Федор Михайлович Достоевский – не только великий русский писатель, но и мыслитель, и пророк, чьи предсказания сбылись в ХХ веке. Истоки и тайные пружины русской революции с потрясающей глубиной показаны им в романах «Бесы», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». Многие его высказывания сейчас звучат поразительно актуально. Бесценными источниками являются также его письма, записные книжки, статьи и «Дневник писателя» - ежемесячный публицистический журнал, который Федор Михайлович издавал в 1876-77 и в 1880-81 годах. В советское время «Дневник писателя» был под негласным запретом, по причине явных идеологических разногласий с теоретиками марксизма-ленинизма. Действительно, советский атеизм никак не сочетается с убежденным и выстраданным христианством Достоевского. Более негативной картины мотивов и истоков революции, чем Федор Михайлович изобразил в «Бесах» не знала мировая литература. Да еще явное превозношение России и русского народа, вопреки провозглашаемому интернационализму. С течением времени высказывания Достоевского не только не теряют своей актуальности, а наоборот, с каждым годом становятся все более и более злободневнее. На смену коммунистам пришли демократы-либералы и неприязнь к великому русскому писателю превратилась у них в животную ненависть. Господа чубайсы и их приспешники не могут спокойно даже слышать имя Федора Михайловича. Исток их злобы лежит на поверхности – они Россию ненавидят, а Федор Михайлович – горячо любит. Достаточно ознакомится хотя бы с несколькими его высказываниями.
Вот что писал наш великий мыслитель о России, русском народе и его предназначении.
«…русская нация – необыкновенное явление в истории всего человечества. Характер русского народа до того не похож на характеры всех современных европейских народов, что европейцы до сих пор не понимают его или понимают в нем все обратно».
Ряд статей о русской литературе. 1861
«Я думаю, звезду Сириус основательнее знают в Европе, чем Россию. Это-то до времени и есть наша сила. А другая сила была бы наша собственная вера в свою личность, в святость своего назначения. Все назначение России заключается в православии, в свете с Востока, который потечет к ослепшему на Западе человечеству, потерявшему Христа. Все несчастие Европы, все безо всяких исключений произошло от того, что с Римскою церковью потеряли Христа, а потом решили, что и без Христа обойдутся».
Из письма А.Н. Майкову. Дрезден, 1870.
«Мы по прежнему убеждены, что не будет в нашем обществе никакого прогресса, прежде чем мы не станем сами настоящими русскими. Признак же настоящего русского теперь – это знать то, что именно надо не бранить у нас на Руси. Не хулить, не осуждать, а любить уметь – вот что надо теперь наиболее настоящему русскому. Потому что кто способен любить и не ошибается в том, что именно ему надо любить на Руси – тот уже знает, что и хулить ему надо; знает безошибочно, и чего пожелать, что осудить, о чем сетовать, и чего домогаться ему надо; и полезное слово умеет он лучше и понятнее всякого другого сказать, - полезнее всякого прилежного обличителя».
Об издании ежемесячного журнала «Эпоха». 1862 г.
«…никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего. Он может страшно упасть; но в моменты самого полного своего безобразия он всегда будет помнить, что он всего только безобразник и более ничего; но что есть где-то высшая правда и что эта правда выше всего»
Дневник писателя 1873
«Вывод тот, что русскому, ставшему действительным европейцем, нельзя не сделаться в то же время естественным врагом России».
Дневник писателя. 1876.