Найти в Дзене

Зачем старообрядцы устраивали массовые самосожжения

В предыдущей статье я рассказала о том, как устраивались места для ритуальных самосожжений старообрядцев - так называемые "гари" в XVII-XVIII веках.

С течением времени характер и причины актов самосожжений меняются. В 1762 году Сенатом издается указ, объявляющий о прекращении преследования старообрядцев за самосожжения. И, тем не менее, в следующие 60 лет зафиксировано 23 массовых самосожжения, говорящих о том, что обряд перестал символизировать собой борьбу с никоновскими реформами, а приобрел самостоятельную жизнь. Доказательством этого предположения служат факты самосожжений, происходивших в местах, где старообрядцы никогда не подвергались гонениям, а значит и не было никаких предпосылок для протестов.

Старообрядческий скит в Сибири. Фото из открытых источников
Старообрядческий скит в Сибири. Фото из открытых источников

Собирая материалы для статьи, я прочла о массовом суициде около деревни Насоновской, когда 15 крестьянских дворов совершили самосожжение, в то время как, по свидетельству очевидцев, они были обеспечены всем, "необходимым для жизни крестьянской семьи" и, кроме этого, поблизости был оборудован скит со всеми необходимыми припасами, позволявшими староверам укрыться и выдержать длительную осаду без всякой связи с внешним миром. Старообрядцев никто не преследовал и, тем не менее, они предпочли мученическую смерть вполне спокойной жизни.

Таким образом, если первые случаи самосожжений были связаны с ожиданием прихода Антихриста и попытками спастись, затем - как пример мученической смерти в борьбе с властью, то затем самосожжения стали просто ритуалом, частью обрядоверия. Многие историки отмечают, что на Руси, в связи со относительно слабой (в сравнении с тем же католичеством) богословской наукой вера часто подменялась четким следованиям определенным ритуалам.

Следовательно обряды становились не просто обрядами, а образом жизни, т.е. только выполнение определенных ритуалов считалось истинным верованием. (Мне кажется, в качестве примера мы можем взять тех же Лыковых с их всевозможными "не можно", не имеющими разумного объяснения.) Такое отношение к обрядам отмечается историками особенно явно в неграмотной крестьянской среде, где одновременно были живы и праславянские верования, в том числе связанные с огнем. У древних славян, например, существовал обычай сожжения мертвых, причем с умершими порой сжигали и их вещи, а так же животных.

В конце XIX века подход к самосожжениям меняется. Места бывших самосожжений становятся культовыми, им поклоняются, причем не только старообрядцы, но и православные христиане. Так, например, историки упоминают о селе Усть-Цильма в Республике Коми, в котором в начале XXI века на месте самосожжения старообрядцев Великопоженского скита возведена часовня, а позже установлен трехметровый восьмиконечный староборядческий крест.

Крест на месте самосожжения Великопоженских скитников. Фото из открытых источников
Крест на месте самосожжения Великопоженских скитников. Фото из открытых источников

Позволю себе здесь сразу высказать свое мнение по этому поводу, ибо, а мой взгляд, это очень спорный вывод: можно чтить события прошлого, отдавая им дань, но не быть приверженцем этих самых обычаев. В качестве примера могу привести два "исторически противоположных" места - мавзолей В.И. Ленина и Храм на Крови на месте дома Ипатьева в Екатеринбурге. Оба места посещаются тысячами людей, но мы не можем с уверенностью назвать их приверженцами той или иной стороны, возможно они просто чтут историю своей страны.

А вот о наставниках старообрядцев, "старцах", проповедовавших самосожжения, выбиравших место для гарей, стоит сказать отдельно, как и о том, каким образом власти пытались бороться с этим жутким обрядом. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить рассказ об этом в следующей статье.

Другие статьи, посвященные этой теме, можно прочесть здесь:

Очищение огнем: устройство гарей и згорелых домов старообрядцев

Гонения на старообрядцев в дореволюционной России