Города Союзного государства
Царская провинция
Что вдохновляло Чехова на создание мистических рассказов, почему Фаине Раневской не понравился бы памятник в её честь, как случилось, что первый в СССР круглый дом построили без «удобств», и кого сейчас приютил дворец Александра I – обо всём этом можно узнать, прогулявшись по улицам Таганрога
Город на берегу Азовского моря основал Пётр Первый, и поговаривали, будто хотел сделать его столицей России, но потом обратил свои взоры на Балтику и Петербург. В советские годы туристы оккупировали Таганрог как родину Чехова, а в 2000-х южный город прогремел на всю страну благодаря проекту «Наша Раша» – именно здесь живёт телеперсонаж Сергей Юрьевич Беляков, который разговаривает с телевизором.
Мистический Чехов и гимназическое привидение
23-летняя Софья Шульгина, приходя на работу, надевает чёрное бархатное платье и покрывает голову шалью. Эту одежду она носит не из-за траура, а по долгу службы. В Литературном музее имени Чехова (ул. Октябрьская, 9) она трудится привидением – «дамой в чёрном» – и изображает гостью из потустороннего мира в коридорах гимназии, где учился великий писатель. Сотрудники музея давно поняли: людям стало скучно бродить по научным экспозициям, так в Таганроге появилась знаменитая экскурсия «Сумерки в музее», на ней рассказывают городские легенды и страшилки дореволюционного Таганрога, на которых вырос Антоша Чехонте и которые вдохновляли его на создание мистических рассказов. О зверских расправах, самоубийствах и привидениях. Одна из самых ярких – о даме в чёрном, которая покончила с собой из-за несчастной любви. И с тех пор бродит по коридорам женской гимназии, ищет своего возлюбленного и строит козни красивым соперницам. Час призрака-Сони наступает после заката солнца. Она неподвижно стоит первые 20 минут экскурсии, а потом неожиданно начинает двигаться. Это 9 баллов страха из 10!
На одной из старейших улиц Таганрога, Полицейской (ныне Чехова, 69), на подворье бывшего домовладения купца Гнутова стоит небольшой флигелёк, окружённый вишнёвыми деревьями. Три крохотные комнаты, кухня, мизерный коридорчик и холодные сени. Именно здесь 29 января 1860 года родился Антон Чехов. Об этой улице – с полицейским управлением, богатыми особняками рядом и бедными поодаль – писал Чехов в 1887 году: «С Полицейской улицы начинается засыхающая, а потому вязкая и бугристая грязь, по которой можно ехать-то с опаской... Пробираясь через Новый базар, я мог убедиться, как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог. Нет ни одной грамотной вывески, и есть даже трактир «Расия».
В советские времена улицу привели в порядок и сделали одной из красивейших в Таганроге, а в 1944-м, через год после освобождения Таганрога от фашистов, рабочие завода «Красный котельщик» отлили бюст писателя и установили его тут же, в сквере, названном в честь Чехова.
На Александровской, 100 – музей Антона Павловича и лавка Чеховых (в своё время дом арендовал отец писателя и устроил там магазин), над которой сейчас, как и 150 лет назад, красуется вывеска «Чай, сахар и другие колониальные товары». Но особой популярностью во времена детства Антоши пользовалась другая услуга, о которой оповещала куда более скромная табличка на фасаде: «Распивочно и навынос». Означала она, что при лавке имеется погребок с винами и водкой. Сюда и тянулись непрекращающейся вереницей будущие герои Чехова – городовые, мелкие чиновники, разорившиеся помещики, крестьяне и церковные служители.
Фрёкен Бок с русской душой
«Таганрог – это моя первая любовь, как сейчас помню его зелёным, солнечным, милым. Не забыть чудесный городской сад, каменную лестницу к морю, какой-то особый, терпкий запах акаций. Ваша таганрогская Раневская». Память одной из самых знаменитых уроженок Таганрога – Фаины Раневской – увековечили в год её смерти, в 1984-м. Тогда на дом номер 10, что по улице Николаевской (ныне Фрунзе), повесили мемориальную табличку, а 8 лет назад установили памятник великой актрисе – скульптуру, которая Фаине Георгиевне наверняка пришлась бы не по душе. Ведь образ Ляли из «Подкидыша» и фразу «Муля, не нервируй меня», которой звезду советского кино встречали хулиганы, которую кричали ей вслед на улицах и упоминали в каждом интервью, она терпеть не могла.
Фаина Раневская (Фанни Фельдман) родилась 14 августа 1895 года в состоятельной еврейской семье, о чём имеется запись в «Метрической книге для родившихся евреев на 1895 год», которую вёл таганрогский раввин. Горничная в крахмале и «Барышня, чай подан» – первое детское воспоминание маленькой Фанни.
Именно в Таганроге Фаина до трепета, до боли в сердце захотела стать актрисой: «Актрисой себя почувствовала в пятилетнем возрасте. Умер маленький братик, я жалела его, день плакала. И всё-таки отодвинула занавеску на зеркале – посмотреть, какая я в слезах». Тогда же она стала копировать знакомых и родных: толстую и важную учительницу географии, лихих офицеров, жеманных барышень на балу, за что часто бывала наказана.
Однажды учительница Мариинской гимназии (ныне школа № 15, ул. Чехова, 104), где училась маленькая Фаина, подарила ей медальон, на котором было написано «Лень – мать всех пороков», девочка носила его с гордостью.
Сейчас недалеко от дома Раневской, в Тургеневском переулке, 24, необыкновенно уютное арт-кафе «Фрёкен Бок», созданное в честь Фаины Георгиевны и во всех смыслах величественной домомучительницы, которую актриса озвучила в мультфильме «Карлсон вернулся». Здесь книги её афоризмов, редкие фотографии и, конечно, те самые знаменитые плюшки, перед которыми не мог устоять «мужчина в полном расцвете сил»! В кафе регулярно проводятся поэтические вечера, камерные театральные постановки и небольшие художественные выставки.
Равенство, братство и общий туалет
Самый первый круглый дом в СССР – гимн конструктивизма – появился в Таганроге в 1932 году на улице Александровской, 107. Для сегодняшних дней это редкость, но в доме все жильцы знают друг друга по имени-отчеству. Старожилы говорят, что фундамент их уникального жилища сложили из кирпичей взорванного неподалёку храма Архангела Михаила. И именно это обстоятельство хранит дом от бед, ссор и невзгод вот уже 84 года. В годы войны между первым и вторым этажами упала бомба, но так и не взорвалась. Вторая, таки грянувшая около стен, не причинила сооружению существенного вреда – круглый исполин отделался лишь небольшой трещиной. Помнят старожилы и историю, когда мальчишка свалился с третьего, самого высокого этажа. Как ни в чём не бывало встал и пошёл дальше. Без единой царапины!
Строго говоря, дом не полностью круглый, а с разрывом с северной стороны – в плане напоминает букву С. Поговаривают, будто для руководства завода «Красный котельщик» планировали построить ещё два таких здания, а последнее – в форме буквы Р. Но планы так и остались лишь на бумаге. Изначально здесь было 36 квартир и одна ванная комната на всех жильцов, наверное, для пущего укрепления братства и равенства. Туалет – тоже единственный – и всего в 50 метрах от дома. Но с равенством и братством как-то сразу не задалось. Те, кто жил поближе к душевой, в конце концов захватили её в собственность, остальные принялись переделывать под санузлы кладовки.
Дворец, царским палатам не уступающий
Мимо дома купца Алфераки, что по улице Фрунзе, 41 пройти решительно невозможно. Это одно из самых красивых зданий в Таганроге, построенное по проекту знаменитого петербургского архитектора Андрея Штакеншнейдера – признанного авторитета в вопросах дворцовой архитектуры. А уж когда здание украсили античной лепкой, для росписи потолков выписали художников из самой Италии, пристроили большой двусветный зал высотой около 9 метров, украсили его картинами, камином и массивными часами – всё, главный дворец Таганрога был готов. И даже князь Голицын не преминул отписаться в журнале «Библиотека для чтения»: «В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши».
Алфераки давал в своём дворце роскошные балы и устраивал светские приёмы. Но после смерти Николая Дмитриевича сыновья состояние промотали, так что огромный участок выкупил купец Негропонте, который тут же распродал его по частям. Сам дворец с садом приобрело местное Коммерческое собрание. Здесь бывали Чайковский и Чехов. Именно этот купеческий клуб, карточные игры да прогулки по саду с барышнями описаны в «Ионыче», «Маске», «Моей жизни». Чехов впоследствии предложил создать здесь краеведческий музей, дал денег на его обустройство и даже выкупил несколько картин для художественной экспозиции. Музей, к созданию которого приложил руку Чехов, существует по сей день. Здесь проходят концерты и выставки, торжественные бракосочетания и приёмы.
Последний приют императора
Царь-победитель, который прогнал с земли русской Наполеона и на белом коне въехал в Париж, свой последний приют нашёл в Таганроге, в одноэтажном особняке по ул. Греческой, 40. Александр I прибыл сюда в сентябре 1825 года, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье. Почему именно Таганрог? Для ответа на этот вопрос нужно взглянуть на карту начала XIX века. Крым только начали обустраивать, а на юге, у Азовского моря, раскинулся единственный российский город, южный форпост, основанный ещё Петром Первым, – Таганрог.
В Таганроге для Александра I готовят дворец. Одноэтажный особняк – бывший казённый дом градоначальства – реставрирует петербургский архитектор Шарлемань. По его указанию из Царского Села привозят мебель. Историки пишут, что половина императрицы состояла из восьми небольших комнат, из коих две предназначались для двух фрейлин, а одну занимала небольшая походная церковь. В середине дома был большой сквозной зал, служивший столовой и приёмной. С другой стороны приёмной залы находились две комнаты государя: одна служила кабинетом и спальней, другая, в которой государь одевался, была туалетной или уборной, с окном, выходившим во двор. Гардеробная же была в подвале.
Император лично готовит жилище к приезду жены: расставляет по-своему мебель, вбивает гвозди для картин, в саду прокладывает дорожки. После его часто видят с супругой прогуливающимися по улицам и по парку. Они так трогательно держались за руки, что местные называли их «наши молодожёны».
Смерть Александра I была настолько загадочной и неожиданной, что до сих пор ходят легенды, будто в Таганроге умер не император, а его двойник, а сам государь через 11 лет «воскрес» в далёкой Сибири в лице святого старца Фёдора Кузьмича.
Елизавета Алексеевна выкупила дом, в котором умер её муж, и осталась здесь жить. Так было положено начало созданию мемориального музея. Его назвали Высочайшим дворцом Александра I в Таганроге. В апреле 1826-го вдовствующая императрица отправилась в Москву, но по дороге скончалась, всего на полгода пережив своего мужа. В этом доме позже останавливались Раевский и Пушкин, Жуковский и Айвазовский.
К сожалению, в советскую эпоху музей был уничтожен – часть дорогой мебели растащили горожане, часть отправили в другие музеи. Сам особняк из 10 комнат переоборудовали в коммунальные квартиры, разрушили церковь. В 60-е годы здесь располагался туберкулёзный санаторий, сейчас – детский санаторий «Берёзка».
Ольга ЧЕПУРНАЯ
Фото: Михаил ФРОЛОВ
© "Союзное государство", № 1-2, 2017
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Это чудо военной архитектуры XIII века пытались разобрать на кирпичи
Что мы увидели в Чечне, часть 2. Лучше гор могут быть только горы Кавказа
Что мы увидели в Чечне, рассказываем и показываем, часть 1