Давайте сегодня без вступлений, ибо суть вопроса совершенно понятна из заголовка. Итак.
№1: простои на месте из-за прогрева мотора
В данном пункте, казалось бы, всё более чем очевидно: дольше стоим на месте - больше сжигаем горючего. Всё так. И тем не менее, большинство автолюбителей не учитывают ещё пару моментов. Во-первых, на морозе масло густеет, и пока оно хотя бы немного не "погоняется", его вязкость будет выше от номинально-расчётной. И во-вторых, зазоры всех трущихся детали ДВС рассчитаны на определённый температурный режим. И пока мотор не будет хотя бы немного прогрет, толщина масляной плёнки будет больше, а сопротивление подвижным деталям - выше. Конечно, в единичном приближении всё это крохи, но за недели и месяцы складывается во вполне ощутимые сотни рублей на заправках.
№2: тратим больше электричества
Данный пункт тоже вполне прозрачен: короткий световой день, плюс почти постоянно работающие подогревы кресел, зеркал и стёкол. Где связь с расходом? Она совершенно прямая: чем выше нагрузка на генератор, тем большее сопротивление вращению он создаёт. Другими словами, с полной электронагрузкой двигателю вращать его (через ремень) труднее - отсюда повышение расхода топлива.
№3: зимний воздух плотнее
Это уже из неочевидного - по крайней мере, не для большинства автолюбителей. Чем холоднее воздух, тем более "густой" он становится. Продираться на него автомобилю (особенно на трассовых скоростях) становится труднее и затратнее по горючему. Тоже, казалось бы, копейки. Но каждая такая копеечка падает в копилку суммарных трат на каждой заправке.
№4: сопротивление для шин выше
Тоже весьма "тонкая материя", о которой едва ли кто сильно задумывается. И тем не менее, роль играет. Просто вспомним, по чему нам приходится ездить зимой на наших вечно нечищеных дорогах и просёлках. В большинстве случаев это каша из грязи, мокрого льда и снега. Соответственно, сопротивление качения покрышек возрастает - машине приходится пробивать этот слой как ледоколу лёд. Ну или представьте, что вы постоянно едете на приспущенных шинах - результат по увеличению топливного расхода будет схож.