Найти тему
Ника Марш

"Кривые ноги" пушкинских дворянок

Помните пушкинские строки? «Только вряд, найдете вы в России целой три пары стройных женских ног». Тут дворянкам впору было бы обидеться. Почему – дворянкам? Пушкин, конечно, описанный предмет знал и любил, но вряд ли мог достаточно оценить внешность дам другого сословия. Так родился миф про «кривые ноги» русских дворянок.

иллюстрация Л.Тимошенко
иллюстрация Л.Тимошенко

Строки, вызывавшие споры, Пушкин написал в Одессе, в 1823 году. Было ему двадцать четыре, и нет сомнений, что о внешности современниц он знал не понаслышке. На юге у него было немало увлечений: Амалия Ризнич, полька Каролина, и, наконец, супруга генерал-губернатора Елизавета Воронцова. Графиня была прекрасна, но Воронцов - бдителен. Пушкин его раздражал. И посылал «на саранчу» - провести оценку тех местностей, где насекомые больше всего разгулялись. Отчет поэта звучал бесподобно: «Саранча летела, летела…и села, сидела…все съела и вновь улетела». Шум поднялся! Вскоре после этого Пушкина отправили в Михайловское.

Эта отсылка поэта задела. О Воронцове он написал едкую эпиграмму, но вот сомнительную стройность красавиц вряд ли можно отнести к жене генерал-губернатора. Елизавета Ксаверьевна считалась признанной красавицей. К тому же, в «Евгении Онегине» (откуда и взята цитата), Пушкин добавляет:

Ах, долго я забыть не мог
Две ножки… Грустный, охладелый
Я всё их помню и во сне
Они тревожат сердце мне.
Елизавета Воронцова
Елизавета Воронцова

Была ли то Воронцова, или «царица русской сцены» Екатерина Семенова, с которой поэт тоже был знаком? Они вместе участвовали в любительских спектаклях, и иногда лестное упоминание соотносят именно с ней.

И все же: почему нет трёх пар? И как Пушкин в этом мог убедиться? Мода девятнадцатого века не предполагала даже открывать туфельку. Так, носок башмачка. Конечно, муслиновые платья времен Наполеона простора воображению не оставляли – тонкие, белые, воздушные. Однако такая тенденция пришлась на детство поэта. В его взрослые годы дамы уже перешли на другие наряды – с более широкими юбками, которые год от года становились только пышнее. И даже в веселом танце ничего особенного под ними увидеть было нельзя.

платья 1820-х, силуэт заметно "расширился" по сравнению с модой "ампир"
платья 1820-х, силуэт заметно "расширился" по сравнению с модой "ампир"

Обидно за дворянок! Особенно, если прочитать отзывы иностранных путешественников. Вот Амброджо Контарини, 4 месяца проживший в Москве в 1477 году: «Русские очень красивы, как мужчины, так и женщины». Или Рафаэлло Барберини, побывавший в столице в 1564-м: «Ревнуют своих жен и мало дозволяют им отлучаться со двора; да и не без причины: женщины у них чрезвычайно хороши собою и здоровы».

Кстати, жившая в 19-м веке Варвара Римская-Корсакова, которую называли «Русская Венера» считалась в Европе….обладательницей самых красивых ног. Подтвердить это звание Варвара могла неоднократно, потому что посещала светские мероприятия в одних газовых накидках. (Я писала о ней в статье «Русская Венера»»).

Еще один восторженный отзыв о дворянках, от Ганса Морица Айрмана, немецкого путешественника: «Таковые с лица прекрасны… что превосходят многие народы. Они стройны…и высоки».

иллюстрация к "Евгению Онегину" Самокиш-Судковской
иллюстрация к "Евгению Онегину" Самокиш-Судковской

Владимир Набоков, оставивший комментарии к «Евгению Онегину» считал, что Пушкина недостаточно верно поняли. Поэт имел в виду… ступни. Максимум, ноги до щиколотки – что, как раз, и можно было разглядеть во время танца. В конце XVIII века в первой половине XIX-го пришла мода на миниатюрные «туфельки». А обладательниц 33-35 размера во взрослом возрасте, согласитесь, не так много. Отсюда и разочарование.

Так что про «кривые ноги» пушкинских дворянок – это больше миф. Художественное преувеличение. И не совсем точная формулировка. А что вы думаете?

#наука #история россии #интересные факты #женщины #литература

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!