С прошлым никогда не бывает покончено, мой друг. Оно объясняет настоящее. Айзек Азимов.
Дворцы не могут быть в безопасности там, где несчастливы хижины. Бенджамин Дизраэли.
***
Версальский дворец известен своими роскошными залами, экстравагантными садами и той неотъемлемой ролью, которую он сыграл во Французской революции. Каждый год более трех миллионов посетителей посещают дворец, построенный для короля-солнца Людовика XIV в 1623 году.
***
Людовик XIII первоначально купил землю, где сегодня стоит дворец, потому что любил охоту. Он первый построил там замок, чтобы сбежать из города – его привлекло богатство местности дикими животными. Людовик расширил замок и купил еще земли перед смертью. В 1660-70-х годах Людовик XIV превратил Версаль во дворец. Он даже перевез туда французское правительство и его двор в 1682 году. Когда Версаль был закончен, более 5000 человек, включая слуг, могли разместиться в его большом жилом пространстве.
***
Существует много историй о строительстве Версаля и о том, сколько денег и труда потребовалось для создания такого сложного сооружения, которое датируется XVIII в. и расположено примерно в 12 милях от Парижа. Учитывая инфляцию, эксперты считают, что строительство Версальского дворца обошлось в 200-300 миллиардов долларов – почти немыслимая сумма для строительства одной (даже роскошной) резиденции. Количество умерших во время строительства Версаля разнится в зависимости от источников. Но, вероятно, их было не меньше 6000 человек.
Король Людовик XIV потратил около трети всего бюджета здания только на фонтаны для сада. Более 35 000 рабочих помогли построить дворец в районе Иль-де-Франс на окраине Парижа. Дворец имеет 700 комнат, 67 лестниц и 1200 каминов, и он раскинулся на 2 014 акрах. Людовик XIV был инициатором стройки и перестройки дворца не один десяток лет. Но и после его смерти Версаль достраивали и перестраивали (например, появилась Королевская опера, Малый Трианон и т.д.).
***
Сады Версаля являются одними из самых больших в мире и включают в себя 372 статуи, 55 водных скульптур, 600 фонтанов и более 20 миль каналов. Каждый год здесь высаживают 210 000 цветов и 200 000 деревьев, чтобы посетители могли побродить по ним и полюбоваться. По-видимому, запах садов был очень силен в XVIII в., и он одолевал гостей во дворце. Мадам де Ментенон писала в письме от 8 августа 1689 года: “Туберозы гонят нас из Трианона каждый вечер. Избыток аромата вызывает у мужчин и женщин тошноту.”
***
Дворец мог вместить более 5000 человек в своих стенах – это много ртов, которых надо кормить. Чтобы накормить такое количество людей, кухни во дворце были огромными. За ними – только за ними – были приставлены сотни слуг. Однако кухни располагались довольно далеко от королевской столовой. В результате королю часто подавали холодную еду. Архитектор не продумал заранее эту не столь уж незначительную деталь. Не будем забывать, что в прохладные и холодные времена года дворец плохо отапливался. Королевская семья и куча придворных в такие сезоны чувствовала себя довольно зябко...
***
В Зеркальном зале 357 зеркал. Когда он был построен, Венеция обладала монополией на изготовление зеркал, но Францию это не остановило, и она уговорила венецианских мастеров поработать над спецзаказом - зеркалами специально для дворца. Позже итальянцы якобы приказали убить ремесленников за то, что они выдали свои секреты (источники разнятся в зависимости от того, доведено ли было дело до конца, или это была просто угроза). Первоначально комната была освещена 20 000 свечами, превратив ее в “коридор света".” Во время Первой мировой войны в этом зале в 1919 году был подписан Версальский договор. Ч этих стенах был официально объявлен положен конец войне между Германией и союзными державами.
***
Нельзя забывать, что Версаль задумывался Людовиком XIV как некое символичное и в большой степени публичное пространство. Его постройка не держалась в тайне. А короля можно было лицезреть в момент некоторых регулярных церемоний. Спальня Людовика XIV была построена на верхнем этаже и располагалась в центре вдоль оси восток-запад дворца. Это была самая важная комната и место проведения двух важных церемоний, где король просыпался и ложился спать в окружении своих придворных. Этикету было подчинено все – включая короля. Король воспринимал свое положение как своего рода работу.
Такая публичность продолжалась и при его преемнике – Людовике XV. Из воспоминаний княгини Е.Р. Дашковой:
“Уполномоченный проводил нас до дверей Версальского сада, куда мы вошли и гуляли до самого обеда.
Около этого времени король со своим семейством обедал в общественном месте. Мы замешались в толпу, состоявшую, впрочем, из лучшего общества, и вместе с ней оказались в засаленной и оборванной комнате. Сюда вскоре явился Людовик XV, дофин и дофина, потом две другие его дочери, Аделаида и Виктория, сели за стол и кушали с большим аппетитом.
Всякое замечание, выраженное мной моим спутникам, комментировалось некоторыми достойными дамами, стоявшими близ нас. Например, когда я заметила, что принцесса Аделаида пила суп из чашки, вдруг обратились ко мне два-три голоса: "Неужели король и королева в вашей стране не то же делают?". - "В моей стране нет ни короля, ни королевы", -- отвечала я. - "Так вы, должно быть, немка", - сказал мне кто-то из них. -"Может быть", - отвечала я и отвернулась, чтобы избежать дальнейших расспросов.”
***
Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, построила свое собственное поместье на участке под названием "Малый Трианон", который она использовала как личное убежище. Он включал в себя театр и ферму, где выращивали свежие овощи. Она также построила “храм любви”, состоящий из дюжины колонн и статуи купидона. Но еще интереснее то, что у нее был свой собственный грот, уединенный пещероподобный участок, заросший растительностью. Есть сведения, что внутри была кровать и два входа. Неясно, для чего она использовала грот, но вы можете сделать свое собственное обоснованное предположение.
***
Третье сословие (другими словами народ) Франции вознавидело Версаль, считая его и образ жизни Марии-Антуанетты олицетворением экстравагантность и непомерных затрат. Расслоение общества на живущую в роскоши аристократию и служителей церкви с одной стороны и беднеющих и зачастую голодающих простолюдинов вылось во Французскую революцию.
5 октября 1789 г. парижане двинулись на Версаль, он был взят, Людовик XVI и Мария-Антуанетта навсегда покинули свою "скромную" обитель. Во время Французской революции разгоряченны8е французы разрушили ворота дворца, которые были полностью сделаны из золота. (В 2008 году ворота были отреставрированы и украшены 100 000 золотыми листьями. Реконструкция обошлась в 8 миллионов долларов).
Дворец по сути оказался брошенным. Зеркала, картины, королевские эмблемы были сметены со стен и потолков. Многие произведения искусства вывезены в Лувр – они превратились в музейные экспонаты. Мебель пошла с молотка. В те времена англичане неплохо воспользовались случаем – Букенгемский и Виндзорский дворец в те времена выгодно обзавелся версальской мебелью. Парки пришли в упадок – бедняки их приспособили под посадку овощей. Трактиром стал Малый Трианон. Опера – место заседания революционеров. Подумывали и вовсе снести Версальский дворец. Но, ему повезло больше в сравнении с Тюильри. Версаль еще продолжительное время переживал свои взлеты и паденияв условиях неопределенности и смены режимов на протяжении всего XIX века, до того, как окончательно не приобрести статус музея и получить средства на научную реставрацию, а государство окончательно стало республикой.