Один из самых любимых американцами комиков Мостел Зеро начинал как художник. Но когда для заработка он взялся читать лекции по искусству в музеях Нью-Йорка, они оказались настолько смешными, что его стали звать выступать на вечеринках и в клубах. Он быстро стал знаменитостью – играл в бродвейских шоу, снимался в кино, выступал на радио и ТВ, а журнал Life назвал его одним из самых смешных американцев. Даже когда по подозрению в связях с коммунистами он был вызван на допрос в «Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности», то превратил его в комическое представление. За это был удостоен восхищения коллег, но обвинен в неуважение к суду и попал в «черные списки», фактически получив запрет на публичные выступления.
Когда «черные списки» утратили силу, Зеро вернулся на большую сцену и его популярность возросла с новой силой. Фильм «Продюсеры» стал его триумфальным возвращением в кино.
Хотя сначала комик отказался от роли - принять предложение его убедила жена, пришедшая в восторг от сценария. В итоге и Зеро, и все остальные актеры, снявшиеся в фильме, сыграли в нём одни из самых своих лучших ролей в кино.
Продюсеры / The Producers (1968) реж. Мэл Брукс
Карьера режиссера фильма Мела Брукса началась также анекдотично, как и у Зеро – остроумный юноша был уборщиком в казино Лас-Вегаса, пока однажды наслышанный о его «шуточках» директор не предложил ему заменить стендапера. Публика была в восторге, Брукс начал зарабатывать, выступая то актером в комедийных ток-шоу, то соавтором сценариев к ним. И мечтал снять фильм.
Его идея была основана на личных воспоминаниях. Историю обедневшего театрального антрепренёра, живущего за счет престарелых поклонниц, у которого Брукс успел поработать в ранней юности, он соединил с историей реальных бродвейских продюсеров, чьё благосостояние росло пропорционально количеству провальных проектов. Так получился сюжет о продюсерах-авантюристах, решающих поставить заведомо провальный мюзикл, чтобы заработать.
То, что одного из героев будет играть начинающий актер Джин Уайлдер, Брукс понял сразу, как только увидел его в одном из спектаклей. Однако, ждать Уайлдеру пришлось несколько лет, пока Брукс искал финансирование. В течение этого времени они с режиссером ни разу не виделись, пока однажды Брукс не появился в гримерке, объявив актеру, что съёмки начинаются.
На роль второго героя Брук пригласил Зеро Мостела. Уайлдер страшился этой встречи - знаменитый комик славился буйным характером, частыми ссорами с режиссерами и коллегами-актерами. Однако Зеро в первую же репетицию проникся к начинающему актеру симпатией и взял его под опеку. Весь съёмочный период они ездили на робота вместе, по воспоминаниям Уайлдера эти совместные поездки стали для него уникальными уроками актёрского мастерства.
Но даже в разгар съемок продюсеры настаивали на замене Джина Уайлдера более опытным актером, обещая в этом случае увеличить бюджет фильма. Брукс был непреклонен. И не прогадал. Комичный дуэт экспрессивного Зеро в роли эксцентричного театрального авантюриста Макса Белостока и робкого Уайлдера в роли боящегося жизни бухгалтера Лео Блума оказался потрясающе смешным.
Отчасти Зеро сыграл пародию на самого себя – гения с непростым характером, невольно заставляющий окружающих становится лучшей версией самих себя. Финальный монолог своего персонажа Уайлдер сочинил по большей части сам, выразив в нём всю благодарность Зеро за уникальный профессиональный и человеческий опыт, полученный от общения с ним.
Фильм стал продолжением популярных абсурдистских комедий типа ‘Безумного мира' и «Больших гонок». В нем все было шуткой или пародией, начиная с имен персонажей. Как и фамилия режиссера они имеют заглавную «Б» или начинались на «Б» - Белосток, Блум, ДеБрис , ДюБуа. И при этом являются шутливыми аллюзиями. Лео Блюм герою знаменного романа Джойса «Улисс» Леопольду Блуму, которого играл в театре Зеро. Белосток (от названия польского города, из которого происходили предки Брукса) общей для большинства голливудских и бродвейских продюсеров, потомков еврейских эмигрантов, восточноевропейской родины.
Имя фееричного режиссера-постановщика мюзикла Кармен Гия, которого сыграл греческий театральный режиссер, актер и педагог Андреас Вутсинас, Букс позаимствовал у название очень модной тогда модели Volkswagen Karmann Ghia.
Творческий псевдоним «ЛСД» безбашенного Лоренцо Сент-ДюБуа, исполнителя главной роли в мюзикле, стал ироничным приветом движению хиппи. Фамилии нациста и автора безумной пьесы Либкинд (в переводе с немецкого «любитель деток») откровенным намеком на извращенную природу нацизма.
Пьеса, написанная Францем Либкиндом, также возникла из шутки. Многие годы, когда Брукса спрашивали о его творческих планах, он шутил, что его следующим проектом будет мюзикл о Гитлере и Еве Браун. Этот запредельный абсурд Брукс реализовал в своём фильме в виде постановки, которая по расчетам героев должна стать грандиозным провалом. Подобно тому, как когда-то Зеро превратил в комедию зловещий допрос, Брукс сделал это с тем, над чем в те годы было непринято смеяться - над Гитлером.
Это было невероятно смело, но и очень смущало продюсеров. К тому же Брукс дал волю фантазии и юмору, превратив сцены мюзикла в откровенный кич и пародию на бродвейские музыкальные постановки. Кстати, музыку к мюзиклу написал сам же Мел Брукс, не зная нотной грамоты. И это не шутка! Он просто наиграл всё композитору, который превратил услышанное в музыкальную партитуру.
Продюсеры не решались выпустить готовый фильм в прокат, боясь провала. Но на одном из частных показов его увидел знаменитый актер Питер Селлерс и, узнав о ситуации, начал регулярно названивать одному из них, пока не убедил выпустить фильм в широкий кинопрокат. Согласие было дано при условие, что название фильма с «Весны для Гитлера» будет заменено на «Весну для Муссолини», что само по себе звучит абсурдно и анекдотично. Брукс выбрал нейтральный вариант «Продюсеры».
В итоге всё, что так смущало продюсеров в фильме, оказалось его достоинством. Брукс угадал веяние времени – люди перестали воспринимать мир всерьез, ирония сделались нормой, самым адекватным способом контакта с реальностью. По сути, фильм оказался одним из предвестником постмодернистских кинофарсов конца 20го века, соединяющих в один гремучий коктейль тотальную иронию, всевозможные исторические и эстетические аллюзии и безжалостный юмор по отношению к серьёзным явлениям вроде нацизма, феменизма и т.д. А на бесконечные вопросы о том, действительно ли он считает, что танцующий Гитлер - это смешно, которыми Брукса мучали многие последующие годы, он всегда отвечал, что шутка лучший вид мести, самый надежный способ поквитаться с врагом.
Фильм принёс Мелу Бруксу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Джин Уайлдеру был номинирован на «Оскар» за роль второго плана, а Мостел Зеро на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Зеро и Уайлдер оставались близкими друзьями вплоть до смерти Зеро. Уайдлер стал знаменитым актером и снимался, в том числе во многих фильмах Брукса.
«Продюсеры» вошли в число фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение, в список 100 самых смешных американских фильмов. В начале 2000х на Бродвее был создан мюзикл по мотивам фильма, который до сих ставят во многих странах, включая Израиль.
Отчасти своим первым фильмом Брукс предсказал и свой будущий успех – все фильмы, сделанные им в дальнейшем, были гениальными кинопародиями.
Творческая интуиция никогда его не покидала, в том числе и в отношение других. Именно Брукс разглядел режиссерский потенциал Дэвида Линча, пригласив автора тогда единственного и имеющего весьма противоречивые отзывы фильма «Голова ластик», снять на него студии историю легендарного английского урода XIX века, «человека-слона». И, как и всегда, не ошибся – ни в выборе истории, ни в выборе режиссера.
Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться
Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino