Жила-была девочка. И были у нее старший брат и средняя сестра, погодки.
Когда девочка родилась, ее брат с сестрой были уже подростками, а как ей исполнилось 6 лет, они "упорхнули" из семейного гнезда на вольные хлеба, лишь изредка навещая родителей.
Начались 90-е. Мама и папа девочки были вынуждены выживать, поэтому каждый из них устроился на вторую, а затем и на третью работу. Ей же объяснили, что она уже большая, поэтому вся забота о семье отныне будет лежать на ней. И она с радостью согласилась: так был выше шанс, что ее, наконец, похвалят. Потому что не щедры были родители на ласковые слова, зато проступки замечали, тут же сообщая дочери, в чем ее ошибка и как надо было поступать.
Шло время. Девочка росла. Вот уже и подруги все встречаются с мальчиками, вот они уже – одна за другой – выходят замуж. А она все с мамой и папой живет. Потому что они уже совсем старенькие, как их бросить-то – наедине с домашним хозяйством?
Нет, девочка не была мямлей или тютей: на работе она была самой лучшей. А уж командовала так, что у подчиненных перья в разные стороны летели. Но личная жизнь так и оставалась неустроенной. Потому что мама с папой давали понять, что они без нее пропадут. И что их смерть будет на ее совести.
И вот утомленная постоянной внутренней войной 50-летняя женщина стоит у кровати умирающей мамы. Она всю жизнь положила на то, чтобы доказать матери, что достойна похвалы, что достойна любви.
– Мама! – в отчаянии взывает путевая дочь. – Ну разве я такой уж плохой человек? За что вы со мной так?!
– Как "так"? – в изнеможении спрашивает старая женщина. – Что тебе опять от меня нужно?
– Мне нужно?! Да это тебе всю жизнь от меня что-то нужно было! Постоянные замечания! Перманентная критика! Я и квартиру вам с отцом купила в центре города, и мебелью всю ее обставила! А курорты ваши постоянные? А лучшие врачи? А постоянные лекарства?
– Так вот оно что! А я все никак не могла понять, почему ты никак от нас с отцом не отцепишься! Твои брат с сестрой уже давно внуков нянчат, а ты все возле нас крутишься, ничего по дому сделать не даешь. Только возьмешься печь блины, а ты уже тут как тут: "Отдохни, мамочка! С твоей глаукомой вредно у плиты стоять!" Только пойдешь в палисадник возле дома, а ты уже: "Я сама, мамочка! У тебя давление, иди полежи!" Потому и давление, что ты своей опекой задавила! А Альцгеймер отцовский, поди, не из-за тебя ли развился? Давно хотела спросить!
Разозлилась хорошая дочь, любимую мамину тарелку в сердцах разбила – и вон из опостылевшего дома, где ее никогда не ценили. Конечно, она не смогла бросить мать без поддержки: в тот же час наняла ей сиделку. Но всю оставшуюся свою жизнь продолжала доказывать маме-в-своей-голове (хотя и не подозревала об этом) то, что она хорошая и она достойна.
К сожалению, одним дистанцированием этой проблемы не решить. Человек все равно продолжает тратить силы на доказательства собственной хорошести. Привык доказывать родителям – а дальше доказывает коллегам по работе, мужу/жене, и детям, и руководству. Тратит тучу сил, даже не осознавая этого.
Мой телеграм-канал: https://t.me/autoordination_psychotherapy