Найти тему

Большая тень от маленького ёжика: анимация "Ёжик в тумане"

Анимационный шедевр Юрия Норштейна «Ёжик в тумане», снятый в 1975 году, как бы сказали сейчас, оказался очень меметичным. Необычный персонаж и странное название давно живут своей жизнью, выступая сегодня материалом фотожаб и шуток. При том, что оригинал мало кто смотрел целиком, его герой у всех на слуху.

Сюжет

Сюжетная канва фильма проста: ежик направляется к своему другу попить чаю с вареньем и попадает в таинственный туман, в котором он теряет себя и сталкивается с будоражащими душу явлениями.

Но после просмотра 10-минутного мультфильма становится понятно, что это серьёзное произведение, а не хохма, и язык не поворачивается назвать его «мультиком». С момента создания лента получила множество гран-при на разных фестивалях и заняла первое место в рейтинге «Лучших мультфильмов всех времен и народов» в Токио. Не аниме от японского мэтра Хаяо Миядзаки, а «Ёжик в тумане». На втором месте оказалась «Сказка сказок» того же Норштейна. Вообще, Миядзаки и Норштейн очень уважительно относятся друг к другу, хоть первый и оказался плодовитее.

Особая техника

Может, детям смотреть «Ёжика» не противопоказано, но он скорее предназначен для взрослых, да и то постарше. Для тех, у кого детство - это лишь несколько ярчайших впечатлений, которые, по сути, являются безделицами: осенний лист, спаниель с мокрым носом, первые страхи и удивления, туман…

Юрий Норштейн снимал свои картины в своеобразной кукольной технике перекладной анимации: бумажные фигурки закрепляются на специальном столе, что позволяет не перерисовывать каждый кадр, а переставлять отдельные части изображения. Здесь, в отличие от полностью рисованной диснеевской анимации, можно эффектно использовать статичные кадры как в игровом кино. Обратите внимание при просмотре: почти весь мультфильм нарисован карандашом, но об этом быстро забываешь, погрузившись в невероятный объём с причудливой игрой светотени. Автор сумел с помощью разрисованных карандашом бумажек создать то, что сейчас делает Pixar в 3D на суперкомпьютерах. Юрием Борисовичем было придумано множество авторских приёмов, не случайно среди кучи его наград многие — за технику.

-2

Особый смысл

Это ведь пример не только для тех, кто работает в анимации. Неточная цитата Норштейна: «Ограничивай себя в средствах, и сделаешь что-то стоящее». Автор ограничил себя почти до предела. Припомните сами, как вы начинаете работу над чем-то сложным. Даже в наш век высоких технологий главное оружие человека — это ручка и листок бумаги. Однако техника не прославила бы «Ёжика в тумане» на весь мир, не будь в этом мультфильме чего-то большего. Визуальный объём здесь играет в полном единстве с объёмом смысловым, и содержание нельзя описать в школярских выражениях «Смысл фильма состоит в том-то и том-то, а тема… а герой…» и прочее.

Наверное, можно сказать, что это фильм-воспоминание о ярких экзистенциальных переживаниях, которые нас меняют. О тех моментах, когда не ты живёшь жизнь, а она живёт тебя.

«Я ёжик. Я упал в реку», — говорит герой не с бессилием, а с каким-то созерцательным восторгом. А ещё это фильм об ощущении одиночества, в том числе чужого. Из подобных вот заумных рассуждений состоят двухчасовые лекции о «Ёжике в тумане», но читать лекции об этом — дело неблагодарное. Лучше просто его посмотреть — атмосферный, эстетичный, одновременно уютный и пугающий.

-3

Работы автора

Немного жаль, что Юрий Норштейн давно не радует нас новыми картинами. С 1981 года он в такой же технике делает свою анимацию «Шинель» по одноимённой повести Гоголя, да никак не закончит, только гневно отвечает на вопросы о том, как движется работа: мол, это не пироги печь. И всё же скоро 40 лет… Разразившись в 70-х чередой шедевров: «Сказка сказок», «Сеча при Керженце», «Цапля и журавль», — выдающийся художник как будто потратил на них всего себя. А может быть, и лучше, что он не Уолт Дисней со штатом из десятков мультипликаторов, не организатор анимации, а просто художник?

Думаю, каждая из его изумительных картин могла достичь такой же славы, если бы не большая тень от маленького, но такого таинственного ёжика.