то, что в ресторане использовалась дорогущая посуда для посетителей, сотрудники же ели из самых дешёвых тарелок, которые продаются в магазинах по 100 йен.

В 11:30 у нас было что-то вроде линейки, когда все собирались и начальство сообщало важные моменты дня: например, главный повар сообщал, какие блюда будут представлены, а зам. директора оговаривал, будут ли постоянные посетители, есть ли у кого-то из гостей аллергия и т.п.

В 11.45 открывали двери ресторана, и, как правило, меня ставили на встречу гостей. Мне выдавали список посетителей, их время прихода.

Сколько японский ни учи, а читать имена японцев иероглифами это то ещё испытание (・_・;) постоянно боялась забыть, как имя читается или просто не расслышать. Но, тем не менее, на вход ставили чаще всего именно меня.

Далее началось обслуживание клиентов - блюда надо было выносить в строгом порядке - как только гость доедает блюдо, нужно было тут же бежать и сообщать повару о том, что надо готовить следующие блюдо. Хлеб тоже продавался в строго после определенных блюд, в зависимости от набора меню. Гостя нельзя заставлять ждать, но и приносить новое блюдо, пока не доест предыдущее, нельзя.

Пример блюда
Пример блюда

Перед сменой блюд нужно было сменить вилки/ножи/ложки - к каждому блюду полагаются определенные столовые приборы, каждый раз разные.

На самом деле меня далеко не сразу допустили до этого всего - первые дни я просто смотрела, как проходит процесс, потом меня учили правильно подавать тарелку (важен поворот, наклон, осанка; важно направление блюда и самое главное подать с напарником, сразу двум/трем гостям одновременно). Вызывать следующее блюдо для гостя, самостоятельно подавать столовые приборы позволили намного позже. Вершиной того, что мне разрешили, было готовить десерт прямо перед гостями - я готовила мороженое из аналога сухого льда и молока/фруктового сока. В это время нужно было рассказать о процессе приготовления, о том, откуда молоко или сок (из какой префектуры, какой фермы), а если остаётся время - можно было немного поговорить с клиентами. Однако первые месяцы, конечно же, ни до каких разговоров меня не допускали.

Со мной обращались как с маленьким неумелым ребенком, или с щенком, которого пытаются выдрессировать. В других местах тебе один раз объяснили - и все, иди делай, как можешь. А здесь заставляли тренироваться, наблюдать, делать все идеально правильно. Оно и понятно - в ресторане такого уровня даже мелкие ошибки непростительны.

Около 4х часов все гости расходились, и на этом моменте началось мытьё гор посуды. Учитывая, что на одного посетителя приходилось 5 и более блюд, каждый раз с новыми приборами, посуды было невероятно много, и перемывать это все, а потом ещё и протирать полотенцем, чтобы не оставалось разводов, занимало довольно много времени.

Закончив с посудой после 5 вечера, у нас был "обед". Повара готовили какое-то блюдо из оставшихся продуктов, на всех сразу (правда моя версия всегда была вегетарианская). В хорошие времена был перерыв полчаса, а иногда, как и за завтраком, поели за 10-15 минут и дальше работать.

Ужин в ресторане начинался с 18.00, перед этим в 17.30 снова "линейка", а до этого нужно было перегладить скатерти и платки, которые кладут на колени; накрыть на стол, расставить свечи.

-6

И с 18.00 все по новой. До конца. До последнего гостя и последней отмытой тарелки.

Мне, в общем-то, ещё повезло - так как я официально была нанята в офис, а здесь проходила стажировку, меня периодически отпускали в 19.00, поощряли 8-ми часовым рабочим днём, особенно первое время.

Но так было далеко не всегда...

Продолжение

Кем я работаю сейчас:

Работаю на 5 работах! Чем я зарабатываю в Японии
Дневник Усаги о жизни в Японии11 ноября 2023

#историяусаги