Найти тему

Графика. Сухая игла. Техника Дюрера и Рембрандта. Оказывается в ней не сложно работать.

Фото автора. Атмосфера мастерской графики.
Фото автора. Атмосфера мастерской графики.

Когда я раньше смотрела репродукции Дюрера или Рембрандта, то восхищалась совершенством графики и сложностью самой технологии сухой иглы. Мне все казалось недостижимым. Я не представляла, что это может сделать обыкновенный человек. Термины, оборудование, тонкости технологии все было непонятно.

Тумана добавляли и описания самого вида этой графики. Сухая игла это вид печатной графики, когда на металлических пластинах процарапываются штрихи острием твердой иглы. Затем подготовленные пластины печатают на станках. Кратко и сложно. Как правило, на этом и ограничивался рассказ о сухой игле.

Фото автора. Пленка с процарапанным рисунком, с которой печалили оттиски.
Фото автора. Пленка с процарапанным рисунком, с которой печалили оттиски.

Мои представления изменила дочка студентка худграфа, которая сделала работы в этой самой легендарной техники. Посмотрев, я решила поделиться и с вами, мои дорогие читатели, впечатлениями и новыми знаниями. Все стало понятно и проще.

Сначала делается эскиз будущей работы, который переносится на офортный пластик. Это похожий на пленку материал, только гораздо плотнее. Он заменил металлические доски.

Фото автора. Печатный станок.
Фото автора. Печатный станок.

С помощью офортной иглы процарапывается рисунок. Саму офортную иглу можно купить или сделать самому из гелиевой ручки и иглы для швейной машинки. Швейную иглу затачивают остро на станке, так чтобы она оставляла острый и глубокий след. Вставляют в гелиевую ручку. Она туда хорошо входит, и с ней удобно работать.

Фото автора. Рабочий стол графика.
Фото автора. Рабочий стол графика.

Когда на пленке по эскизу процарапываются все линии рисунка, то пленку покрываем специальной типографской краской или обезжиренной масляной краской темных тонов. Чтобы обезжирить масляную краску ее надо положить на бумагу и оставить на некоторое время, чтобы лишнее масло впиталось в бумагу.

Краску нужно вбить в процарапанный рисунок, чтобы она зашла во все углубления. Излишки краски снимаются и соскабливаются. В этот момент можно еще внести небольшие изменения или что-то исправить.

Фото автора. Просмотр учебных работ. Оттиски графики немного отличаются друг от друга.  Иногда самые удачные первые, а иногда последние.
Фото автора. Просмотр учебных работ. Оттиски графики немного отличаются друг от друга. Иногда самые удачные первые, а иногда последние.

Работа печатается на станке. Если станок настроен хорошо, то рисунок хорошо пропечатывается на бумаге с первой прокатки. Бумагу нужно предварительно вымочить. Печать идет на мокрой бумаге. Станок позволяет плотно пропечатать изображение. В кустарных условиях печатный станок можно заменить прессом.

Фото автора. Тяглова Н, Учебные работы в технике сухая игла. "Ферма".
Фото автора. Тяглова Н, Учебные работы в технике сухая игла. "Ферма".

Даем отпечатанному рисунку просохнуть. Какие-то мелкие детали, если они не получились, то можно дорисовать или исправить уже на бумаге.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная работа. Пленка с нанесенной краской под печать в технике сухая игла.
Фото автора. Тяглова Н. Учебная работа. Пленка с нанесенной краской под печать в технике сухая игла.

Эта техника позволяет получить много отпечатков одного и того же рисунка. Такую печать называют глубокой печатью. Сама техника имеет отличительную особенность: мягкие штрихи «барбы», углубленные борозды с заусенцами от иглы, оставляют своеобразный отпечаток на бумаге.

Фото автора. Тяглова Н. Учебная работа в технике сухая игла. "Подсолнухи".
Фото автора. Тяглова Н. Учебная работа в технике сухая игла. "Подсолнухи".

Сами работы получаются очень эффектными. Техника сухой иглы позволяет получать законченные произведения, где все отпечатки авторские.

Посмотрев за работой дочки, я вдохновилась, поняла, что не боги горшки обжигали, и тоже захотела попробовать сделать работы в этой интересной техники – сухая игла.

Может быть, моя статья вдохновит и вас.