Найти в Дзене

Что общего у макарон и Дикого Запада? Фильм Серджио Леоне "Хороший, плохой, злой"

Что вы знаете о вестернах? Память дарует нам чёткий образ: небритый брутал в ковбойской шляпе, прерия, рука на кобуре и сигара. Этот стереотип во многом стал популярен благодаря картине «Хороший, плохой, злой» режиссера Серджио Леоне, снятой в 1966 году. Одной из самых ярких работ в истории вестернов, да и вообще мирового кино. Чеканная, пафосная, медлительная, но не дающая оторваться зарисовка об одиноком стрелке Дикого Запада, задавшая высокую планку всему жанру.

Спагетти-вестерн

Как ни странно, в производстве фильм мало общего имеет с Америкой, кроме актера Клинта Иствуда, сыгравшего свою самую знаковую роль. Да так убедительно, что уйти от этого героя он смог только когда начал сниматься в собственных фильмах. Картина Серджио Леоне вообще-то снималась в Италии и Испании, благо пейзажи похожие, да и производство там в разы дешевле. Миллион долларов с небольшим – сущие копейки по Голливудским меркам даже по тем временам. Все роли, за исключением главных, исполняли итальянцы. Сам Леоне и английским-то почти не владел, как и прочие члены съемочной группы. В то время в Италии счет снятым вестернам шёл на сотни. О, да! До "Good, bad, ugly" жанр не просто не был новым, а уже считался вторичным. Отсюда и понятие "спагетти-вестерн". Леоне двумя предыдущими картинами на ту же тему серьезно его укрепил. «За пригоршню долларов» и «На несколько долларов больше» вкупе с «Хороший, плохой, злой» образовали своеобразную трилогию, впрочем, сюжетно не связанную.

-2

О чём фильм

Сюжет повествует историю трёх авантюристов, отправившихся на поиски потерянного золота конфедератов в пылу шедшей тогда в США Гражданской войны. В начале каждый своей дорогой, но столкновение по законам жанра было неизбежно. И уж симпатий они друг к другу не питают. Кстати, название фильма скорее иронично и даже издевательски описывает характеры героев: до конца непонятно, кто из них хороший, а кто плохой. Многие упрекали творчество Серджио Леоне в неоднозначной морали. А может, он просто старался снять аутентичное кино?

"Хороший, плохой, злой" смело можно назвать эталонным представителем жанра. Почти три часа хронометража! Но они пролетят для вас незаметно, обещаю. Монтаж... Включив дедушку скажу, что сейчас так не снимают развлекательное кино - первое слово произносится актерами только на 10-й минуте. И вы удивитесь при просмотре, насколько многое отсюда заимствовано и уже давно растаскано на клише в современных фильмах. А заглавная музыкальная тема авторства Эннио Морриконе, пожалуй, популярнее своего киношного родителя. Это мгновенное узнавание даже детьми. Герой Клинта Иствуда таинственнее некуда. Крут, спокоен и удачлив до невозможности. У него даже имени нет, обычно его называют блондином. Бандит Туко – его полная противоположность и источник юмора на протяжении всей истории. А вот персонаж Ли Ван Клифа – коварный и нерукопожатный демон во плоти. Согласитесь, в этой фабуле ничего особенного, говорят, автор сценария придумал всю её за пять минут. Зато реализация прекрасна.

-3

Как снимали, или не благодаря, а вопреки

Весь процесс съемок и подготовки нельзя было назвать гладким. Сценарий не раз переписывался, что вызвало разлад между режиссером и его сценаристом Лучиано Винчензони. Клинт Иствуд чуть не отказался от участия, т.к. считал, что другой герой из «троицы» бандит Туко слишком уж выделяется. Да и гонорар запросил несусветный – пятую часть от бюджета фильма и почему-то автомобиль Феррари. Ну как уехать из Италии без знаменитого авто? Долгие переговоры, и режиссер сдался.

Экономили в производстве на всём: масштабные декорации строили солдаты, они же снимались в батальной сцене. В остросюжетном фильме даже не было задействовано каскадеров. Более того, сам Серджио как-то заявлял, что вообще-то не очень старался над картиной, считая её проходной. Слукавил, наверное – слишком уж тщательно снято. Не зря его вспоминали как тирана на площадке. А когда фильм был продемонстрирован публике, критики отнеслись к нему весьма прохладно, априори записав в категорию низкого жанра. И как при таких вводных говорить об успехе? Однако только в американском прокате фильм окупился в 20 раз.

-4

А по прошествии лет его стали ставить на верхние места всех рейтингов, как и сейчас, намертво закрепив звание культового. После просмотра гораздо охотнее тянешься за словом «искусство», чем от иных арт-хаусных драм. Удивительно, как иногда проект, в процессе скрипящий всеми своими шестерёнками, проходя через конфликты и нестыковки, по итогу рождается во что-то великолепное. На мой взгляд, в этом заслуга всегда одного единственного человека. Ведь только он уже мысленно сидит в кинозале и смотрит своё кино, хотя нет ещё и сценария. Предлагаю и вам потратить вечер на участие в столь завораживающем приключении.