Вот такой комментарий получила, начала отвечать, поняла, что во-первых, только об этом и пишу (70% статей на канале об этом вольно или не вольно), во вторых, опять накатала простыню в комментариях. Но раз человеку важно, то можно и опять об этом заметку опубликовать. По кругу, так сказать.
Мой ответ:
Читали ли Вы начало канала? Гриша не просто не горел желанием, он годами сражался за право не заниматься. И только, когда бессердечная мама силой его усадила за стол и держала там полгода, он более менее стал это делать.
А всё, что Вы описали есть и по сей день. Всё он делает формально.
Но, этому посвящён весь канал, почти каждая статься.
Человек очень неусидчивый - это комплекс (интерес здесь не при чём), вероятнее всего у ребёнка очень маленький объём внимания. Он не в силах сконцентрироваться. Поэтому прыгает, дёргается, болтает и всё в том же духе. То есть отвлекается на всё, на звук за окном, на новый лак на моих ногтях, на "ой, мама, у меня грязь, ой, а что это за трещина, ой, карандаш тупой и что-то ещё". Понимаете? На всё.
Что я с этим делаю?
Грамотно составляю урок.
Он состоит из кусочков, из разных видов деятельности.
Пример №1:
1. Игра на память - 40 сек. Это интересно и легко, надо действовать руками, что-то трогать.
2. Артикуляционная гимнастика - 3 минуты. Не интересно, но посильно, что-то там со ртом надо делать.
3. Математика -10 минут. Сложно, иногда интересно, но часто очень сложно, на грани возможностей, надо думать, слушать, пытаться понять.
4. Таблица умножения - 6 минут. Легко, иногда сложно, но посильно. Таблицу учим в игровой форме, алгоритм Грише известен, он наполнен игровыми моментами, необходимостью что-то бросать, где-то рисовать и немного думать,
5. Кубики Никитина (собрать узор) -10-20 мин. Сложно, но посильно. Ручная деятельность с включением мозгов.
Это один урок. Его продолжительность варьируется от 20 до 40 минут. Но, думаю, понятно, что вообще, это урок по математике. Но если Гришу усадить только за математику, то и урок сможет продлиться всего лишь 10 минут. Он не выдержит больше, начнёт отключаться, а как следствие сопротивляться. И я не смогу его удержать (пробовала).
Пример №2. Урок как бы по Русскому языку - самый сложный для Гриши.
1. Домино - 5 минут. Сложно, но посильно, надо действовать руками, что-то трогать.
2. Чтение - 8 минут. Сложно, но посильно. Вообще, очень сложно, потому что связано с речью. Но задания так составлены, что похожи на игру, что бодрит Гришу и облегчает ужас от почти не посильной задачи.
3. Русский язык - 10 минут. Сложно, не интересно, почти не посильно. Надо читать, слушать, пытаться понять какую-то абстрактную фигню, которую нельзя толком проверить. Поэтому это и самый сложный для него урок.
4. Пазл - 10-20 минут. - Сложно, но интересно, а где-то даже легко. Действовать надо руками и мозгами. Всё строго логично. Никаких вариантов. Даже если пазл сложный, задача понятна. Надо собрать. А понимание задачи для Гриши - уже 50% успеха. Часто он просто не понимает, чего я от него хочу, даже если понимает слова.
Как видите, то же самое. Урок длиться минут 20-40. Виды деятельности меняются, обязательно чередуется генеральная линия писать-читать-работать руками. Это важно, потому что Гриша долго не может совершать непосильные задачи. Он начнёт сопротивляться. Не потому что ленивый, нет, потому что он не может. Совсем.
А вот такой вид занятий помогает ему "высиживать" довольно-таки долгие уроки.
Это всё не случайно.
Долгое время я пыталась удлинить основные предметы. Увеличивала количество заданий. Но это ни к чему не привело. Не привык он, не научился, например, математику выдерживать 20 минут. Он просто отключается. И теряет способность делать даже то, что может. А если настаивать, сопротивляется. А если настаивать ещё, то становится агрессивным. Что, в общем-то понятно. Перед человеком поставили непосильную задачу: реши немедленно уравнение по квантовой физике, вот это. Не можешь? Нет, реши. Пока не решишь, не встанешь из-за стола. Ээээ. Что Вы будите делать? Вы, здоровый человек, будите объяснять, что вообще-то не умеете и не можете. Гриша тоже пытается это объяснять. Уверена, и Ваш ребёнок тоже как-то пытается или пытался до Вас донести, что он не может. Но мы, взрослые, здоровые, мало знающие про расстройства развития, люди, часто даже предположить не можем, что вот эта вот ерунда (прописи, примеры по математике и так далее) могут вызывать непреодолимые сложности у ребёнка.
Итак, идём дальше.
Сложности, это понятно.
Но мне казалось как-то... очень мало заниматься по 10 минут. И я начала наращивать основные предметы со всех сторон важными для его развития нейропсихологическими играми и другими видами деятельности (Творчество, вырезание, конструирование, спорт - да, мы и его включаем в уроки. Например, так и прописано в уроке по Окружающему миру, например: попрыгать на батуте 20 раз. Это переключает Гришу, сохраняет его энергию.).
И сейчас, если честно, я даже не уверена, что именно даёт больше пользы, основные академические предметы, или пазлы с прыжками на батуте.
Дополнение: Если, вдруг, кто-то не заметил, то урок построен в виде бутерброда. В начале - игра (лёгкая-сложная, не важно), в которой Грише надо что-то делать руками, трогать, нажимать, складывать. В середине - мозги, письмо, чтение, речь - сложно, очень сложно. В конце - обязательно - игра, рисование - что-то, что радует Гришу.
Делается это для того, чтобы вход в урок его не пугал. Он всегда в начале урока видит, что на столе лежит что-то интересное и посильное. А заканчивается урок игрой, чтобы Гриша видел и запоминал, что выход из урока, когда у него почти не осталось сил, тоже лёгкий и посильный.
Итак.
Который раз повторяю, если ребёнок не делает, значит не может. Надо наблюдать, сокращать, менять виды деятельности, вносить игровой, спортивный момент, включать его любимые занятия в урок Если таковые есть. У Гриши это мультики. Их никак не включить. Но ему легко даётся то, что связано с пространственным мышлением, и поэтому его окружают разные конструкторы и соответствующие задания.
В случае Гриши такой подход пока единственно возможный и он приносит пользу.
Удачи вам, мои дорогие читатели!