Британская формация Killing Joke - очень интересное явление на мировой рок-сцене. На протяжении более чем сорокалетнего творческого пути она является вдохновением для великого множества разноплановых исполнителей, при этом не редко выступая в качестве прямого влияния на стилистику тех или иных формаций.
Killing Joke начинали свой творческий путь исполняя музыку на стыке пост-панка и индастриал-рока. Причём именно Killing Joke считаются основоположниками последнего. Механизированность, урбанистическая атмосфера - всё это прослеживалось как в гитарной работе, так и в синтезаторных партиях на дебютном полноформатнике группы, выпущенном в 1980 году. Индустриальные веяния, по правде говоря, достаточно быстро стали выветриваться из звучания формации, и оно постепенно приобретало форму популярных воплощений нью-вейва, но свою лепту в зарождение индастриал-рока коллектив успел внести.
«Night Time» с одноимённого альбома, 1985
Более того, Killing Joke способствовали зарождению индастриал-метала, после чего сами подхватили его волну, записав важные для стиля работы. Godflesh и Ministry, которых принято считать основоположниками индастриал-метала, многое переняли от Killing Joke. Собственно, первоначальное название Godflesh - Fall Of Because - было заимствовано у композиции «The Fall Of Because» с альбома Killing Joke «What's This For...!» (1981). Можно сравнить Killing Joke «The Fall Of Because» с некоторыми композициями Godflesh и заметить определённые сходства почерка.
Godflesh «Pulp» с альбома «Streetcleaner», 1989
Godflesh «Tiny Tears» с расширенного издания «Streetcleaner»
Бонусный материал на расширенном издании альбома Godflesh «Streetcleaner» заметно отдаёт панкушностью, очевидно характерной для Killing Joke. А Ministry назвали свой первый после перехода к индастриал-металу альбом «The Land of Rape and Honey», что недвусмысленно отсылает к названию одной из композиций Killing Joke - «Land of Milk and Honey» с альбома «Revelations» (1982). Да и в звучании Ministry было немало элементов почерка Killing Joke периода начала 80-х.
Ministry «The Land of Rape and Honey» с одноимённого альбома, 1988
Ministry «Deity» с этого же альбома
Влияние Killing Joke распространяется даже на популярных и коммерчески успешных исполнителей. Первопроходцы трэш-метала в лице Metallica уважали творчество Killing Joke. Metallica записали кавер на композицию Killing Joke «The Wait» с дебютного полноформатника британцев, и они исполняли его в живую.
Всё ту же «The Wait» цитировали основатели ню-метала Korn - сравните эту композицию Killing Joke с «Counting on Me» в исполнении Korn. Также интерес к творчеству Killing Joke явно прослеживался у Курта Кобейна, что приходит на ум при сравнении композиций Killing Joke «Eighties» и Nirvana «Come as You Are».
«Night Time» (1985) года стал, пожалуй, самым востребованным альбомом Killing Joke. После него группа продолжила некоторое время смягчать звучание, двигаясь в сторону синти-попа / мэйнстримного нью-вейва.
Однако на рубеже 80-х и 90-х формация стала утяжеляться, возвращая при этом индустриальные элементы. Всё это вылилось в альбом «Pandemonium» (1994), который стал важным для популярной ветки индастриал-метала.
Можно сравнить основной рифф «Millenium» с этого альбома с главным риффом композиции Rammstein «Bestrafe mich» с альбома «Sehnsucht» (1997). Также есть все основания предполагать, что на том же альбоме, на композиции «Spiel mit mir» Rammstein использовали электронику в ближневосточном стиле не без вдохновения подобным ходом на «Pandemonium».
Killing Joke повлияли и на некогда одну из наиболее экстремальных групп индастриал-метала - Fear Factory. Та формация поначалу играла индастриал-дэт-метал, а потом перешла к более популярному индастриал-металическому звучанию. Также Fear Factory записали кавер на уже упомянутую «Millenium».
После альбома «Democracy» (1996) Killing Joke временно прекратили свою деятельность, но они активизировались в 2003 году, записав альбом под названием «Killing Joke». Группа вернулась «на максималках», стилистически оставаясь в нише популярного индастриал-рока/метала. Постепенно звучание несколько смягчилось, но основа стилистической ниши осталась той же. В таком облике группа продолжает промышлять по сей день.
«Total Invasion» с данного альбома
Таким образом, у Killing Joke очень интересный творческий путь с обилием разноплановых работ, а влияние этой группы признавали все подряд - от Трента Резнора из Nine Inch Nails до Алана Аверилла из Primordial, и, конечно, в этой статье были упомянуты лишь самые броские проявления влиятельности. Killing Joke стояли у истоков индастриал-рока и индастриал-метала, в другое время демонстрируя не менее важные работы, более близкие к пост-панку, популярному звучанию нью-вейва. Любителям мрачной рок-музыки крайне рекомендовано творчество этой великолепной формации.