В этом материале мы предоставляем Вам возможность составить полную картину об архитектуре Большого Кольца Московского метрополитена и оценить, как будут выглядеть все станции Большого Кольца.
Наверное, каждый житель Москвы слышал о проекте Большой Кольцевой линии - новое кольцо Московского метрополитена из 29 станций протяженностью почти 70 километров (для сравнения, длина самой протяженной на сегодняшний день Арбатско-Покровской лини - всего 45 км).
Почти 2/3 станций - пересадочные, дублирующие уже существующие и наделяются исключительно транзитными функциями, то есть они позволяют пересесть с одной радиальной линии метро на другую в районах, удаленных от центра, избавляя от необходимости ехать в центральную часть города для совершения этой самой пересадки. В результате экономия времени при поездках может составить до получаса (понятно, что выгода может быть различной и индивидуальна для каждого маршрута, для части маршрутов БКЛ вообще не станет "помощником").
Но часть из них - это не пересадочные на линии метро, а промежуточные станции. Они призваны улучшить транспортную доступность в ряде районов Москвы. Таких станций на БКЛ будет 12. Перечислим их: «ЦСКА», «Лефортово», «Нагатинский Затон», «Кленовый Бульвар», «Варшавская», «Зюзино», «Новаторская» (проектное название - «Улица Новаторов»), «Аминьевская» («Аминьевское шоссе»), «Давыдково», «Терехово», «Мнёвники» («Нижиние Мнёвники»), «Карамышевская» («Улица Народного Ополчения»). Трём из них в будущем предстоит стать также пересадочными: «Улица Новаторов» станет пересадочной на Троицкую линию, «Улица Народного Ополчения» - на Рублёво-Архангельскую, а с «Кленового Бульвара» можно будет пересесть на Бирюлёвскую.
Сегодня мы с Вами немного пофантазируем - перенесемся в 2023 год и совершим поездку по платформам всех станций Большого Кольца. А в качестве описания дизайнерской идеи приведем пояснения самих авторов проектов.
Отметим, что участок «Деловой Центр» - «Хорошёвская» перестанет быть частью Большой Кольцевой линии после ее окончательного замыкания. Также напомним о том, что станции в одном пересадочном узле, начиная со второй половины 2018 года, должны носить одно общее название.
Начинаем с уже открытых станций (в скобках указаны даты открытия) и движемся по часовой стрелке.
«Хорошёвская» (открыта 26.02.2018)
Станций первой очереди БКЛ оформлены в едином ключе, при этом интерьер пересадочных станций подобран в цвет той линии, на которую пассажиры могут делать пересадку. На станции «Хорошёвская» применен белый и фиолетовый мрамор по цвету Таганско-Краснопресненской линии, на которую можно совершить пересадку.
«ЦСКА» (открыта 26.02.2018)
Оформление станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу Армии, именем которого она названа. Основными цветами на станции являются красный и синий. Таблички с названием станции на путевых стенах подсвечиваются цветом, противоположным цвету фона: таблички с красным фоном имеют синюю подсветку, таблички с синим — красную. На потолок нанесены декоративные изображения, посвящённые различным видам спорта. Панно выполнено в технике цифрового коллажа с элементами живописи, фотографии и компьютерной графики и напечатано на алюминиевых панелях с использованием технологии УФ-печати. На платформе размещаются бронзовые скульптуры спортсменов ЦСКА. Прообразом для скульптуры лыжника стал Николай Панкратов, баскетболиста — Виктор Хряпа, хоккеиста — Денис Денисов, а футболиста — Всеволод Бобров.
«Петровский Парк» (открыта 26.02.2018)
Станция оформлена в зелёной цветовой гамме, по цвету Замоскворецкой линии, на которую осуществляется пересадка. Платформа станции отделана серым и чёрным гранитом, путевые стены — белым мрамором, колонны — зелёным мрамором.
«Савёловская» (открыта 30.12.2018)
Станция оформлена в серой цветовой гамме, по цвету Серпуховско-Тимирязевской линии , на которую осуществляется пересадка. Отделка станции выполнена с использованием серого и белого мрамора, а также серого и чёрного гранита. Отделка путевых стен представляет собой каркас станции - чугунные тюбинги без отделки (это первая станция метро в Москве, на которой архитекторы решились привнести скелет станции - конструктив в интерьер, однако такие идеи витали в фантазиях архитекторов еще с 30-х годов прошлого века). Части поверхностей пилонов представлена в виде необлицованных тюбингов, покрытых прозрачными панелями, что по замыслу проектировщиков должно напоминать «стеклянный тоннель с алюминиевым каркасом». В последние годы станция является самым популярным объектом столичного метрополитена для всевозможных фотосессий.
«Марьина Роща» (2022-2023)
Архитекторам настолько понравилась идея с использованием открытой обделки (именно так называется оболочка тоннелей) станций глубокого заложения в интерьере, что и на платформе двух следующих станций мы увидим тюбинги, по крайней мере, на путевых стенах.
«Рижская» (2022-2023)
[Детали проекта данной станции могут быть доработаны.]
«Сокольники» (2022-2023)
Архитектурный облик станции призван запечатлеть память о трудовых подвигах метростроевцев, чья легендарная компания (АО "Мосметрострой") в 2021 году празднует свой 90-летний юбилей. Такая тематика именно для данной станции была выбрана неслучайно - в этом районе началось строительство Московского метро, в 1931-32 гг. на Русаковской улице сооружался самый первый тоннель столичной подземки и сохранились три проема забутованной первой шахты, и, наконец, ст. м. «Сокольники» Сокольнической линии считается первой станцией Московского метрополитена.
Поскольку официально заявляется о том, что обновленный проект является конкурсным - мы напомним истинный рендер победителя проекта оформления - "Техногенный лес" ( в последнем изображении в карусели).
«Электрозаводская» (открыта 31.12.2020)
Идеей для сюжета послужило предание, связанное с историей места, где расположена станция «Электрозаводская». Несколько веков назад здесь, на берегу Яузы, находилось подмосковное село Рубцово. Название, как предполагают историки, произошло от имени человека по прозвищу Рубец. Прозвали его так за рану, полученную в бою на защите московских рубежей. Также село Рубцово в XIV-XV веках принадлежало боярам Квашниным, выходцам из Южного Галича, у которых ко времени Дмитрия Донского была прочная слава бесстрашных воинов и одна ветвь носила фамилию Рубцовых. С историей этого места связан один из ключевых элементов в оформлении станции – декоративная композиция «Битва героев» длиной 163 метра, которое расположилось на одной из путевых стен вдоль всей станции. По обеим сторонам путевых стен разместились большие панорамные проемы диаметром почти три метра. Они являются одним из главных элементов декора. В их нижней части смонтированы светильники - по задумке архитекторов, отражение света должно распространяться по всему проему, создавая тем самым выразительное пространство.
«Лефортово» (открыта 27.03.2020)
В отделке станции использовались белый мрамор, габбро, светло-серый гранит, фибробетон (применялся в московском метро впервые - из него выполнены полоски на стенах и потолке) и алюминиевые панели. Световые полосы, встроенные в колонны, придают дополнительный объем пространству.
«Авиамоторная» (открыта 27.03.2020)
На разработку дизайн-проекта авиационной тематики архитекторов вдохновило название станции. Форму деталей самолета повторяют колонны и светильники на платформе, а потолки из реечных панелей в вестибюле создают ощущение воздушных потоков. Необычно оформлен и потолок платформы. На нем изобразили облачный шлейф, который оставляет пролетевший авиалайнер. След от самолета имитируют множество светодиодных и неоновых светильников из алюминия.
«Нижегородская» (открыта 27.03.2020)
Оформление содержит отсылки к конструктору «LEGO»: станция украшена большими разноцветными элементами отделки, складывающимися в простые формы. В отделке станции используются металлокерамические и керамогранитные панели жёлтого, оранжевого, зелёного и голубого цветов, а также серый крупноформатный керамогранит, имитирующий бетон. Цветные панели визуально разделяют станцию на несколько зон разных цветов, что по задумке проектировщиков должно послужить пассажирам навигационной системой. Потолок отделан алюминиевыми панелями, стены и карнизы украшены современной графикой.
«Текстильщики» (2022-2023)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Потолок будет оформлен необычными кессонами, они же будут являться источниками освещения на платформ. Стены будут выполнены панелями с принтом, имитирующим архитектурный бетон, разделительная стена между путями будет выкрашена колером темно-серого оттенка.
«Печатники» (2022-2023)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Интерьер оформят в стиле необрутализм. В оформлении станции будут присутствовать характерные для типографии цвета: черные, серые и белые. В дизайне будут преобладать характерные для стиля необрутализм – лаконичность и сдержанность. Из нержавеющей стали выполнят стены, пол — из натурального камня, а потолок — из алюминия.
«Нагатинский Затон» (2022-2023)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Согласно концепции архитектурного бюро «za bor architects» оформление станции будет содержать изображения 12 видов рыб, обитающих в реках Московского региона. Ярким акцентом станции станут изображения рыб. Они представляют собой мозаику из гранита. Фигурная резка – достаточно понятная и давно применяемая технология. Для фигурной резки натурального гранита используются станции с гидрообразивным механизмом. Вода с абразивом подается в сопло режущей головки и под высоким давлением режет камень в заданном направлении. Рыбы будут высотой около двух метров и длиной четыре-пять метров. При этом их пропорции сохранятся: если рыба в природе небольшая, то и на мозаике она будет меньше крупных рыб. На потолке смонтируют алюминиевые панели белого цвета. В облицовке стен будет использован гранит белого цвета, габбро, на полу – серый гранит.
«Кленовый Бульвар» (2022-2023)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Авторы включили в дизайн традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам. Например, необычные источники света разработаны для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля. Прообразом для них стали мотивы сетчатой керамики, которая была развита на территории Дьякова Городища в Коломенском. На потолке платформенной части вновь появляется «купол», который создадут из белых алюминиевых панелей. Основное освещение здесь организовано отраженным светом, направленным в купольное пространство. Подземный уровень решено выполнить в лаконичной монохромной гамме. В отделке станции будет использоваться белый и черный гранит, структурированный разными орнаментами укладки, мрамор и металлические панели на колоннах и арках.
«Каширская» (кросс-платформенная станция с двумя залами. В настоящее время реконструируется одна из двух платформ станции. Ремонт одной завершается (для поездов в сторону «Варшавской»), она открылась для пассажиров 9 февраля. А вторая, для поездов, следующих в сторону «Кленового Бульвара» - наоборот, закрылась на "реновацию")
«Варшавская» (реконструируется до 2022)
Реконструируемая станция Каховской линии, включаемой в состав БКЛ. Конструкции платформы и отделка заменяется полностью. Литые вставки с коваными изображениями Варшавы, которые были ранее на путевой стене реставрируются и будут установлены обратно.
«Каховская» (реконструируется, открытие - в декабре 2021)
Реконструируемая станция Каховской линии, включаемой в состав БКЛ. Станция не претерпит особых изменений, за исключением колонн - они теперь нескольких разных геометрических форм, речь идет лишь о замене устаревших облицовочных материалов на новые. Литые настенные панно на тему эпизодов гражданской войны также сохранятся.
«Зюзино» (декабрь 2021)
В дизайне «Зюзино» будут использовать серые, черные и желтые цвета. Путевые стены оформят алюминиевыми панелями. Главной особенностью станции станет декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. При создании 3D-конструкции авторы проекта обращались к опыту архитекторов, работающих в футуристическом стиле. Он предполагает использование в архитектуре и дизайне природных форм. Объемный потолок с имитацией пчелиных сот создадут из алюминиевых пластин разных размеров и множества светодиодов.
«Калужская» (декабрь 2021)
Интерьеры станции «Воронцовская » сделают похожими на каюту космического корабля. Подвесной 3D-потолок соберут из множества алюминиевых пластин и неоновых светильников, чтобы у пассажиров создавалось ощущение непрерывного движения – это будет своего рода поток, напоминающий Млечный Путь. На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции, связанное с городом Калугой, где жил и работал знаменитый ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский (1857 - 1935). В цветовом оформлении станции будут преобладать серые, черные и оранжевые цвета. Пол выполнят из серого гранита, стены – из металлических кассет, а облицовку колонн – из мрамора.
«Новаторская» (декабрь 2021)
Оформление станции исходит из названия по одноименной расположенной рядом улице Новаторов, которая, в свою очередь, названа в честь строителей-новаторов, возводивших в 37-38-м кварталах юго-запада Москвы пятиэтажные микрорайоны. Применяя последние достижения науки и техники, строители более чем вдвое сократили сроки сооружения домов, на 25-30 процентов повысили производительность труда. Дома собирали из готовых заводских панелей: 60-квартирные - за 18 дней, 90-квартирные - за 27. На платформе пассажиры смогут видеть удивительное сочетание — черно-серого камня в оформлении пола и стен и огненного, цвета свежей лавы, потолка. «Потолок выполнят из разноформатных панелей, изготовленных из триплекса оранжевого цвета трех оттенков. Между ними будет спрятано осветительное оборудование, что позволит создать интересную игру света. Оранжевый будет не только на станции — кассовый зал выложат камнем оранжевого цвета, а центральный ряд колонн облицуют белым саянским мрамором.
«Проспект Вернадского» (декабрь 2021)
Станцию оформят в стиле хай-тек. На платформе появятся черные гранитные колонны. Путевые стены сделают оранжевыми. На потолке светло-серого цвета в шахматном порядке встроят светильники. Отражаясь на мраморном полу, они будут создавать на нем узор. По центру станции установят лестницу с металлическими перилами. Над путями станции «Проспект Вернадского» протянется прозрачная галерея, поднявшись на которую пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии метро.
«Мичуринский Проспект» (декабрь 2021)
Станцию «Мичуринский проспект» оформят в китайской тематике – в честь подрядчика из КНР. Световые инсталляции на потолке украсят китайские иероглифы, символизирующие дружбу.
«Аминьевская» (декабрь 2021)
В станционном зале станции перед пассажирами предстанет 3D-потолок в форме морских волн , которые создадут из множества алюминиевых реек. Вмонтированные светильники будут придавать конструкции объем. Напоминающие морские волны элементы появятся и на стенах станции, которые оформят в голубом и синем цветах. Колонны из гранита выполнят в черном цвете.
«Давыдково» (2022)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Оформление станции БКЛ метро «Давыдково» посвятят работникам МЧС. Станция расположена в районе Можайский, вдоль Аминьевского шоссе и поблизости от крупной базы МЧС России. В качестве ее цветового кода выбрано сочетание белого, оранжевого, серого и синего оттенка, которые представлены в эмблеме МЧС. Художественное оформление призвано передать основную миссию МЧС: предотвращение, спасение, помощь. Потолок платформенной зоны украсят зеркальные сотовые панели, которые позволят визуально расширить пространство, и в определенных зонах создадут эффект «включения» наблюдателя в общую художественную концепцию. С помощью ярких цветов подчеркиваются разные функциональные зоны станции. Художественные панно, отражающие основные задачи МЧС в мирное время, разместятся вдоль путевых стен. В качестве основных материалов отделки платформы будут использоваться следующие: штукатурка с покраской, металлокерамика, сотовые панели, мрамор.
«Кунцевская» (2022)
Станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. В отделке станции будут использовать натуральные природные материалы. Полы выложат полированным гранитом светло-серого цвета. Ступени, край платформы и полы пешеходного перехода облицуют термообработанным гранитом, а стены и колонны – керамогранитом.
«Терехово» (2022)
Еще одна станция с двумя береговыми (боковыми) платформами. Платформенная часть будет легкая и светлая. По задумке архитекторов, колонны украсят силуэты фигур людей. Нанесут их с помощью технологий цифровой печати по бетону. На потолке сделают светодиодные светильники в виде колец. Внутреннее пространство станции будет светлым и создавать ощущение легкости. Реечный белый матовый потолок образует узор в виде полукруглых кессонов, а освещать зал будут светодиодные светильники-кольца. С помощью цифровой печати на бетонные колонны нанесут абстрактные фигуры людей, они будут казаться объемными. Согласно концепции, это центральный образ станции, человек здесь — главенствующая идея.
«Мнёвники» (март 2021)
Самая высокая станция на БКЛ. Оформлена в стиле авангард. Авторы проекта вдохновлялись полотнами знаменитого художника Казимира Малевича. Платформу украсила арка с красными колоннами из нержавеющего металла. Ее обработали специальным антивандальным средством. Ведущая роль в концепции отведена комбинации материалов и освещению. В качестве основного материала применяется бетон: окрашенный и фактурный в виде лицевого монолита и панелей, а также конструктивный черновой бетон с дополнительной обработкой.
«Карамышевская» (март 2021)
И вновь «Хорошёвская» - мы же с Вами по кольцу катаемся :)
Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» – оператор программы развития московского метро. Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по строительству новых линий и станций метро Москвы.
Спасибо за просмотр!
В комментариях ждем Ваши ощущения от увиденных станций самого грандиозного реализуемого проекта Московского метрополитена.
А больше самой актуальной информации о строительстве метро Вы можете здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk