Найти тему
Технологии бизнеса

Авторам в Яндекс Дзен: важные особенности работы алгоритма

Автору в Яндекс Дзен
Автору в Яндекс Дзен

Алгоритм показа публикаций в Яндекс Дзене является вечной головной болью для большинства авторов этой платформы. Это и неудивительно, поскольку его работа зависит от очень большого числа факторов и заявить, что он полностью знает, как работает этот механизм вряд ли кто может. Чтобы не гадать на кофейной гуще, будем изучать статистику своего канала и делать выводы, исходя из фактических данных на выходе, а именно в Яндекс Метрике.

Сразу хочу сказать, что в своих суждениях я основываюсь только на своих наблюдениях и на своей статистике, поэтому не претендую на какие-либо однозначные утверждения. Тем не менее, длительный опыт ведения каналов в Яндекс Дзен позволил сделать для себя некоторые выводы, которые, надеюсь, будут интересны и другим авторам.

Первый вопрос касается аудитории, которая набирается за последний месяц на вашем канале. Аудитория аудитории, как известно, рознь и привлечение её легкомысленными способами вроде гонки за самыми читаемыми темами и кричащими заголовками, возможно лишь на начальном этапе (и то, крайне осторожно), когда, к примеру, вы стремитесь как можно быстрее вывести канал на монетизацию.

Дальнейшая игра на этом поле имеет смысл только в том случае, если ваш канал именно этому и посвящён и вас это устраивает. Нужно понимать, что аудитория у такого контента рекламодателями не ценится и, соответственно, цена клика или 1000 дочитываний будет низкой. А, значит, и нет смысла возмущаться, что канал кипит, а денег мало.

Теперь о своих наблюдениях. Многие авторы вполне резонно задают себе вопрос: С каким видом контента работать. Создавать видео или писать статьи? Вопрос, конечно, интересный. Очевидно, что видео лучше показывают в ленте, они набирают больше просмотров и на выходе канал получает намного бо́льшую аудиторию, чем если бы он публиковал статьи.

Но монетизация видео совершенно непропорциональна монетизации статей, поэтому неизвестно, где вы больше заработаете. Да, аудитория создаётся большая, но она не станет читать ваши статьи, если вы вдруг решите их опубликовать или захотите поработать с рекламой и создадите для заказчика Партнёрский материал в виде статьи.

Аудитория в интернете делится на несколько групп: одни преимущественно (!) читают статьи, другие смотрят видео, третьи лайкают картинки, четвёртые играют в танчики и т. д. Кто-то заходит обсудить новости, поспорить, поругаться. Поэтому, аудитория, набранная на просмотрах видео, не станет читать, что вы написали и наоборот. Конечно, каждый из нас и читает и смотрит видосы, но, в целом, ситуация именно такая.

У меня на одном из каналов после 5-10 опубликованных видео, статьи не заходят совсем. Посещаемость резко падает, в том числе и на видео. Уверен, если бы я совсем ничего не размещал после серии видео, результат был бы намного лучше. Алгоритм приспосабливается к контенту, подбирает к нему аудиторию и резкая смена формата выбивает его из колеи. Он вынужден тратить время на подбор совершенно иной аудитории, той, которая станет читать. В результате и статья не зашла и по видео просмотров мало.

Допустим, каналу выделяется, к примеру, 1 сек/час на его обработку алгоритмом. Он её тратит на подбор аудитории для нового контента и для ранее опубликованного. Если новый контент привычен для вашего канала, то ему подойдёт уже сформированная ранее аудитория и показы пойдут, искать аудиторию не нужно. А вот если что-то совсем новое, то он будет тратить это время на оценку контента и поиск тех, кому его показывать.

Отсюда вывод: вряд ли стоит стремиться к разнообразию форматов на своём канале. Ну, если только вы ещё ищете тот материал и тот формат, с которым вам проще и удобнее работать. Чередование статей и видео будет приводить к общему падению трафика. Возможно, незашедшая сразу статья или видео в дальнейшем получат свою аудиторию, но ведь это отсрочка по времени и не факт ещё, что это произойдёт.

То же самое относится к тематике публикаций. Наверняка вы уже знаете, что резкая смена темы того, о чём вы пишете или снимаете, приводит к сильному падению просмотров. Тут то же самое: существующую аудиторию и подписчиков, видимо, новая тема интересует меньше.

Даже использование бонусных показов в таких случаях не исправляет ситуацию, о чём я с болью в душе () писал в статье:
Слив бонусных показов. Что бы это значило?

Также обратил внимание на устройства, с которых пользователи заходят на Дзен. Когда у меня преимущественно крутятся видосы, доля просмотров с мобильных устройств доходит до 93% и даже выше. А когда трафик идёт на статьи, мобильных устройств становится меньше – привычные 65-70%.

О чём это говорит? Что это разные аудитории, о чём выше уже писал. Да и здравый смысл подсказывает, что сидя с мобилой в метро или в электричке, сложно читать что-то длинное и серьёзное, сосредоточиться и то не получится. С этих устройств легче воспринимать лёгкий и развлекающий контент.

На этом сегодня вроде бы всё, что хотел написать. Да! Ещё добавлю, что алгоритм привыкает и адаптируется не только к формату контента, но и к ритмичности его выхода, периодичности и частоте появления (лучший вариант - в одно и то же время). У алгоритма не бывает выходных, как нам это ни странно. ) В общем, работаем, как маленькое СМИ.

Для решения всех этих вопросов существуют отложенные публикации и наша работоспособность, конечно. На этом позвольте откланяться. О том, что ещё влияет на работу алгоритма в Яндекс Дзен, я написал в следующей статье:

На что реагирует алгоритм в Яндекс Дзен?

Друзья! Очень важно ваше мнение о том, что я здесь написал. Полезно это было для вас или я зря старался? Поставьте ваш ответ в форме для голосования и напишите своё мнение в комментариях к статье.

Всем успехов! Спасибо за лайк! Жду ваших откликов!