Ну вот надо же как бывает на войне. Александр Курзенков был одним из лучших летчиков ВВС РККА в годы войны. Дрался с самого начала и сложил свою голову буквально перед самой Победой. В июне 1941 года, в самом начале войны, он принимал участие в налете советской авиации на Констанцу. Причем в ходе выполнения боевого задания его подбили, но повезло – дотянул до Одессы.
В дальнейшем попал в госпиталь, а после лечения его боевая судьба оказалась связана с Балтикой и ВВС КБФ. Сначала он попал в бомбардировочный полк, но потом был переведен а авиаразведку, где и воевал до конца войны в составе 15-го разведывательного авиаполка.
Саша Курзенков летал много, выполняя самые сложные задачи. К сентябрю 1943 года на его счету было 203 вылета на боевые задания на бомбардировщике Пе-2. Летал как над относительно близкими целями, например, на разведку над Ладогой, так и над Хельсинки, Ханко, Таллином.
Тут надо отметить, что вылет на разведку – это чаще всего полет одиночным самолетом, то есть – отличная цель для вражеских истребителей. Поэтому каждый раз надо хитрить, придумывать что-то нестандартное, чтобы уйти от вражеских охотников. Заходить с неожиданной стороны, то на большой высоте, то на бреющем полете. А еще совершенно неудивительно, что непогода всегда была лучшим другом авиаразведки.
В январе 1944 года боевую работу Александра Курзенкова оценили по достоинству – он стал Героем Советского Союза. Тут надо отметить, что у Александра был старший брат Сергей, тоже ставший Героем Советского Союза в июле 1943 года. С Сергеем Курзенковым произошел достаточно уникальный случай – на подлете к своему аэродрому его по ошибке сбили свои зенитчики. Пришлось прыгать с парашютом, но когда тот раскрывался, стропы оборвались и Сергей Курзенков упал на землю с высоты около 700 метров. Ему повезло – упал на склон горы в глубокий снег и остался жив, несмотря на полученные травмы.
Так вот Саша Курзенков успешно летал на разведку до самого конца войны. 8 мая 1945 года его на самолете Як-9Д послали на разведку немецкого конвоя, уходившего из Либавы, порта, который удерживала окруженная и не капитулировавшая Курляндская группировка немцев.
В ходе разведки неожиданно завязался воздушный бой с немецкими «фоккерами». Бой сложился для Курзенкова неудачно, у него повредили мотор. Повернул к берегу, попытался дотянуть, но оказалось далеко. Решил садиться на воду и уже передал, чтобы высылали катера в квадрат посадки. Но в последний момент заклинило фонарь. Из самолета Александр Курзенков не выбрался. В документах поставили «Пропал без вести».
Кстати, именно Курляндская группировка немцев капитулировала в Великой Отечественной войне последней, уже после подписания Акта о капитуляции – 10 мая 1945 года. Причем это – официальная капитуляция, отдельные отряды немцев дрались в этих краях до июля 1945 года. Поэтому те, кто пишет, что все понимали, что войне конец и дрались на «расслабоне», поэтому Курзенкова и сбили – не правы. Немцы в Курляндии дрались ожесточенно и до последнего. Тут было не до того, чтобы расслабляться.
Впрочем, героя это все равно не вернет, как и его друзей. В тот же день немецкие истребители сбили его лучшего друга Григория Давиденко, летавшего штурманом на разведывательном Пе-2. И было Алекандру Курзенкову всего 24 года.
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграм