Найти в Дзене
"Путешественник во Времени"

Зачем товарищ Сталин героизировал белогвардейцев

В 1934 году на экраны советских кинотеатров вышел кинофильм "Чапаев", содержащий сцену белогвардейской "психической атаки". По сюжету, сначала следует короткий диалог чапаевцев: — Красиво идут... — Антиллигенция... Затем, попав под пулеметный огонь Анки-пулеметчицы, бравые белые офицеры, получив свою порцию свинца, начинают падать, комично дрыгая ногами. Но во время предварительного просмотра фильма в Кремле это не понравилось товарищу Сталину, который заявил, что не стоит настолько уж опошлять образ белогвардейцев. И кадры дрыганья ногами из фильма убрали, отчего сцена психической атаки получила совершенно другой смысл. Теперь героями в ней предстали не только чапаевцы, но и белогвардейцы. А, поскольку фильм "Чапаев" вскоре стал советским суперхитом и вошел в число лучших шедевров мирового кино, то советские граждане, особенно мальчишки, невольно подпадали под обаяние бесстрашно шагающих навстречу смерти белогвардейцев. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вслед за "Чапаев

В 1934 году на экраны советских кинотеатров вышел кинофильм "Чапаев", содержащий сцену белогвардейской "психической атаки".

У историков героизации белогвардейцев в советском искусстве стоял товарищ Сталин
У историков героизации белогвардейцев в советском искусстве стоял товарищ Сталин

По сюжету, сначала следует короткий диалог чапаевцев:

— Красиво идут...

— Антиллигенция...

Затем, попав под пулеметный огонь Анки-пулеметчицы, бравые белые офицеры, получив свою порцию свинца, начинают падать, комично дрыгая ногами.

Но во время предварительного просмотра фильма в Кремле это не понравилось товарищу Сталину, который заявил, что не стоит настолько уж опошлять образ белогвардейцев.

И кадры дрыганья ногами из фильма убрали, отчего сцена психической атаки получила совершенно другой смысл.

Теперь героями в ней предстали не только чапаевцы, но и белогвардейцы.

А, поскольку фильм "Чапаев" вскоре стал советским суперхитом и вошел в число лучших шедевров мирового кино, то советские граждане, особенно мальчишки, невольно подпадали под обаяние бесстрашно шагающих навстречу смерти белогвардейцев.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что вслед за "Чапаевым" появились и другие советские фильмы, в которых образы белогвардейцев представлены в героическом ореоле.

Среди них "Тихий Дон" (1957) с Михаилом Глузским в роли есаула Калмыкова; "Поднятая целина" (1959) с Петром Глебовым в роли есаула Половцева; "Служили два товарища" (1968) с Владимиром Высоцким в роли поручика Брусенцова; "Бег" (1970) с Михаилом Ульяновым в роли генерала Черноты и Владиславом Дворжецким в роли генерала Хлудова; "Дни Турбиных" (1976) с целым созвездием выдающихся советских актеров — Василием Лановым, Владимиром Басовым, Андреем Мягковым, Андреем Ростоцким, Петром Щербаковым, сыгравших русских офицеров; "Хождение по мукам" (1977), в котором эпизодическую, казалось бы, роль белого офицера Василия Теплова великолепно сыграл Александр Филиппенко...

Ну а дальше — "Не падайте духом, поручик Голицын, корнет Оболенский, надеть ордена" и другие народные песни о трагической судьбе героической Белой Гвардии.

Возникает вопрос — зачем Сталин это сделал?

Понятно, что с чисто эстетической точки зрения фильм "Чапаев" от удаления комической сцены с дрыгающими ногами белогвардейцами только выиграл. Но, ведь, Иосиф Виссарионович был не только тонким и глубоким кино и литературным критиком, но и политиком.

И здесь на ум приходят мысли о том, а не задумывался он еще в 1934 году, когда вышел "Чапаев", о возрождении в СССР традиций царской армии — с офицерскими званиями и золотыми погонами, которые после революции стали считаться знаками "контрреволюционности"?

Ведь возрождение таких традиций могло оказать (и оказало) решающее значение в подрыве идеологии троцкизма, несовместимой с патриотизмом и имперскостью, лежащими в основе традиций русской армии. (См. мою заметку "Почему граф Игнатьев перешел на сторону красных?").

Добавлю только, что и до этого, еще в 1926 году, товарищ Сталин позволял себя то, за что сегодня некоторые прозвали бы его "булкохрусточником".

Он неоднократно был замечен при посещении пьесы Михаила Булгакова "Дни Турбиных", являющейся лайт-версией его же романа "Белая Гвардия".

И при этом товарищ Сталин не то что не запретил это по сути контрреволюционное шоу, но даже не подверг его принципиальной большевистской критике.

Почему? Думаю, по тому же самому — в 1926 году молодая еще сталинская гвардия во главе со своим вождем завершала решающую схватку с троцкизмом, закончившеюся лишением Троцкого всех постов, исключением его из рядов большевистской партии и высылкой из СССР. И Сталин, с провозглашенной им идеологией построения социализма в одной отдельно взятой стране, рассчитывал опереться в том числе и на советскую версию легенды о Белой Гвардии, воевавшей за "единую и неделимую матушку-Россию".

Заявить при жизни об этом открыто он, по понятным причинам, не мог. Да и после его смерти такая трактовка героизации Белой Гвардии в СССР вряд ли встретила бы понимание со стороны официальных представителей партноменклатуры.

Ну а потом, после 1991-го года, возникли другие актуальные вопросы, а эта тема может заинтересовать разве что таких вот "Путешественников во Времени" как я.