Всем Доброго Аудиофильского!
А интересный этот Одиссей 010 я вам скажу!
В первых 2х частях я периодически указывал, что схемотехника в нем в стиле 60х годов, при том, что элементной базе в нем примененной родом из 70х, такие способы устранения искажений не нужны. Сама элементная база стала лучше. Ей это уже не требуется.
Там же я задавал вопросы в стиле. А инженеры вообще понимают, что творят? Если этим транзисторам такое не требуется, то зачем оно здесь?
Я отвечал на этот вопрос, что это с целью иллюстрации смены эпох.
Так вот сейчас, в обзоре мощника, мы обнаружим, что они все понимали. И что это действительно так сделано с целью иллюстрации.
фото отсюда https://m.qrz.ru/schemes/contribute/audio/amplifiers/usilitel_odissej_010_stereo.html
На входе мощника у нас стоит дифф... стойте стойте! Это не дифф-каскад!!! Ни разу не он!
Выглядит как он!!! Но это не он!!! Это начертание схемы под него косящее.
На самом деле это каскодное токовое зеркало.
Его задача минимизировать гармоники возникающие в транзисторе. Только оно для 3102 не нужно такое навороченное. Да еще и на входном каскаде.
Дальше следует фазоинверсная цепь с тем что часто принимают за каскод. На самом деле это токовый повторитель. Задача его устранить эффект Миллера, который приводит к росту гармоник на частотах ниже 100 гц. Суть в том, что во втором транзисторе, формируются противофазные гармоники симметричные с первым.
Конденсатор же шунтирует эту цепь, чтобы ВЧ составляющая проходила в обход нее. Дело в том, что этот "товоковый каскод" дико зашкаливает КНИ на частотах выше 5 кГц.
Батарея диодов обеспечивает одновременно и термостабилизацию, и разделение по амплитудам, и минимизацию гармоник. Правда опять таки на элементной базе 60х.
Далее сигнал поступает на резистор, форсированный ускоряющим конденсатором.
Это не цепь коррекции АЧХ. Это кондер с приличным запасом дури. Его задача компенсировать девиацию тока в момент формирования гармоник.
Тут таких форсажей по 2 штуки на плечо. Через каскад еще один красавчег будет.
А вот дальше следует схема, которая выглядит как симметричное включение транзисторов. Ее задача в 60х тоже была по части снижения гармоник. Но вот только... Тут она ни разу не такая. Тут это быстродействующая защита от короткого замыкания в акустике.
Вернее от сверхсильного снижения входного импеданса ее.
Дело в том, что при движении динамика с постоянным усилием сопротивление магнитной катушки одно. А вот если усилие повысить, то сопротивление падает.
И это может случаться в моменты резкого удара по барабану. Когда диффузр резко топит вперед, а гибкость воздуха сопротивляется. И тут случается такая бяка как преход агрегатного состояния воздуха в более плотный режим.
Что резко замедлит ход динамика, и приведет к кратковременному падению сопротивления. И вот чтобы за это время выходные транзисторы не расплавили радиатор. Или еще чего хуже, дорожки на плате не потекли, стоит эта защита.
Она срабатывает просто. Видите резистор на выходе? В случае короткого замыкания, или близкого к нему состояния, на нем возникнет ощутикое падедение напряжения. Будет приличная разность между эмиттером транзистора и выходом на нагрузку. Вот она и откроет базу транзистров, а те шунтируют сигнал в слаботочной цепи, сняв его с выходных каскадов.
Система вздохнет с облегчением, никто не сгорел, и дальше плясать начнет. На большой громкости такая цепь то и дело вызывает слышимую компрессию звучания. Т.е. работает она активно и постоянно, стоит только поднавалить посильнее. Зато ничего не сгорает.
Дальше следует схема защиты акустики от пробоя в транзисторах. Она просто отключает релюхой колонки от выхода усилителя. Кстати быстродействующая защита тоже катушки в динамиках от перегрева спасает. Уж лучше прихлопывающая компрессия, нежели хлопнувший динамик.
Ну и самое интересное. Зачем тут стабилизатор по питанию?
Дело в том, что в 60х транзисторы были очень очень сильно чувстивтельными к тому, что у них творится на коллекторе. Это в 70х им стало плевать на девиацию коллекторного напряжения настолько, что главное, чтобы на нем было напряжение выше чем на базе. А там хоть пляши в ритме полезного сигнала. 1 вольт разницы с базой и порядок.
Это позволило создавать усилители в классе Н. Когда коммутируется питание, чтобы система меньше грелась. А вот в 60х, транзисторы по этому параметру вели себя хуже ламп.
Как итог, для снижения КНИ применялся прием под названием стабилизация напряжения на коллекторах транзисторов. Стабилизатор здесь собран по быстродействующей схеме.
Большие электролиты стоят после диодного моста. И только после них идет стабилизатор. Он понижает напряжение до минимального значения на электролитах под нагрузкой. И тем самым не дает ему подскакивать в режимах меньшей нагрузки.
Правда опять таки. Этой элементной базе такое дело не нужно. Но изначально все эти ухищрения носят задачу минимизации искажений. Это ведь усилитель высокой точности!
Вот такая история.
*************************************************************************
Ну и раз уж заговорили про класс Н. То вот вам усилитель в этом классе.
Arcam HDA SA10
фото отсюда Ссылка на данный товар на Яндекс.Маркет
Усилитель тоненький, маленький. При этом 50 ватт могет. Но самое главное. Он их в Классе А могет. Выходные каскады находятся в режиме А, а чтобы он не грелся у него плавающее напряжения питания этих каскадов.
На звук у него мощные, быстрые, прозрачные басы. Причем строит он любую акустику. Серединка на уровне 10го ряда, согласно моей теории Аудиофильских Рядов. И детальный, чистый верх.
Я бы сказал, что он тоже стремится к высокой точности. Но на слух, по моим оценкам, инженеры щепотку Аудиофильскости ему все-таки подсыпали.
За что и цена суровенькая.
Хотя... Может это и правда так звучит Настоящая Высокая Точность?
Спасибо, что дочитали!