Найти тему
Бизнес. Психология. Деньги.

Эффект ореола. Как мы сами себя вводим в заблуждение

Далеко не всегда мы принимаем правильные и объективные решения. Часто на это влияет тот самый эффект, описанный в статье.

Сразу начнем с примеров.

Пример первый. Вас познакомили с двумя людьми. Один вам кажется внешне привлекательным, а другой не очень. Тот, который обладает более привлекательной внешностью и приятными манерами, воспринимается вами как более надежный, профессиональный, ему больше хочется доверять. Хотя, возможно, это далеко не так.

Пример второй. Вы решили перейти на здоровую пищу и ограничиваете себя в фастфуде, сладком и жирном. Пришли в кафе, которое позиционирует себя как специализирующееся на правильном питании. Заказали салатик, овощной суп и еще десертик с бургером. Вы себя успокаиваете тем, что само по себе «место здоровое», хотя в этом наборе калорий и вредных жиров не меньше. Если бы вы купили тот же бургер за углом, то по полезности было бы примерно то же самое.

Пример третий. Вам нужно купить стиральную машинку. Вы не очень разбираетесь в этой технике. Приходите в магазин: перед вами целый ряд разных брендов. И тут ваш взгляд цепляется за знакомое название. «У нас дома фен такой марки или такая микроволновка!» - мысленно радуетесь вы и сразу делаете выбор в пользу машинки этой марки.

-2

Все это разные проявления так называемого «эффекта ореола». Еще 100 лет назад #психолог Эдвард Трондайк ввел этот термин. Впоследствии было немало экспериментов, которые подтвердили наличие этого феномена.

Суть эффекта ореола заключается в следующем. Мы переносим общее, зачастую поверхностное впечатление, о человеке, товаре или каком-либо другом объекте на его другие свойства.

Почему возникает эффект ореола? Вот главные причины.

1) Нам банально не хватает времени.

Человек склонен упрощать себя путь принятия решения. Так он просто «экономит» свое время.

2) Мы живем в условиях избытка информации.

Терабайты сообщений, текстов, видео, цифр ежедневно пытаются к нам пробиться. Чтобы не сойти с ума, человек должен ставить фильтры и барьеры.

-3

3) В ряде случаев люди склонны мыслить шаблонами и стереотипами.

Это просто и удобно. Зачем что-то усложнять?

4) Мы хватаемся за какую-то яркую особенность.

Эта особенность забирает на себя все внимание и перекрывает другие, негативные стороны.

Важно помнить про этот эффект. И чаще:

- включать критическое мышление

- в ряде случаев говорить себе «стоп»

- не спешить с поспешными выводами

- давать людям шанс проявить себя

- избавляться от ложных стереотипов

Дорогие читатели, а вы какие примеры эффекта ореола в жизни чаще встречаете?