Найти тему
Жизнь VS Кино

"Продюсеры" - одна из самых смешных американских комедий о продюсерах-мошенниках, пытающихся заработать на собственном провале

Оглавление

Один из самых любимых американцами комиков Мостел Зеро начинал как художник. Но когда для заработка он взялся читать лекции по искусству в музеях Нью-Йорка, они оказались настолько смешными, что его стали звать выступать на вечеринках и в клубах. Он быстро стал знаменитостью – играл в бродвейских шоу, снимался в кино, выступал на радио и ТВ, а журнал Life назвал его одним из самых смешных американцев. Даже когда по подозрению в связях с коммунистами он был вызван на допрос в «Комиссию по расследованию антиамериканской деятельности», то превратил его в комическое представление. За это был удостоен восхищения коллег, но обвинен в неуважение к суду и попал в «черные списки», фактически получив запрет на публичные выступления.

Когда «черные списки» утратили силу, Зеро вернулся на большую сцену и его популярность возросла с новой силой. Фильм «Продюсеры» стал его триумфальным возвращением в кино.

Мостел Зеро - кадр из фильма "продюсеры"
Мостел Зеро - кадр из фильма "продюсеры"

Хотя сначала комик отказался от роли - принять предложение его убедила жена, пришедшая в восторг от сценария. В итоге и Зеро, и все остальные актеры, снявшиеся в фильме, сыграли в нём одни из самых своих лучших ролей в кино.

Продюсеры / The Producers (1968) реж. Мэл Брукс

Карьера режиссера фильма Мела Брукса началась также анекдотично, как и у Зеро – остроумный юноша был уборщиком в казино Лас-Вегаса, пока однажды наслышанный о его «шуточках» директор не предложил ему заменить стендапера. Публика была в восторге, Брукс начал зарабатывать, выступая то актером в комедийных ток-шоу, то соавтором сценариев к ним. И мечтал снять фильм.

Его идея была основана на личных воспоминаниях. Историю обедневшего театрального антрепренёра, живущего за счет престарелых поклонниц, у которого Брукс успел поработать в ранней юности, он соединил с историей реальных бродвейских продюсеров, чьё благосостояние росло пропорционально количеству провальных проектов. Так получился сюжет о продюсерах-авантюристах, решающих поставить заведомо провальный мюзикл, чтобы заработать.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

То, что одного из героев будет играть начинающий актер Джин Уайлдер, Брукс понял сразу, как только увидел его в одном из спектаклей. Однако, ждать Уайлдеру пришлось несколько лет, пока Брукс искал финансирование. В течение этого времени они с режиссером ни разу не виделись, пока однажды Брукс не появился в гримерке, объявив актеру, что съёмки начинаются.

Джин Уайлдер - кадр из фильма "продюсеры"
Джин Уайлдер - кадр из фильма "продюсеры"

На роль второго героя Брук пригласил Зеро Мостела. Уайлдер страшился этой встречи - знаменитый комик славился буйным характером, частыми ссорами с режиссерами и коллегами-актерами. Однако Зеро в первую же репетицию проникся к начинающему актеру симпатией и взял его под опеку. Весь съёмочный период они ездили на робота вместе, по воспоминаниям Уайлдера эти совместные поездки стали для него уникальными уроками актёрского мастерства.

Джин Уайлдер и  Мостел Зеро - кадр из фильма "продюсеры"
Джин Уайлдер и Мостел Зеро - кадр из фильма "продюсеры"

Но даже в разгар съемок продюсеры настаивали на замене Джина Уайлдера более опытным актером, обещая в этом случае увеличить бюджет фильма. Брукс был непреклонен. И не прогадал. Комичный дуэт экспрессивного Зеро в роли эксцентричного театрального авантюриста Макса Белостока и робкого Уайлдера в роли боящегося жизни бухгалтера Лео Блума оказался потрясающе смешным.

Отчасти Зеро сыграл пародию на самого себя – гения с непростым характером, невольно заставляющий окружающих становится лучшей версией самих себя. Финальный монолог своего персонажа Уайлдер сочинил по большей части сам, выразив в нём всю благодарность Зеро за уникальный профессиональный и человеческий опыт, полученный от общения с ним.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

Фильм стал продолжением популярных абсурдистских комедий типа ‘Безумного мира' и «Больших гонок». В нем все было шуткой или пародией, начиная с имен персонажей. Как и фамилия режиссера они имеют заглавную «Б» или начинались на «Б» - Белосток, Блум, ДеБрис , ДюБуа. И при этом являются шутливыми аллюзиями. Лео Блюм герою знаменного романа Джойса «Улисс» Леопольду Блуму, которого играл в театре Зеро. Белосток (от названия польского города, из которого происходили предки Брукса) общей для большинства голливудских и бродвейских продюсеров, потомков еврейских эмигрантов, восточноевропейской родины.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

Имя фееричного режиссера-постановщика мюзикла Кармен Гия, которого сыграл греческий театральный режиссер, актер и педагог Андреас Вутсинас, Букс позаимствовал у название очень модной тогда модели Volkswagen Karmann Ghia.

Творческий псевдоним «ЛСД» безбашенного Лоренцо Сент-ДюБуа, исполнителя главной роли в мюзикле, стал ироничным приветом движению хиппи. Фамилии нациста и автора безумной пьесы Либкинд (в переводе с немецкого «любитель деток») откровенным намеком на извращенную природу нацизма.

 Андреас Вутсинас в роли Кармен Гия (слева) - кадр из фильма "Продюсеры"
Андреас Вутсинас в роли Кармен Гия (слева) - кадр из фильма "Продюсеры"

Пьеса, написанная Францем Либкиндом, также возникла из шутки. Многие годы, когда Брукса спрашивали о его творческих планах, он шутил, что его следующим проектом будет мюзикл о Гитлере и Еве Браун. Этот запредельный абсурд Брукс реализовал в своём фильме в виде постановки, которая по расчетам героев должна стать грандиозным провалом. Подобно тому, как когда-то Зеро превратил в комедию зловещий допрос, Брукс сделал это с тем, над чем в те годы было непринято смеяться - над Гитлером.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

Это было невероятно смело, но и очень смущало продюсеров. К тому же Брукс дал волю фантазии и юмору, превратив сцены мюзикла в откровенный кич и пародию на бродвейские музыкальные постановки. Кстати, музыку к мюзиклу написал сам же Мел Брукс, не зная нотной грамоты. И это не шутка! Он просто наиграл всё композитору, который превратил услышанное в музыкальную партитуру.

Продюсеры не решались выпустить готовый фильм в прокат, боясь провала. Но на одном из частных показов его увидел знаменитый актер Питер Селлерс и, узнав о ситуации, начал регулярно названивать одному из них, пока не убедил выпустить фильм в широкий кинопрокат. Согласие было дано при условие, что название фильма с «Весны для Гитлера» будет заменено на «Весну для Муссолини», что само по себе звучит абсурдно и анекдотично. Брукс выбрал нейтральный вариант «Продюсеры».

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

В итоге всё, что так смущало продюсеров в фильме, оказалось его достоинством. Брукс угадал веяние времени – люди перестали воспринимать мир всерьез, ирония сделались нормой, самым адекватным способом контакта с реальностью. По сути, фильм оказался одним из предвестником постмодернистских кинофарсов конца 20го века, соединяющих в один гремучий коктейль тотальную иронию, всевозможные исторические и эстетические аллюзии и безжалостный юмор по отношению к серьёзным явлениям вроде нацизма, феменизма и т.д. А на бесконечные вопросы о том, действительно ли он считает, что танцующий Гитлер - это смешно, которыми Брукса мучали многие последующие годы, он всегда отвечал, что шутка лучший вид мести, самый надежный способ поквитаться с врагом.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

Фильм принёс Мелу Бруксу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Джин Уайлдеру был номинирован на «Оскар» за роль второго плана, а Мостел Зеро на премию «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль. Зеро и Уайлдер оставались близкими друзьями вплоть до смерти Зеро. Уайдлер стал знаменитым актером и снимался, в том числе во многих фильмах Брукса.

«Продюсеры» вошли в число фильмов, имеющих культурное, историческое или эстетическое значение, в список 100 самых смешных американских фильмов. В начале 2000х на Бродвее был создан мюзикл по мотивам фильма, который до сих ставят во многих странах, включая Израиль.

Кадр из фильма "Продюсеры"
Кадр из фильма "Продюсеры"

Отчасти своим первым фильмом Брукс предсказал и свой будущий успех – все фильмы, сделанные им в дальнейшем, были гениальными кинопародиями.

Творческая интуиция никогда его не покидала, в том числе и в отношение других. Именно Брукс разглядел режиссерский потенциал Дэвида Линча, пригласив автора тогда единственного и имеющего весьма противоречивые отзывы фильма «Голова ластик», снять на него студии историю легендарного английского урода XIX века, «человека-слона». И, как и всегда, не ошибся – ни в выборе истории, ни в выборе режиссера.

Понравилась статья? Ставьте лайки! Хотите читать ещё - подписывайтесь на канал: Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino