Для удовлетворения потребностей армии и гражданского сектора применяются различные грузовые автомобили вездеходы. В Советском Союзе одним из самых распространенных грузовых вездеходов был ЗИЛ-131. Данные автомобили эксплуатировались как армией, так и гражданским сектором. Автомобили применялись различными специальными службами.
Грузовые автомобили ЗИЛ-131 начали выпускать в 1966 году. Этот автомобиль был разработан на базе предыдущих разработок завода ЗИЛ. В частности были применены разработки моделей ЗИЛ-157 и ЗИЛ-130, конечно для этой модели были использованы и аутентичные разработки. Производство вездеходов продолжалось довольно долго, вплоть до 2002 года. По сегодняшний день в разных странах бывшего СССР, а также вне постсоветского блока, ЗИЛ-131 продолжает эксплуатироваться.
В своей основе 131-ая модель имеет раму, которая представляет собой два швеллерных лонжерона и связующие их поперечины. Автомобиль имеет три моста, один спереди и два сзади. Все мосты конструктивно имеют неразрезную конструкцию, соответственно подвеска автомобиля полностью зависимая, она является рессорной. Два задних моста, формируют грузовую тележку, оснащенную балансирную систему подвески, с балансирной осью и продольными тягами. Передний мост, также оснащен амортизаторами.
Данный грузовик имеет постоянный полный привод. Двигатель и вся его трансмиссия на раме установлены продольно. Автомобиль оснащался бензиновым двигателем с карбюраторной системой питания. Мотор производился заводом ЗИЛ, и имел индекс 131. Он имел компоновку в виде V8, его система ГРМ выполнялась по схеме OHV, где был один распределительный вал, установленный над коленчатым валом. Распредвал получал привод от коленвала путем зубчатого зацепления. Двигатель оснащался системой зажигания с транзисторным коммутатором. Объем данного агрегата был равен 6000 см3, при котором мощность составляла 150 лошадиных сил, а крутящий момент 402 Нм. Эти параметры позволяли получать избыток мощности и необходимую тягу.
Сцепление автомобиля было однодисковым, сухого типа, оно было оборудовано гидравлическим цилиндром для усиления выжима. КПП была механической с 5-ю передачами, коробка изготовлялась полностью синхронизированной. После КПП устанавливалась раздаточная коробка для распределения крутящего момента по трем ведущим мостам. В РК имелись две передачи, повышенная и пониженная, а также блокировка межосевого дифференциала.
Грузовик был оборудован полностью пневматической системой тормозов, на всех колесах ставились барабаны. Рулевой механизм оснащался ГУР-ом. Автомобиль оборудовался односкатной резиной, к колесам была подсоединена система ручной подкачки и спуска, которая управлялась из кабины.
Автомобиль оснащался капотной кабиной от ЗИЛ-130, с аутентичными капотом и передними крыльями. В салоне были три места, для водителя и сдвоенное кресло для двоих пассажиров. Обшивка в салоне была на потолке и задней стенке, панель приборов выполнялась в общем цвете кабины, без какой-либо отделки. На крыше располагался люк, а на дверях имелись форточки. Для работы на автомобиле зимой имелось отопление салона.
Передние крылья у 131-ой модели отличались от 130-ой. Крылья были выполнены в виде изогнутых листов, на которых устанавливались фары и подфарники, для которых были предусмотрены щитки. Передний бампер был выполнен в виде балки с изгибами по краям.
Автомобиль имел довольно скромную грузоподъемность в 5000 кг, также 131-ый может буксировать прицеп до 8000 кг. На этот грузовик устанавливали разные грузовые платформы и оборудование, есть также вариант с установкой седельно-сцепного устройства.